Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»
методическая разработка по русскому языку
Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая последовательность морфологического разбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка | 52.11 КБ |
презентация 1 | 2 МБ |
презентация 2 | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»
УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Вступление.
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.
Цели и задачи данной технологии:
- Логическое и последовательное выстраивание алгоритма морфологического разбора в игровой форме.
- Формирование и совершенствование пошагового усвоения материала.
- Развитие речи у учащихся.
- Актуальность данной технологии:
- Обоснована необходимостью формирования у детей связной речи, расширения кругозора и социально – коммуникативного развития;
- устойчивостью знаний у учащихся по изучению морфологии, в игровой форме начиная с первого класса, по плавно составленному алгоритму.
Представленный материал предназначен для детей начального образования. Данная технология «Пять пальчиков» разработана с целью закрепления у воспитанников умения находить последовательность и структурность морфологического разбора. Методическая разработка помогает активизировать познавательный интерес у младших школьников на протяжении всего начального образования, реализовывается личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.
Общими приоритетами разработки являются: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, развитие зрительного восприятия, монологической и диалогической речи, воспитание внимательности, умения точно следовать инструкции, сосредоточенности.
Разработанная технология помогает занять не только свободное время ребенка, но и несет огромную пользу в процесс речевого развития, способствует не только интересному время препровождению, но и расширяет кругозор, развивает смекалку.
Основная часть.
Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая последовательность морфологического разбора.
- Сначала изучают предметы, отвечающие на вопрос что?, неодушевлённые, нарицательные, единственного числа, женского и мужского рода.
- Далее изучаются слова – предметы, отвечающие на вопрос кто?, одушевлённые, нарицательные, единственного числа, женского и мужского рода.
- Следующий этап изучение слов – предметов среднего рода.
- Слова - предметы, отвечающие на вопрос что?, неодушевлённые, собственные, единственного числа, женского, мужского и среднего рода.
- Следующая группа слов – предметов отвечающих на вопрос кто?, одушевлённые, собственные, единственного числа, женского и мужского рода.
Во втором полугодии используется письменная форма обучения (рисуночная). Обведи руку и подпиши на каждом пальчике все признаки предмета, названного учителем или показавшего на иллюстрации, интерактивной доске ( можно раздать готовый шаблон руки).
Далее следует проверка работы фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
К концу первого класса учащиеся записывают алгоритм морфологического разбора существительного на начальном этапе обучения осознанно и с лёгкостью. Важно знать, что этот приём обучения используется систематически на каждом уроке обучения грамоте, русского языка. А технология «Пять пальчиков» используется, как развитие моторики рук, физминутка, и запоминание в игровой форме.
Второй этап по изучению морфологии .
Во 2-ом классе в первой четверти учащимся даётся понятие существительное в игровой форме и предлагается записать все признаки на нарисованной руке. Перед учениками встаёт проблема, что изученных признаков шесть, а пальчиков на руке пять. Ребята анализируют, делают выводы и приходят к решению, что нужно нарисовать ещё одну руку и подписать признак на шестом пальчике.
Данная методика хорошо усваивается детьми с ОВЗ!!!
При изучении глагола учащиеся с лёгкостью выполняют задания и выстраивают алгоритм. Хочу заметить, что во втором классе в игровой форме можно дать учащимся понятие времени глагола, так как в окружающем мире ребята изучали тематику прошлое, настоящее и будущее ещё в первом классе. Тем самым готовя прочную платформу при выходе из начальной школы, так как систематическое повторение даёт прочные знания и большое количество времени на повторение и закрепление.
Сначала даются все слова прошедшего времени для выстраивания алгоритма, ставится вопрос, определяется часть речи, время глагола, род и число (пока только ед.ч.). Хотя понятие единственное и множественное число учащиеся знают с первого класса. Просто не даются слова множественного числа во втором классе для морфологического разбора.
Следующим этапом даются глаголы настоящего и будущего времени. И ставится проблемный вопрос. Определите род? Учащиеся, анализируя, сами приходят к выводу, что в настоящем и будущем времени род определить нельзя. А значит по технологии « Пять пальчиков» один пальчик будет пуст.
Изучая местоимение, учащиеся выстраивают последовательность: вопрос, часть речи, число. В игровой форме даётся лицо 1,2,3. Учащиеся делают вывод , что род можно определить можно только у местоимений в 3 лице, единственного числа.
Определение лица добавляется к морфологическому разбору глагола прошедшего времени с добавление нарисованной руки по принципу «Пять пальчиков»
Данную работу можно использовать и как словарную работу, и как орфографическую минутку, и как физминутку.
К концу второго класса учащиеся хорошо распознают и определяют все изученные признаки частей речи данных в программе.
Что способствует к безболезненному изучению морфологии в третьем классе по учебнику с небольшой корректировкой.
Вывод:
Данная технология «Пяти пальчиков» способствует всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается: восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание. А главное на выходе начальной школы отличные знания данного курса.
Рекомендации:
- Плавное внедрение технологии с первого класса.
- Использование на каждом уроке в игровой, словарной, орфографической, рефлексивной, релаксационной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма работы:
Опознавательные знаки. звук Форма работы (фронтальная) Технология «Пять пальчиков» (устный вид деятельности) гиперссылка
Тема : «Предметы среднего рода.»
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Данная технология «Пяти пальчиков» способству е т всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма работы:
Опознавательные знаки. звук Форма работы (фронтальная) Технология «Пять пальчиков» (устный вид деятельности) гиперссылка
Тема : «Предметы среднего рода.»
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.
Данная технология «Пяти пальчиков» способству е т всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.
Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Учебно-методическое пособие "Новшества в физминутках в начальных классах"
Что нового в физминутках в начальных классах...
Методическая разработка сценария "Реклама", для учащихся начальных классов
Интеллектуально-творческий конкурс. Цель: усвоение элементарных навыков экономической деятельности в области рекламного бизнеса. Развивать: логическое мышление, наблюдательность, воображение...
Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.
Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...
Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...
Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение»
Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение». По учебнику И.Л.Бим...