урок русского языка . Винительный падеж 3 класс УМК Перспективная начальная школа
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: Научиться определять В. П. и отличать его от И. п. и Р. п.. Урок для 3 класса УМК перспекивная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no12.6._vinitelnyy_padezh.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский №12.6. Винительный падеж
У. с.80
М.с.73
Цель: Научиться определять В. П. и отличать его от И. п. и Р. п.
Задачи:
- Образовательные:
- 1. Познакомить учащихся с признаками Винительного падежа имен существительных.
- 2.Формировать умение правильно употреблять существительные в В.п.
- Развивающие:
- 1Развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческую активность.
- Воспитывающие:
- 1.Воспитывать культуру общения через организацию урока, гуманное толерантное отношение друг к другу.
- 2.Формировать добросовестное отношение к труду, культуру поведения при разных формах работы.
Формировать УУД:
- Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
- Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)
- Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД)
Ход урока
- Актуализация знаний.
Ребята, над какой темой мы работаем? (Падежи существительных)
-Что такое существительное?
Что такое падежи (Изменение одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами)
-Какие падежи мы уже знаем.(И.п, Р. п., Д. п.)
-Какой следующий падеж (В. п)
-Какова же тема сегодняшнего урока?
-Что нам необходимо выяснить про В. П. ? ( ?, предлоги, чем является в предложении)
-Поставьте цель
-Что нам поможет узнать главное про В. п.? (работа с учебником)
2. Формирование новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
-Работа с правилом с.80 (5мин)
-Упр.66. (10мин)
Цель- научить различать омонимичные формы И. п. и В. п. существительных
Информация для учителя! В русском языке порядок слов в предложении не фиксирован. Предложения данные в этом упражнении в устной речи могут быть интерпретированы по-разному. Например : Мышь увидела мышь или Мышь увидела мышь. Но в письменной речи при разборе такого типа предложений по членам предложения принято считать, что подлежащее предшествует сказуемому.
- О ком говорится в предложении ( о мыши)
-Что говорится о мыши? (Что она увидела мышь)
-Какое слово мышь является подлежащим: то , которое стоит на первом месте в предложении, или то, которое стоит на последнем месте. Как вы думаете? (Слово, которое стоит на первом месте)
- Докажите это. (Мышь увидела мышь, кошку, хомячка)Здесь сразу видно, что именно слово мышь, которое стоит на первом месте в предложении, является подлежащим.
После этого логично сразу определить, в каком падеже стоят интересующие нас слова.
- Ребята , в каком падеже стоит первое слово мышь?(Первое слово мышь является подлежащим. Из чего можно сделать вывод. Что оно стоит в форме И. п.)
- Ребята , в каком падеже стоит второе слово мышь?( Второе слово мышь- второстепенный член предложения. Из этого сразу становится ясно, что оно стоит не в И. п.)
-Но тогда в каком же ? В Р. п. или в В. п.?Здесь могут возникнуть затруднения: увидела (кого? чего?) мышь или увидела (кого? что? мышь. Если дети не заметят сами, то учитель обращает внимание на главное слово в словосочетании: увидела мышь. Именно слово увидела (вижу) указывает на В. п. зависимого слова мышь. После этого делается вывод: несмотря на то, что формы И. п. и В. п. слова мышь похожи- это разные формы одного слова. Необходимо еще раз обратить внимание детей на роль форм данного слова в предложении.
-Ребята, чем является в предложении первое слово мышь (является подлежащим. Из чего мы сделали вывод , что оно стоит в И. п.).
-Ребята, чем является в предложении второе слово мышь (Второе слово мышь является второстепенным членом предложения, следовательно стоит в форме В. п.)
Дети , рассмотрите другой вариант этого предложения
«Мышь, кошку и хомячка увидела мышь»
-В данном случае где будет подлежащее? (В данном случае это слово мышь, которое стоит на последнем месте)
- Ребята. вернемся к исходному предложению «мышь увидела мышь»
-Можем ли мы с уверенностью сказать где находится подлежащее? Какое именно слово мышь является подлежащим?
- Почему мы не можем это сказать с уверенностью: может быть формы И. п. и В. п сходны?
-Правильно, формы слов похожи. Как же нам быть?
- В таких случаях подлежащим является именно сто слово, с которого начинается предложение.
Остальные два предложения дети выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе. Для определения падежа второстепенных членов предложения в этих предложениях необходимо воспользоваться помощью слова вижу .
-Упр.67 (10мин) Выполнив это упражнение дети убедятся, что существительные в форме В. п. могут употребляться как с предлогом, так и без предлога. Сравнив существительные в И.п и В. п. могут употребляться как с предлогом , так и без предлога
Сравнив существительные в И. п и В. п. учащиеся осознают существенные отличия между ними.
Запишите двустишие целиком. Выделите основы (галка села, грач завел).Затем выписывают словосочетания с выделенными словами, ставя вопрос и определяя падеж:
Села (на кого? на что?) на забор В. п.
Услышал (кого? что?) разговор В. п.
Для некоторых детей большую трудность может представлять постановка падежных вопросов, так как они путают вопросы (кого? что? и кого? чего?. Эти учащиеся часто затрудняются в распознавании В. п и Р. п.. Для определения падежа формы слова на забор в первом предложении необходимо обратить внимание на предлог на. Этот предлог с Р. п. не употребляется. Из чего делаем вывод . что это В. п.. Наличие предлога тоже позволяет отмести наличие И. п. , так как существительные в И. п. с предлогами не употребляется.
Информация для учителя! Предлоги про, через, сквозь употребляются только с В. п.. Предлог на употребляется как с В. п. так и с П. п.
Для того, чтобы определить падеж слова разговор учитель может воспользоваться словами вижу и нет (для различения В. п. и Р. п.), затем обратить внимание детей на роль данного слова в предложении. Так как форма слова разговор В. п. омонимична форме (т.е. похожа) на форму разговор И. п. определить его падеж мы сможем, если узнаем каким членом предложения . оно является. Если подлежащим , то это И. п., если второстепенным – В. п . Дети на примерах из текста упражнения видят, что существительные в В. п. могут употребляться с предлогом (села на забор) или без предлога (завел разговор) Формулируется соответствующий вывод
Затем дети объясняют написание слова грач (сущ. С основой на шипящий, м. р. значит ь не пишется) и делают его звуко-буквенный разбор.
Грач, [грач`]
г-[г]- согл., звонк., парн.,( [г]/ [г]), тв., парн. .,( [г]/ [г`])
р-[р]- согл., звонк., непарный, тв., парн. .,( [г]/ [г`])
а-[а]-гласн., ударный
ч-[ч`]- согл., глух. Непарн..мягк. непарный.
4б., 4зв., 1 слог
Далее речь идет о важном отличии существительных в форме В. п. и в форме И. п.: существительные в И. п. в предложении всегда являются главными членами – подлежащими. В форме В. п. – второстепенными членами.
Это высказывание можно дополнить существенными отличиями существительные в И. п. отвечают на вопросы кто? что?. А в В. п на вопросы (кого? что?); существительные в И. п. не употребляются с предлогом, а в В. п. могут быть как с предлогом так и без предлога. Желательно, чтобы эти отличия дети осознали и сформулировали самостоятельно. Но возможно потребуется помощь учителя. Важно, чтобы на уроке прозвучал вывод обобщение сказанного.
- упр.68 (10мин)
Цель данного упражнения- научить детей различать формы Р. п. и В. п.. На материале этого упражнения дети знакомятся еще с одним способом определения падежа- подстановкой слов ж. р. с окончаниями а –я.
Дети списывают текст. Отвечают , что в нем одно предложение с подлежащим котик и сказуемыми вышел, облизнул, выгнул. Подчеркивают основу Затем учащиеся называют словосочетания вышел ( на кого? на что?) на тропинку, вышел (на кого? на что? на прогулку, вышел (на кого? на что? на разминку, облизнул (кого? что ? ротик, выгнул (кого? что? спинку)
Для определения падежа выделенных слов учитель предлагает вслед за Машей сначала воспользоваться помощью слов нет и вижу, затем сравнить окончания существительных в тексте и в образце. На основании такого сравнения делается вывод, что в тексте слова стоят в В. п.
После этого дети читают рассуждение Анишит Йокоповны о том, что иногда помощи слов нет и вижу недостаточно и узнают о новом способе определения падежей: можно подставлять слова ж. рода с окончаниями- а. –я.
- Итог
- Ребята. на какие вопросы отвечают существительные в В. п.
-С какими предлогами могут употребляться(на, за, про, в)
-Чем являются в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Образование слов при помощи приставок.
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок. Цель урока. Формирование умения образовывать слова при помощи пр...
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Презентация урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединит...