рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 уч.год
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №__ от «___» ____________2015г. | «Согласовано» Зам. по УВР ______Лебедева Н.М. «__»_________2015г. | «Утверждено» Директор школы _____________ В.В.Кащаев Приказ №_____________ от «___»________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
предметной области «Филология»
2 класс
2015-2016 учебный год
Разработала программу:
учитель начальных классов
Земляная Людмила Валерьвна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе Примерной программы по русскому языку начального общего образования , авторской программы М.С. Соловейчик УМК Гармония «Ассоциация XXI век» 2013г, утвержденной Министерством образования и науки РФ и основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родниковской СОШ №6.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложение основ лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» оказывать влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи начального курса русского языка.
- формировать осознанность, контролируемыхязыковых и речевых умений;
- совершенствовать языковуюинтуицию, становление лингвистического мышления, учебную самостоятельность(в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);
-обеспечить интерес к изучению русского языка, прививать уважение к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование , т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.
Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим, в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Место курса в учебном плане
На изучение учебного предмета«Русский язык» образовательной области «Филология» во 2 классе школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170ч (34 учебные недели).
Содержание программы и процесс достижения определенных результатов представлены в двух таблицах.
В таблице № 1 показаны содержание по разделам курса и планируемые результаты обучения на конец 2 класса, согласно сквозным разделам всего курса русского языка начальной школы. Основные виды деятельности описаны на языке предметных результатов.
Во второй таблице указано тематическое планирование, виды деятельности учащихся
( описаны на языке предметных результатов), УУД, которые связаны с предметным содержанием и специфические УУД, которые не связаны с конкретным учебным содержанием. В пятой колонке описаны УУД, которые относятся к соответствующей тематике предмета. В 6 колонке записаны УУД, которые формируются безотносительно к содержанию конкретных тем предмета. Планирование этих умений осуществляется по мере реализации программы на предстоящий срок- неделю, месяц. Учебные результаты по предмету даны на двух уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В колонке 4 ( предметные умения) жирным курсивом (ККР )
фиксируется предметное содержание, на которое необходимо обратить особое внимание, т.к. это является подготовкой к краевым контрольным работам.
Условные обозначения:
К.-коммуникативные;
Л.-личностные;
П.-познавательные;
И.-ИКТ-компетенции;
Р.-регулятивные
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Особенности оценивания
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
При анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок,
допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
В методическом оснащении образовательной системы«Гармония» такие задания представлены в контрольных«и тестовых»заданиях по всем учебным предметам.
Оценивание также проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме проверочных, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умениями видеть и запоминать все предположение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников.
Изложение и сочинение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи.
Содержание и планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2 классе
Раздел | Планируемый результат по содержанию учебного предмета. Предметные умения | |
Научится | Получит возможность научиться | |
«Фонетика и графика» | -характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; -знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | - проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму -обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции. |
«Орфоэпия» | -участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения. -замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника. -создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку). | -соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям |
«Морфемика» | -различать родственные (однокоренные) слова -находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. | -разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. |
«Лексика» | -выявлять слова, значение которых требует уточнения; -выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы),группировать их. | -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи |
«Морфология» | -различать , классифицировать слова по их функции ( слова – названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов; -узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой?.какая?; какое ? Какие?; что делает ? что сделал? или что сделала? | -проводить различные изменения слов разных частей речи ( практическим путём ,без терминов). |
«Синтаксис» | -различать предложение, слово; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; -находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; -правильно оформлять границы предложений. | -выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, -строить предложения разных видов. -замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы , потому что и др.; выделять запятыми слово «пожалуйста» |
Тематическое планирование
Раздел | № урока | Тема (содержание) занятия | Дата по плану/ дата по факту | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||||
Предметные действия Подготовка к ККР | Универсальные учебные действия | |||||||
УУД, формируемые на содержании тем | УУД, планируемые по ходу реализации программы курса | |||||||
Научится/получит возможность научится | ||||||||
Знаем- повторим, не знаем-узнаем. (21ч) Повторение изученного и расширение сведений( 8ч.) Правописание ь знака между двумя согласными(«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?») (5 ч) | 1 | Поговорим об ушедшем лете. | Ориентироваться в учебнике, понимать его условные обозначения. Списывать, выполняя определенную последовательность действий. Строить высказывания на основе летних впечатлений, выбирать точные слова при формулировании мыслей. | П. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Находить необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого. Самостоятельно строить простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки | К. Давать оценочные суждения о прочитанном тексте под руководством учителя | |||
2 | О нашей речи. | Строить высказывания на основе различных источников. Пользоваться словами различных групп в речи, выявлять собственные имена. Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения, спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника. | П. Называть признаки наблюдаемого объекта | Л. Принимать и ориентируется на предложения и оценки взрослых и сверстников Р.Соблюдать режим учебной работы под руководством учителя. Распределять в ходе занятия учебные принадлежности на рабочем столе в соответствии с принятыми нормами . | ||||
3 | Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?») | Находить орфограммы. Списывать и выборочно применять известные правила | П.Выделять признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицировать конкретные и абстрактные объекты. Дополнять группу объектов подобными Р. Осуществлять учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя | |||||
4 | Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам. | Наблюдать за значением и назначением слов. Осознавать наличие различных групп слов. Ставить вопросы к словам, сравнивать, классифицировать слова по тому, что они обозначают и на какой вопрос отвечают. | П. Находить объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначать термином ряд однородных объектов. Выделять признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицировать конкретные и абстрактные объекты. Дополнять группу объектов подобными | |||||
5 | Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!») | Замечать слова, значение которых требует уточнений, спрашивать о них Объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, выполнять звуко-буквенный разбор. Списывать и писать под диктовку, выполнять определённую последовательность действий. | П.Составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова. . | К. Правильно выстраивать сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя | ||||
6 | Совершенствование различных умений | Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по значению и вопросам, относить их к определенной группе слов (части речи). По освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (без термина) в зрительно воспринимаемом тексте и на слух, применять известные правила письма (правописание ударных сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу», раздельное написание предлогов), проверять написанное и вносить коррективы, исправлять описки. | П. Находить необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого | К. Задавать элементарные вопросы по сюжету и отвечать на них без обоснования | ||||
7 | Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?) | П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя. | ||||||
8 | Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) | Списывать и писать под диктовку. Обращаеться к словарю и правильно писать осваиваемые словарные слова. | П. Находить объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначать термином ряд однородных объектов руководством учителя. К. Строить высказывания для партнера под руководством взрослого . | К. Задавать партнеру вопросы по теме и сравнивать ответы с готовым ответом | ||||
9/1 | Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн | Составлять предложения и короткие монологи. Применять правило правописания сочетаний «чк, чн, чт, щн», а также других сочетаний, когда после мягких согласных не пишется ь. написание слов по словарю. | К. Задавать элементарные вопросы по сюжету и отвечать на них без обоснования | |||||
10/2 | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место | Списывать и писать под диктовку, осуществлять проверку написанного. Отвечать на вопросы, находить ответы на вопросы в тексте. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по вопросам кто? что? (закрепление), выделять собственные имена и писать их с большой буквы. Списывать, выполняя известный план действий; выяснять | Р. Осуществлять учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя | Л.Проявлять инициативность, любознательность, интерес к отдельным предметам. | ||||
11/3 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт) | Списывать и писать под диктовку, осуществлять проверку написанного. Отвечать на вопросы, находить ответы на вопросы в тексте. | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | К. Высказывать свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что | ||||
12/4 | Подготовка к контрольной работе | Понимать записи, сделанные условными значками звуков (транскрипцию), делать такие записи в отдельных простых случаях, читать звуковые записи слов и оформлять их. Обобщать полученные знания и умения, разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; списывать и писать под диктовку, проверять выполнение работы. | К. Внимательно слушать чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных к жизненным ситуациям ребенка | |||||
13/5 | Административная контрольная работа | |||||||
14/1 | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | П. Называть признаки наблюдаемого объекта. Составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова. Находить необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого | ||||||
15/2 | Продолжение закрепления изученного. | |||||||
Способы обозначения звука (й). Разделительные знаки ь и ъ (За какими звуками прячется звук ( й)?») (5ч) | Повторение известных способов обозначения звука [й] | Объяснять выбор способа обозначения буквами звука [й,], правильно обозначать звук [й,] при письме. Сравнивать и классифицировать слова по указанным признакам | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов Выделять признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицировать конкретные и абстрактные объекты. Дополнять группу объектов подобными | К. Внимательно слушать чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных к жизненным ситуациям ребенка | ||||
16/3 | Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ | Определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами. | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | |||||
17/4 | Формирование умения использовать разделительный ь | Списывать и писать под диктовку, проверять написанное и исправлять ошибки. Группировать слова по значению и вопросу (закрепление). | П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя К. Строить высказывания для партнера под руководством взрослого. | К. Выбирать из предложенных высказываний подходящий вывод по поводу услышанного | ||||
18/5 | Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ | Понимать содержание текста, выбирать более точный заголовок из предложенных. Различать звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные;
| П. Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять последовательность действий для ее решения. | |||||
19/1 | Обобщение: три способа обозначения звука [й,] | согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; вычленять отдельные звуки в словах и слышать всю последовательность звуков слова. | П. Устанавливать разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось | К. По вопросу находить в прочитанном тексте информацию, заданную в явном виде | ||||
Подведём первые итоги (3ч) | 20/2 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» | согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; вычленять отдельные звуки в словах и слышать всю последовательность звуков слова. | П.Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать структуру учебника для ориентирования. | ||||
21/3 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» |
| П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя Выделять признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицировать конкретные и абстрактные объекты. Дополнять группу объектов подобными . | Р. Конструировать объект ( рассказ и т. п.) по предложенному плану и по аналогии. К.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. | ||||
| ||||||||
Орфография «Главные опасности письма.Каа писать без ошибок?»(24ч) Орфограммы безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных. Обучение письму с «окошками» (24ч) | 22/1 | Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово») | Раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользуясь термином «орфограмма», разграничивать орфограммы и « не орфограммы ». Находить в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть , прогнозируя орфограммы. | Л.Проявлять инициативность, любознательность, интерес к отдельным предметам. П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | Р. Сопоставлять цель, ход и результат деятельности под руководством учителя. И. Осуществлять поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках, поиск информации в Интернете, формулирует запрос, интерпретировать результаты поиска. | |||
23/2 | Орфограммы безударных и ударных гласных | Обращаться к орфографическому словарю, осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. | П. Устанавливать разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось. | |||||
24/3 | Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных | Решать некоторые орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносит коррективы. | П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализировать объекты по алгоритму (заданному плану) | Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | ||||
25/4 | Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?) | Замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность. | П. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Находить необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого | К. Правильно выстраивать сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя | ||||
26/5 | Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы | Создавать небольшие речевые произведения жанров: кулинарный рецепт, загадка. | ||||||
27/6 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости | Анализировать, моделировать, сопоставлять, группировать, обобщать. Отвечать на вопросы, задавать их. Распределять роли в ситуации игры и совместных учебных действиях | ||||||
28/7 | Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи» | Пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного | П Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Находить необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого | К. Оценивать действия партнера на основе заданных критериев под руководством учителя | ||||
29/8 | Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро») | Обращается к орфографическому словарю, осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. | Р. Анализировать учебную задачу, следовать последовательности её решения под руководством учителя | К.Составлять (продолжать) рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, картинному плану | ||||
30/9 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок») | Знать приемы и правила письма с «окошками». Выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места», объяснять написание слов; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. | ||||||
31/10 | Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм | Читать инструкцию, представленную алгоритмической схемой, на её основе выводить способ действия при письме, выполнять действия памятки, решать задачи письма известными способами, писать с «окошками». Переводить звуковую модель слова в буквенную запись, действовать по указанному плану. | П.Выделять совместно с одноклассниками части задачи. Решать задачи по алгоритму | Р. Сравнивать цели своих учебных действий с целями одноклассников. Отличать в познавательной задаче известное и еще неизвестное под руководством учителя | ||||
32/11 | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать») | Знать способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он». Использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правильного написания букв; выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места»; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. | Р. Анализировать учебную задачу, следовать последовательности её решения под руководством учителя | |||||
33/12 | Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами | Р.Следовать алгоритму контроля способа решения задачи совместно с одноклассниками | К. Оценивать действия партнера на основе заданных критериев под руководством учителя | |||||
34/13 | Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?» | Анализировать памятку 4, сравнивать известный способ действия с новым, находить отличия. | Р. Осуществлять по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя | |||||
35/14 | Закрепление нового способа письма | Планировать действия при письме по памятке 4 и действовать по плану. | К. Правильно выстраивать сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя | |||||
36/15 | Тренировка в письме с окошками по памятке 4 | Пользоваться орфографическим словарём учебника, решать с его помощью орфографические задачи. | ||||||
37/16 | Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?») | Использовать новый способ письма в своей письменной речи. Уточнять по словарям значение и произношение слов. | Р. Анализировать учебную задачу, следовать последовательности её решения под руководством учителя | И. Осуществлять поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках, поиск информации в Интернете, формулировать запрос, интерпретировать результаты поиска. | ||||
38/17 | Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа.(Проверяем себя) | Анализировать материал по указанному признаку, сравнивать написание слов, отражать различие в схеме. | ||||||
39/18 | Совершенствование умений | Осознавать противоречие между известным правилом и написанием слов, объяснять его причину, делать умозаключение о границах применения известного правила. | ||||||
40/19 | Проверка и совершенствование умений
| Делать вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточнять обозначение орфограмм и способ действия при письме. | ||||||
41/20 | Контрольная работа | |||||||
42/21 | Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками | К. Выбирать из предложенных высказываний подходящий вывод по поводу услышанного | ||||||
43/22 | Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга») | П. Фиксировать найденную информацию с помощью учителя. Готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов при непосредственном участии учителя. Выступать перед аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой | ||||||
44/23 | Обучение словесному рисованию: сочинение загадок | Анализировать «устройство» загадок, сравнивать тексты, преобразовывать некоторые в загадки, подбирать сравнения, рифмы, коллективно сочинять загадки, записывать их, используя приём письма с «окошками». | ||||||
45/24 | Продолжение сочинения загадок и составления рецептов | Сотрудничать в коллективной и парной работе. Владеть признаками деловой речи, написанием словарных слов на темы: «овощи», «фрукты».Составлять текст по опорным словам. | И. Создавать письменные сообщения. | |||||
Синтаксис: предложение (13ч) Предложение («Выражаем мысли и чувства») (13ч) | 46/1 | Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?») | Выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы, устранять ошибки в нарушении границ предложения. | П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализировать объекты по алгоритму (заданному плану) | К.Высказывать свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что…” | |||
47/2 | Обучение построению предложений | Проявлять пунктуационную зоркость, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные, невосклицательные), находить такие предложения в тексте; характеризовать предложения по двум параметрам. | Р. Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | |||||
48/3 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление | Строить разные по цели и интонации предложения для решения определённых речевых задач: для ответа на заданный вопрос, для выражения своего отношения к чему-либо, для передачи своих мыслей и чувств. | К. Различать разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) с помощью учителя | |||||
49/4 | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать | |||||||
Строить разные по цели и интонации предложения для решения определённых речевых задач. | ||||||||
50/5 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?») | Знать виды предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске): повествовательное, вопросительное, побудительное. | ||||||
51/6 | Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные | Уметь анализировать и кратко характеризовать предложение; определять вид предложения по цели высказывания; | ||||||
52/7 | Закрепление изученного о видах предложений | владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка). | ||||||
53/8 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу») | Знать правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них. Строить вопросительные предложения; давать точный ответ на вопросительные предложения; анализировать и кратко характеризовать предложение; определять виды предложений. | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | |||||
54/9 | Построение ответов на вопрос «почему?» | Знать правила построения ответов на вопрос «почему?». Отвечать на вопрос «почему?». | ||||||
55/10 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем») | Знать признаки побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования. Составлять побудительные предложения. | П. Выделять свойства, по которым установлена аналогия . | |||||
56/11 | Обучение составлению пожеланий | |||||||
57/12 | Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с окошками. | Знать правила списывания печатного текста. Списывать несложный текст каллиграфическим правильным способом. | ||||||
58/13 | Обучающий диктант | |||||||
Текст(12ч) Текст («Хочу сказать больше») (12 ч) | 59/1 | Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?») | По освоенным признакам определять, какая из записей является текстом, а какая – нет; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли | Л. Оценивать свои возможности, ориентируясь на мнения взрослого и одноклассников. Делать выбор на основе самооценки | К. Выслушивать точки зрения других и предлагать свою И. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. | |||
60/2 | Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке») | Строить предложения для решения определённой речевой задачи (для передачи основной мысли текста, для завершения текста). | ||||||
61/3 | Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») | |||||||
62/4 | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту») | Замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность. Письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера. | ||||||
63/5 | Упражнение в редактировании текстов | Письменно создавать небольшие тексты повествовательного характера. Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки, улучшать написанное в соответствии с требованиями к хорошему тексту. | Л. Принимать и ориентироваться на предложения и оценки взрослых и сверстников | |||||
64/6 | Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»). | |||||||
65/7 | Подготовка к диктанту | |||||||
66/8 | Контрольный диктант. | |||||||
67/9 | Учимся письменному пересказу. | Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления, отличать родственные слова от изменений одного и того же слова .Знать памятки по составлению и редактированию текста. Составлять рассказы на основе прочитанного. | П. Самостоятельно строить простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки | |||||
68/10 | Обучение первым изложениям | И. Создавать письменные сообщения. | ||||||
69/11 | Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем) | |||||||
70/12 | Обобщение изученного о предложении и тексте. | |||||||
Состав слова(8ч) Корень и окончание как части слов(«Размышляем о словах») (8ч) Состав слова. Продолжение ( 8 ч) Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах»(8ч) | 71/1 | Разговор о значении слова.(Что в слове главное?») | ||||||
72/2 | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников») | К. Высказывать свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что…” Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом И. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. | ||||||
73/3 | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах . | Составлять рассказы на основе прочитанного; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | ||||||
74/4 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня | Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления, отличать родственные слова от изменений одного и того же слова. | ||||||
75/5 | Создание текста по готовому плану: совершенствование всех приобретённых умений | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | ||||||
76/6 | Общее знакомство с понятием « окончание» ( (Скоро Новый год) | П.Выделять совместно с одноклассниками части задачи. Решать задачи по алгоритму. | Л. Удерживать статус школьника, ориентироваться на значимость учения, учится с опорой на внешние мотивы И. Создавать письменные сообщения. | |||||
77-78/ 7 - 8 | .Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году. | Уточнять признаки родственных слов и отрабатывать действия по их выявлению. Познакомится со способом нахождения в слове корня. Обсуждать единое написание корней в родственных словах. Выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания и корня Выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания и корня | ||||||
79/1 | Однажды… Рассказ о зимних каникулах | |||||||
80/2 | Повторение изученного о словах | Определять основную мысль текста, представлять рисуемую картину, словами рисовать её, раскрывать выраженную главную мысль, выбирать для этого слова, улучшать и проверять написанное. | П. Находить объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначать термином ряд однородных объектов . К.Спрашивать партнера о том, что тому непонятно. Строить высказывания для партнера под руководством взрослого | |||||
81/3 | Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое») | |||||||
82/4 | Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов | Анализировать и оценивать высказывания персонажа, исправлять ошибку в построении слов, объяснять причину ошибки, делать вывод о необходимости изменения слов, сравнивать его с информацией в учебнике. Выявлять новые сведения об окончании, рассуждать о необходимости окончаний в языке. Изменять слова, составлять с ними предложения. | Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | |||||
83/5 | Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов») | |||||||
84/6 | Изменение названий предметов по «командам» вопросов | Читать текст, выделять предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдать за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводить текст, проверять и совершенствовать написанное. Составлять поздравления, пожелания, вспоминать о подготовке к празднику, слушать рассказы других, обмениваться с одноклассниками своими планами. | П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | |||||
85/7 | Закрепление изученного.Изменения названий признаков предметов и действий. | Обмениваться впечатлениями о каникулах. Планировать содержание текста, обдумывать его по памятке «Текст». Письменно излагать свои мысли. Проверять и редактировать написанное. | К. Выслушивать точки зрения других и предлагать свою | |||||
86/8 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») | |||||||
Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (45 ч) Обучение подбору проверочных слов для корня(21ч) | 87/1 | Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки – какие они?) | Сравнивать и классифицировать слова; читать информацию учебника, находить ответ на заданный вопрос, использовать новые термины, осознавать признаки проверяемых и проверочных слов, подводить конкретные слова под эти понятия | П.Выделять совместно с одноклассниками части задачи. Решать задачи по алгоритму | К.Составлять (продолжать) рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, картинному плану | |||
88/2 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов | |||||||
89/3 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | Распознавать проверочные и проверяемые слова, группировать их. Знакомится с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирать слова по заданным признакам, находить в них корень, наблюдать за выбором букв, доказывать его правильность. | П.Выделять совместно с одноклассниками части задачи. Решать задачи по алгоритму | Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | ||||
90/4 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | |||||||
91/5 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов | Объяснять значения слов с помощью однокоренного, осознавать это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщать приобретённые знания, применять их в процессе письма, проверять написанное, исправлять «чужие» ошибки, обосновывать исправления, осуществлять взаимо- и самоконтроль при письме | П. Осуществлять по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя | |||||
92/6 | Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова – к правильной букве») | Л.Сопоставлять свое поведение с правилами школьника. И. Осуществлять поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках, поиск информации в Интернете, формулировать запрос, интерпретировать результаты поиска. | ||||||
93/7 | Способы подбора проверочных слов для названий действий | Анализировать памятку «Как писать без ошибок?», дополнять её новыми сведениями, осознанно действовать при письме, выполняя последовательность необходимых операций | П. Называть признаки наблюдаемого объекта Составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова | |||||
94/8 | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий | |||||||
95/9 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий | Разграничивать группы слов, распространять известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, использовать знания в новых условиях. | ||||||
96/10 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов | П.Выделять совместно с одноклассниками части задачи. Решать задачи по алгоритму. | Л. Оценивать свои возможности, ориентируясь на мнения взрослого и одноклассников. Делать выбор на основе самооценки Р. Сопоставлять свои критерии оценки с критериями других учеников | |||||
97/11 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов | Пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм, писать слова с непроверяемыми орфограммами. Знать изученные орфограммы. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||||
98/12 | Значение слова и его написание («Снова о значении слова») | П. Выделять свойства, по которым установлена аналогия | ||||||
99/13 | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова) | |||||||
100/14 | Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова | |||||||
101/15 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | Выбирать слова по заданным признакам, находить в них корень, наблюдать за выбором букв, доказывать его правильность. | Л.Сопоставлять свое поведение с правилами школьника. | |||||
102/16 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | |||||||
103/17 | Способы подбора проверочных слов:обобщение. | Обобщать сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивать свои достижения. Пользоваться приобретёнными умениями для решения различных орфографических задач, распознавать уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые, классифицировать такие слова. | П Называть признаки наблюдаемого объекта | |||||
104/18 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач | К. Высказывать свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что…” Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее | ||||||
105/19 | Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы | |||||||
106/20 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | |||||||
самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом И. Создавать письменные сообщения. | ||||||||
107/21 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | Наблюдать за строением текста, за развитием мысли, выявлять последовательность его частей, соотносить их с соответствующими заголовками, располагать заголовки в порядке следования частей, по частям письменно воспроизводить текст, устно рассказывать всю историю. При письме применять приобретённые умения, осуществлять взаимо- и самоконтроль. | ||||||
П. Самостоятельно строить простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки | ||||||||
П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализировать объекты по алгоритму (заданному плану) | К.Правильно выстраивать сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя | |||||||
Письменно (подробно или выборочно) пересказывать текст повествовательного характера, сохраняя основные особенности оригинала. Передать в письменной речи свои наблюдения, выражать мысли и чувства, использовать при этом все освоенные способы «ухода» от орфографических ошибок. | ||||||||
Буквы на месте непроизнасимых согласных звуков («Буква на месте звука,которого нет») (4ч) | ||||||||
Знать правописание сочетаний [сн’], [сн], правописание сочетаний [зн’], [зн], [ств’], [нц], [рц], [сн’], [сн]. Выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн’], [сн] и определять способы их решения; выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн’], [зн], [ств’], [нц], [рц], [сн’], [сн], определять способы их решения; соблюдать орфоэпические нормы. | ||||||||
108/1 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения | Р. Выделять ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя. П. Выбирать верный способ решения задачи из предложенных вариантов | Л. Удерживать статус школьника, ориентируется на значимость учения, учится с опорой на внешние мотивы | |||||
109/2 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю) | |||||||
110/3 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении | |||||||
111/4 | Закрепление изученного | |||||||
Работа над непроверяемые написаниями (4ч) | 112/1 | Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. («Когда командует словарь») | Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, классифицировать и группирует их, пользуется словарём учебника для решения задач на месте непроверяемых орфограмм. Сравнивать звуки и буквы, узнавать новые термины, запоминать слова с удвоенными согласными в корне слова, рассказывать о происхождении слов с удвоенными согласными. Объяснять значения слов, наблюдать за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивать слова по значению и написанию. | П.Выделять признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицировать конкретные и абстрактные объекты. Дополнять группу объектов подобными | К. Выделять в письменном тексте-повествовании понятное и непонятное. Задавать элементарные вопросы по сюжету | |||
113/2 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две») | |||||||
114/3 | Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний | |||||||
115/4 | Упражнение в орфографической зоркости и решение задач разными способами. | Классифицировать и группировать слова по орфограммам, анализировать предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценивать их, предлагать свои, решать орфографические задачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю. Проверять написанное, выполняя необходимый способ действия, исправлять обнаруженные ошибки, объяснять исправления. Читать текст, находить в словах орфограммы, доказывать выбор букв на их месте. Списывать и писать под диктовку, осуществлять самоконтроль в процессе письма и на этапе проверки, вносить исправления. Обнаруживать свои ошибки, заново решать орфографические задачи, исправлять ошибки, понимать и объяснять их причины. | Р. Выделять ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя. Осуществлять учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя П. Анализировать объекты: выделять существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализировать объекты по алгоритму (заданному плану | Л.Оценивать совместно со сверстниками свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения. Выполнять нормы поведения в ролевой игре. И. Создавать письменные сообщения. | ||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии.Проверочные работы («Подведем итоги») (7ч) | 116-117/ 1-2 | Совершенствование всех приобретённых детьми умений | ||||||
118-119/3-4 | Обучающие проверочные работы | |||||||
120-121/5-6 | Контрольная работа | |||||||
122/7 | Совершенствование орфографических умений | |||||||
Применение орфографических умений в слободном письме («Сочиняем,пересказываем,рассказываем») (9ч) | 123/1 | Обучение написанию поздравлений | ||||||
124-125/2-3 | Изложение «Подарок маме».Подготовка поздравлений к 8 марта. | |||||||
126/4 | Изложение с выбором заголовка «Спасён) | |||||||
127/5 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | |||||||
128/6 | Продолжение работы над текстовыми умениями | |||||||
129/7 | Написание словесных картин «Вот и весна!». | |||||||
130/ 8 | Совершенствование речевых и орфографических умений | |||||||
131/ 9 | Совершенствование речевых и орфографических умений | |||||||
Состав словаКак устроены слова? («Как устроины слова?») (29 ч) | 132/1 | Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?» | Знать понятия: «родственные» и «однокоренные слова»; алгоритм выделения корня в слове. Выделять значимые части слова, корень слова по алгоритму. | Р Анализировать учебную задачу, следовать последовательности её решения под руководством учителя | К. Сопоставлять разные мнения при работе в паре, малой группе; ориентироваться на мнение, поддержанное учителем | |||
133/2 | Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» | Наблюдать за изменениями слов, группировать слова по указанным признакам, самостоятельно изменять слова, выделять окончания, в том числе «нулевое». Определять состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивать своё заключение со способом действия | П. Самостоятельно строить простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки | |||||
134/3 | Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») | Знать понятия: «приставка», «суффикс». Выделять приставку и суффикс в слове; называть признаки приставки и суффикса. | ||||||
135/4 | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») | Конструировать слова из заданных частей, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения и трудности. Называть действия, представленные в изобразительной форме, наблюдать за изменением значения слов, соотносить эти изменения с заменой приставок | К. Выбирать из предложенных высказываний подходящий вывод по поводу услышанного | |||||
136/5 | Разграничение приставок и предлогов | |||||||
137/6 | Значение, употребление и написание суффиксов | Знать значения, употребления суффиксов и приставок, алгоритма выделения частей слова. | ||||||
138/7 | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов | Знать правила списывания печатного текста. Уметь без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком. | ||||||
139/8 | Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?») | Выделять в словах приставки, собирать «коллекцию» приставок русского языка, вносить их в свой справочник, наблюдать за написанием приставок, группировать их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминать написание. | Р. Сравнивать цели своих учебных действий с целями одноклассников. Отличать в познавательной задаче известное и еще неизвестное под руководством учителя | |||||
140/9 | Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов | Знать значения, употребления суффиксов и приставок, алгоритма выделения частей слова. | П. Называть признаки наблюдаемого объекта Анализировать объекты: отграничивать объекты, определять их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя) | Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом И. Осуществлять представление и обработку данных. | ||||
141/10 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | Находить слова с приставками, различать приставки и предлоги, формулировать правило написания приставок и предлогов, осваивать способ действия, помогающий различать их. | ||||||
142/11 | Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма») | Знать правила написания удвоенных согласных на границе частей слова. Уметь правильно писать двойные согласные на границе частей слова. | ||||||
143/12 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов | Находить слова с приставками, различать приставки и предлоги, формулировать правило написания приставок и предлогов, осваивать способ действия, помогающий различать их. | ||||||
144/13 | Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») | Знать орфограммы написания разделительных ъ и ь. Употреблять разделительные ь и ъ. Сравнивать условия употребления ь и ъ, | ||||||
145/14 | Закрепление способа действия при выборе разделительного знака | Л. Оценивать свои возможности, ориентируясь на мнения взрослого и одноклассников. Делать выбор на основе самооценки | ||||||
146/15 | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | Повторять сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализировать слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширять знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем. Разграничивать слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группировать слова по этому признаку. | ||||||
147/16 | Повторяем, готовимся к диктанту | П.Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать структуру учебника для ориентирования | ||||||
148/17 | Упражнение в решении орфографических задач | И. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. | ||||||
149/18 | Тренировочные проверочные работы. | К. Выделять среди предложенных высказываний истинные и ложные | ||||||
150/19 | Совершенствование всех освоенных орфографических правил | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками». | ||||||
151-152/20-21 | Контрольная работа | |||||||
153/22 | Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий | |||||||
154/23 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею») | Видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). | ||||||
155/24 | Упражнение в применении приобретённых знаний | Упражняется в письме, применяя весь комплекс орфографических умений. Проверять «чужие» работы, выполняя необходимый способ действия; находить и исправлять ошибки, доказывать правильность своего решения. Списывать текст по освоенной технологии, писать под диктовку, осуществлять взаимо- и самоконтроль. | П. Находить объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначать термином ряд однородных объектов | |||||
156/25 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?») | Выбирать более точное проверочное слово; правильно писать слова на изученные орфограммы | Р.Находить ошибку с помощью взрослого и исправлять ее самостоятельно. Обнаруживать с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | |||||
157/26 | Написание словесных картин | Анализировать и кратко характеризовать значение слова; выделять приставку, суффикс, корень в слове; выполнять словообразовательный разбор; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | ||||||
158/27 | Продолжение работы над правильностью и точностью речи | |||||||
159-160/ 28-29 | О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») | |||||||
Обобщение в конце года (10 ч.) Перелистаем учебник(10ч) | 161/1 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Анализировать строение и объяснять значение слова «оглавление», находить в учебнике эту часть книги, выявлять её назначение. Обращается к отдельным страницам учебника, обсуждать их содержание, оценивать отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулировать на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверять их ответы, отвечать на вопросы других; участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовить вопросы викторины, участвовать в её проведении. Писать поздравления с окончанием учебного года, выбирать содержание и слова с учётом адресата. Играть в слова и со словами, разгадывать кроссворды. | Р. Осуществлять по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя. П.Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать структуру учебника для ориентирования Анализировать объекты: отграничивать объекты, определять их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя) | К Правильно выстраивать сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя Выслушивать точки зрения других и предлагает свою И. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. | |||
162/2 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | |||||||
163/3 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | |||||||
164/4 | Написание поздравлений к окончанию учебного года | |||||||
165/5 | Тренировка в разборе слов по составу | |||||||
166/6 | Тренировка в применении орфографических правил, в создании текстов различных жанров. | |||||||
167/7 | Восстановление и запись деформированных текстов. | |||||||
168/8 | Проверяемые и непроверяемые написания. Повторение. | |||||||
169/9 | Правила правописания парных согласных в корнях слов. Повторение. | |||||||
170/10 | Правила правописания безударных гласных в корнях слов. Повторение. |
Учебно-методическое обеспечение.
Для ученика:
1. М. С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко . Русский язык: «К тайнам нашего языка». Учебник. 2 класс. 1-2 часть; Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013г.
2.Т.В.Корешкова тетрадь для самостоятельной работы « Потренируйся» 1- 2 часть; Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012г.
3.Т.В.Корешкова тетрадь «Тестовые задания» 1 ч.-«Тренировочные задания»,2 ч.-«Контрольные задания»; Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013г.
4.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко тетрадь-задачник : «К тайнам нашего языка» 1,2,3 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012г.
Для учителя:
1. М.С.Соловейчик , Н. С. Кузьменко Программа для 1-4 классов Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013г
2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык Методические рекомендации
к учебнику и тетради для 2 классаобщеобразовательных учреждений. Пособие для учителя Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г.
3.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония» Пособие для учителя. Смоленск
«Ассоциация XXI век» 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...