Русский язык 2 класс "Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки", УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Володина Анастасия Мироновна

Урок закрепления изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.31 КБ

Предварительный просмотр:


Класс: 2

Тема: «Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки».

Цель: развитие умений устанавливать связь слов-названий предметов со словами-названиями признаков по смыслу и по вопросу.

Тип урока: урок развития умений

Планируемые УУД:

  1. Личностные:

- готовность и способность к саморазвитию

- сформированность мотивации к обучению

- готовность выражать своё мнение

- формирование интереса и любви к русской речи, русскому языку

      2) метапредметные:

        а) познавательные

  - умение задавать проблемные вопросы и отвечать на них

   - освоение способов решения проблем творческого характера

   - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

         б) регулятивные

    - организация своего рабочего места под руководством учителя

    - овладение способностью понимать учебную задачу урока

    - умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

          в) коммуникативные

     - умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

     - сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками

     - умение договариваться, правильно выражать свои мысли

          3) предметные:
     - развитие умения правильно использовать понятия «слова-названия» и «слова-признаки»

      - развитие умения соотносить слова-названия со словами-признаками

      -отрабатывать орфографические навыки
     - формирование умения делать выводы и аргументировать их, логически мыслить, наблюдать

Оборудование:

  1. Для учащихся: учебник, дидактические материалы, методические рекомендации
  2. Для учителя: учебник, интерактивная доска, наглядность.


Литература:
1)
 Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 2 класс. В 2-х частях
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
2)
 Русский язык. К тайнам нашего языка. Тетрадь. 2 класс. В 3-х частях
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Этапы

Содержание

Деятельность учащихся

I.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Мироновна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствуют учителя.

II.Актуализация знаний с элементами проверки д/з

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в такую игру: я называю вам слова-признаки, а вы должны угадать, о каком предмете я говорю.
1)Оранжевый, спелый, круглый
(апельсин. На слайде появляется изображение загаданного слова)
-Как вы догадались, что это именно апельсин? Какое слово вам больше всего помогло?
2)пушистый, домашний, мурчащий
(кот).Какое слово больше всех помогло?(мурчащий)
3)добрая, нежная, любимая
(мама)
4)холодная, снежная, морозная(зима)
5)шустрая, рыжая, цепкая (белка)
-О каких словах вы узнали на прошлом уроке?(о словах-признаках. Их еще называют прилагательными).
-На какие вопросы отвечают прилагательные?(какой, какая, какое, какие)

Слушают правила игры.



Отгадывают слова.


Называют слова.


Отвечают на вопросы.

III.Мотивирующее введение в тему урока с последующей постановкой цели.

Игра «Кто внимательнее»
-Я читаю слова-признаки, а вы выбираете только те, что относятся к слову «мороженое» и хлопаете в ладоши.(холодное, горькое, сладкое, клубничное, сложное, деревянное, легкое, быстрое.
-Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?(
они связаны с словом «мороженое» по смыслу, подходят по смыслу)
-Назовите еще слова-названия признаков, которые подходят к слову «мороженое»
-Поставьте к ним вопрос(
мороженое какое? шоколадное)
-Так какая тема нашего урока?(связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков)
-Сформулируйте цель урока: (будем находить подходящие слова-признаки к словам-названиям и задавать к ним вопросы)

Слушают правила игры.




Объясняют свой выбор.
Называют подходящие слова-признаки.
Ставят вопрос к словам-признакам.

Формулируют цель урока.

IV.Развитие учебно-языковых, речевых умений.

Работа по учебнику.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
-Ребята, откройте учебники на с.53 упр.65.Прочитайте задание к упражнению. Что нам нужно сделать? (нам нужно записать слова парами: взять одно слово из левого столбика, другое из правого). О чем нам нужно помнить при составлении пар слов? (слова должны быть связаны по смыслу.)
-Давайте прочитаем слова.(прошу двух учеников прочесть по столбику вслух, остальные следят)
-Запишите в тетради: упр.65.
-К слову любимые какое подберем существительное?(стихи)Почему?(потому что можем задать вопрос: стихи (какие?) любимые).Какие стихи называют любимыми?(те стихи, которые больше всего нравятся)
-Правильно, первая пара готова. Еще раз назовите
(любимые стихи).Запишите на новой строке. Пары слов будем записывать в строчку через запятую.
-Следующее слово «старый».Какое слово ему подойдет?(друг)Как узнали?(задали вопрос: друг (какой?)старый).Как вы понимаете такое выражение «старый друг»?(человек, с которым дружишь очень давно)
-Правильно, записываем вторую пару слов.

(длинное письмо, новая книга аналогично)
-Как слова связаны в этих парах?(по смыслу, от одного к другому можно задать вопрос)


Записывают число.


Открывают учебники.
Читают задание.
Отвечают.
Два ученика читают вслух, остальные следят.
Отвечают.


Записывают пару слов в тетрадь.

Объясняют свой выбор.





Записывают пару слов.

Делают вывод.

Физминутка

Музыкальная пауза

Выполняют движения за учителем.

Работа в парах.
Откройте ваши рабочие тетради №8 тема 5 .Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?(подобрать по смыслу к названиям предметов признаками, соединить их стрелкой, затем указать рядом с цифрой нужную букву)
-Это задание вы выполните в парах. Как вы будете выполнять задание?(будем подбирать по смыслу слова, ставить вопрос от одного слова к другому)
(руки золотые; чудище страшное, труба подзорная; телефон мобильный
1-в,2-г,3-а,4-б.Ответы на доске)
-Какая пара ошиблась в выполнении задания? В чем ваша ошибка?
Пары, которые выполнили это задание без ошибок, поставьте на полях рабочей тетради «+».
-Еще раз прочитайте первую пару слов(
золотые руки)Как вы понимаете это выражение?(человек, который хорошо работает руками. Может починить что-либо, изготовить какие-то вещи самостоятельно)
-Как вы подбирали слова?(
по смыслу, задавали вопрос от одного слова к другому)
С/р по вариантам упр.66
-Вам даны слова-названия признаков. Давайте прочитаем их (чтение по цепочке)
Первый вариант будет записывать те слова, которые относятся к слову «мяч»,а второй – к слову «тигр»
Выбранные слова запишите в столбик с маленькой буквы.(
тигр: большой, игрушечный, любимый, полосатый, мохнатый, веселый, печальный; мяч: большой, любимый, резиновый, легкий. На доске картинки мяча и тигра, под которыми написаны соответствующие признаки)
-Кто ошибся при выполнении задания? Какого характера твоя ошибка(оформление, неверное слово)
-Поднимите руки, кто выполнил верно. Поставьте на полях «+»
-Как вы распределяли слова по картинкам?(
по смыслу)
-Давайте прочтем эти слова, поставим в них ударение и подчеркнем опасные места.
Большой – безуд.гл. О.(бОльше),Ь –показатель мягкости
Круглый – ничего
Игрушечный – ЧН без Ь,безуд.гл. е
Любимый – ничего
Полосатый – безуд. гл. о (пОлосы, полОска)
Резиновый – безуд.е (словарное слово)
Мохнатый – безуд.гл
Легкий – парн.согл (легок)
Веселый – безуд.гл. (вЕсело)
Печальный – «ча-ща» с буквой а,Ь знак,безуд. е (словарное слово)


Читают задание.




Проговаривают правила выполнения задания.


Ликвидируют ошибки и их причины.



Читают.
Высказывают свои предположения.







.    


Проверяют.

Проговариваем, ставим  ударение и подчеркиваем опасные места в словах.





.

V.Итог урока

-Ребята, Незнайка тоже выполнял похожее задание и просит вас его проверить(на доске пары слов)
Белый медведь, стеклянная карандаш, новый ваза.
-Все ли пары Незнайка составил верно?(нет).Где он ошибся?(стеклянная карандаш и новый ваза).Как вы это выяснили?(задали вопрос :карандаш (какой?) стеклянная. Не подходит. Карандаш не может быть стеклянным. Так не говорят.
Новый ваза: ваза (какая?) новый. Не подходит.)
-А как можно поменять слова в парах, чтобы получилось правильно?(стеклянная ваза и новый карандаш).Докажите(ваза (какая?)стеклянная. Карандаш (какой?)новый)
-Так как слова-названия предметов и слова-названия признаков связаны между собой?(по смыслу, можно задать вопрос от одного слова  к другому)
Письмо от Незнайки.
-Незнайка хочет сказать вам большое спасибо за помощь. Она написал вам письмо, но вот беда: слова-названия признаков(прилагательные) выпали из строк и перепутались. Давайте заполним пропуски в письме Незнайки и прочитаем его послание.
-Прочитайте слова-признаки, которые выпали из письма.
-Какое слово поставим в первом пропуске?(дорогие).Почему
?(оно связано по смыслу со словом «ребята».Ребята(какие?)дорогие)
-Какое слово поставим во вором пропуске?(сложной)Докажите(тема оказалась (какОЙ?)сложнОЙ. Аналогично заполняют пропуски до конца)
-Ребята, вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок. До новых встреч.

Слушают.


Проверяют.

Находят ошибки.


Объясняют их .





Исправляют.
Доказывают свой выбор.


Делают вывод.


Заполняют пропуски в письме по смыслу.



Прощаются с учителем.

                                                   

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов»

Данный урок разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа" и ФГОС НОО....

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Как связаны между собой слова – названия и слова – признаки.

Урок русского языка для 2 класса. Развитие умений устанавливать связь между словами- названиями предметов и словами- названиями признаков по вопросу, графически её оформлять....

Как связаны между собой слова – названия и слова – признаки.

Урок русского языка для 2 класса. Развитие умений устанавливать связь между словами- названиями предметов и словами- названиями признаков по вопросу, графически её оформлять....