Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Русский язык в начальной школе»: урок с учетом требований ФГОС НОО;
Разработка плана работы над изложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ урока | 228.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам"
Автор разработки:
учитель начальных классов Саакова А. А.
Содержание : «Русский язык в начальной школе»: урок с учетом требований ФГОС НОО;
Разработка плана работы над изложением ( 1-4кл);
Русский язык
Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам"
Тема: Развитие речи. Работа с текстом.
Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Ч. 2 с. 66 упр. 115
Цели: проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть
Ход урока.
- Организационный момент.
- Целеполагание.
— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)
- Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем писать изложение.)
- Правильно.
- Тема урока - «Изложение повествовательного текста по данным вопросам».
- Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста и применять изученные правила письма при письменном изложении текста.
Работа с загадками.
- Отгадайте загадки и узнаете, о ком будет текст изложения.
Окраской – черноватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она?.... Ворона
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте-
Неленивый я в работе. Кот
1. Знакомство с текстом. Первичное чтение текста учителем. Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.
(Деление текста на части проводится коллективно. Изложение текста по вопросам проводится в форме самостоятельной работы.)
а) Знакомство с текстом.
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.
2.Составление плана текста. Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.
- О ком и о чём текст?
- Определите главную мысль: «О чём самом главном хотел сказать автор?
- Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту?
- А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради.
Анализ структуры текста.
1 часть
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
2 часть
Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер.
3 часть
Ворона испугалась. Она полетела над деревней.
4 часть
Мурзик не удержался и упал. Ему
повезло. Он провалился в пушистый снег.
- Сколько частей можно выделить в тексте? (Четыре.)
- К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?
Работа над содержанием первой части (три предложения).
- Что сказано о Мурзике?
- Почему автор назвал его не кот, а котик?
- Что значит озорной? (Озорной - шаловливый, вредный.)
- Как вы понимаете слова однажды, рядом?
- Какое имя существительное заменяет слово он?
Работа над содержанием второй части (два предложения).
- Что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.)
- Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.)
- Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.)
- Вместо какого слова употреблено слово озорник?
- Удачно ли подобрано слово?
Работа над третьей частью (два предложения).
- Что сказано о вороне? (Испугалась, полетела над деревней.)
- Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?
Работа над четвёртой частью (три предложения).
- Назовите действия Мурзика. (Не удержался, упал, провалился в снег.)
- Почему «ему повезло»?
- Какие слова использует автор вместо слова Мурзик?
- А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)
- Языковая подготовка (все слова записываются на доске): - работа с опорными словами (глаголами); - трудные слова (орфограммы не изучались и редко произносимые), слова-связки (вдруг, потом, однажды); - обороты речи (средства выразительности связи: метафора, сравнение). (Работа над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями.)
- Кто был озорной?
- Где однажды сидел Мурзик?
- Какая птица села рядом?
- Куда прыгнул котик?
- Чем он вцепился в перья?
- Что случилось с вороной?
- Что сделала ворона?
- Что случилось с Мурзиком?
Котик Мурзик был озорной.
Однажды Мурзик сидел на дереве.
Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул вороне на спину.
Озорник вцепился когтями в перья и замер.
Ворона испугалась.
Ворона полетела над деревней.
Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
Опора на доске с правой стороны.
Опорные слова /Трудные слова/ Слова связки
Орфографическая подготовка.
4. Повторное прочтение текста детьми.
5. Самостоятельное написание изложения.
Самостоятельно запишите изложение в тетрадь, с закрытым учебником. Каждая часть записывается с «красной строки».
Вопросы на слайде и слова-подсказки для слабоуспевающих детей на карточке:
1часть.
- Кто был озорной?
- Где однажды сидел Мурзик?
- Какая птица села рядом?
2 часть.
- Куда прыгнул котик?
- Чем он вцепился в перья?
3 часть.
- Что случилось с вороной?
- Над чем она полетела?
4 часть.
- Что случилось с Мурзиком?
- Куда он провалился?
6. Самопроверка и совершенствование текста.
Проверка написанного текста (оформление частей, содержание, орфография).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- О чём писали изложение?
- Вспомните нашу главную учебную задачу.
- Что помогло справиться с задачей?
- Где затруднялись? Чему учит текст?
Домашнее задание.
- Выполнить в рабочей тетради дз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"
Данный урок проводится в 3 классе с целью продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...
«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».
Урок русского языка в 4-м классе. Структура повествовательного текста....
Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...
презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"
Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...
Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...
Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...