Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»
методическая разработка по русскому языку

Арисланова Людмила Михайловна

Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая последовательность морфологического разбора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка52.11 КБ
Файл презентация 12 МБ
Файл презентация 22 МБ

Предварительный просмотр:

 Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»

УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!        

Вступление.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.

Цели и задачи данной технологии:

  • Логическое и последовательное выстраивание  алгоритма морфологического разбора в игровой форме.
  • Формирование и совершенствование пошагового усвоения материала.
  • Развитие речи у учащихся.
  • Актуальность данной технологии:
  • Обоснована необходимостью формирования у детей связной речи, расширения кругозора и социально – коммуникативного развития;
  • устойчивостью знаний у учащихся  по изучению морфологии, в игровой форме начиная с первого класса, по плавно составленному алгоритму.

Представленный  материал предназначен  для детей начального образования. Данная технология «Пять пальчиков» разработана с целью закрепления у воспитанников умения находить последовательность  и структурность морфологического разбора. Методическая разработка  помогает активизировать познавательный интерес у младших школьников  на протяжении всего начального образования, реализовывается личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Общими приоритетами разработки являются: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, развитие зрительного восприятия, монологической и диалогической речи, воспитание внимательности, умения точно следовать инструкции, сосредоточенности.

Разработанная технология помогает занять не только свободное время ребенка, но и несет огромную пользу в процесс речевого развития, способствует не только интересному время препровождению, но и расширяет кругозор, развивает смекалку.

Основная часть.

Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая последовательность морфологического разбора.

  • Сначала изучают предметы, отвечающие на вопрос что?, неодушевлённые, нарицательные, единственного числа, женского и мужского рода.
  • Далее изучаются слова – предметы,  отвечающие на вопрос кто?, одушевлённые, нарицательные, единственного числа, женского и мужского рода.
  • Следующий этап изучение слов – предметов среднего рода.
  • Слова - предметы, отвечающие на вопрос что?, неодушевлённые, собственные, единственного числа, женского, мужского и среднего рода.
  • Следующая группа слов – предметов отвечающих на вопрос кто?, одушевлённые, собственные, единственного числа, женского и мужского рода.

Во втором полугодии используется письменная форма обучения (рисуночная). Обведи руку и подпиши на каждом пальчике все признаки предмета, названного учителем или показавшего на иллюстрации, интерактивной доске ( можно раздать готовый шаблон руки).

Далее следует проверка работы фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

К концу первого класса учащиеся записывают алгоритм морфологического разбора существительного на начальном этапе обучения осознанно и с лёгкостью. Важно знать, что этот приём обучения используется систематически на каждом уроке обучения грамоте, русского языка. А технология «Пять пальчиков» используется, как развитие моторики рук, физминутка, и запоминание в игровой форме.

Второй этап по изучению морфологии .

Во 2-ом классе в первой четверти учащимся даётся понятие существительное в игровой форме и предлагается  записать все признаки на нарисованной руке. Перед учениками встаёт проблема, что изученных признаков шесть, а пальчиков на руке пять. Ребята анализируют, делают выводы и приходят к решению, что нужно нарисовать ещё одну руку и подписать признак на шестом пальчике.

C:\Users\Lyudmila\Desktop\Camera\20180418_162748.jpg

Данная методика хорошо усваивается детьми с ОВЗ!!!

При изучении глагола учащиеся с лёгкостью выполняют задания и выстраивают алгоритм. Хочу заметить, что во втором классе в игровой форме можно дать учащимся понятие времени глагола, так как в окружающем мире ребята изучали тематику прошлое, настоящее и будущее ещё в первом классе. Тем самым готовя прочную платформу при выходе из начальной школы, так как систематическое повторение даёт прочные знания и большое количество времени на повторение и закрепление.

Сначала даются все слова прошедшего времени для выстраивания алгоритма, ставится вопрос, определяется часть речи, время глагола, род и число (пока только ед.ч.). Хотя понятие единственное и множественное число учащиеся знают с первого класса. Просто не даются  слова множественного числа во втором классе для морфологического разбора.

Следующим этапом даются глаголы настоящего и будущего времени. И ставится проблемный вопрос. Определите род? Учащиеся, анализируя, сами приходят к выводу, что в настоящем и будущем времени род определить нельзя. А значит по технологии « Пять пальчиков» один пальчик будет пуст.

Изучая местоимение, учащиеся выстраивают последовательность: вопрос, часть речи, число. В игровой форме даётся лицо 1,2,3. Учащиеся делают вывод , что род можно определить можно только у местоимений в 3 лице, единственного числа.

Определение лица добавляется к морфологическому разбору глагола прошедшего времени с добавление нарисованной руки по принципу «Пять пальчиков»

Данную работу можно использовать и как словарную работу, и как орфографическую минутку, и как физминутку.

К концу второго класса учащиеся хорошо распознают и определяют все изученные признаки частей речи данных в программе.

 Что способствует к безболезненному изучению морфологии в третьем классе по учебнику с небольшой корректировкой.

Вывод:

Данная технология «Пяти пальчиков»  способствует всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается: восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание. А главное на выходе начальной школы отличные знания данного курса.

Рекомендации:

  1. Плавное внедрение технологии с первого класса.
  2. Использование на каждом уроке в игровой, словарной, орфографической, рефлексивной, релаксационной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демонстрационный материал по изучению морфологического разбора по технологии «Пяти пальчиков» 1 класс УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! (Первый этап , часть II ) Составитель: Арисланова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, ГКОУ школы- интерната г.Владикавказ

Слайд 2

Форма работы:

Слайд 3

Опознавательные знаки. звук Форма работы (фронтальная) Технология «Пять пальчиков» (устный вид деятельности) гиперссылка

Слайд 4

Тема : «Предметы среднего рода.»

Слайд 6

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 7

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 8

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 9

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 10

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 11

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 12

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 13

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 14

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 15

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 16

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 17

Данная технология «Пяти пальчиков» способству е т всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демонстрационный материал по изучению морфологического разбора по технологии «Пяти пальчиков» 1 класс УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! (Первый этап , часть II ) Составитель: Арисланова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, ГКОУ школы- интерната г.Владикавказ

Слайд 2

Форма работы:

Слайд 3

Опознавательные знаки. звук Форма работы (фронтальная) Технология «Пять пальчиков» (устный вид деятельности) гиперссылка

Слайд 4

Тема : «Предметы среднего рода.»

Слайд 6

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 7

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 8

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 9

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 10

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 11

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 12

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 13

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 14

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 15

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 16

Назови все признаки предмета 1.Что? 2. Неодушевлённый предмет. 3. Нарицат. 4. Ср.р . 5. Ед.ч.

Слайд 17

Данная технология «Пяти пальчиков» способству е т всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У школьника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.

Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка сценария "Реклама", для учащихся начальных классов

Интеллектуально-творческий конкурс. Цель: усвоение элементарных навыков экономической деятельности в области рекламного бизнеса. Развивать: логическое мышление, наблюдательность, воображение...

Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.

Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...

Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение»

Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение». По учебнику И.Л.Бим...