Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач
методическая разработка по русскому языку
Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач
- Актуальность и перспективность.
- Принципы обучения.
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
- Основные идеи сопровождения развивающей работы при решении орфографических задач.
- Ожидаемые результаты.
- Зарождение-становление опыта
- Технология опыта.
- Эффективность и результативность работы.
- Литература.
.
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»
К.Д.Ушинский
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ.
Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять - пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, с постоянно увеличивающимися темпами внедрения в жизнь все новых и новых устройств, заменяющих людей, а людям, заменяющим многие «простые радости жизни» виртуальными переживаниями. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей - это то же самое мышление шестилеток и семилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, всё видевшего, всё знающего человека. Наши дети овладевают правилами логических игр и, применяя их, зачастую систематически обыгрывают взрослых.
Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребёнка .
Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из важнейших условий , обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного предмета «русский язык». В условиях современного общества формирование умений и навыков логического мышления учащихся можно рассматривать как одну из главных задач обучения русскому языку в школе, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ наук и развитие личности школьника.
ЦЕЛЬ:
Изучить существующие методы и приёмы решения орфографических задач на логическое мышление, а затем выбрать наиболее
Эффективные из них для применения на практике
ЗАДАЧИ:
- Формирование у обучающихся знания, умения и навыка в правильном написании слов с орфограммами;
- Активизация познавательной деятельности через развитие интереса к изучению русского языка , его фонетики и орфографии;
- Способствование развитию речи, памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- Воспитание личности на основе общечеловеческих , нравственных и культурных ценностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : обучающиеся начальной школы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : логические орфографические задачи.
ГИПОТЕЗА : обучение детей осознанному выбору способов решения логических задач обеспечивает формирование четырёх главных орфографических умений:
- Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы(обладать орфографической зоркостью)
- Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)
- Применять правило, способ решения задачи
- Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
ПРОТИВОРЕЧИЯ:
Между необходимостью писать грамотно и низким уровнем сформированности умения решать орфографические логические задачи;
Между эффективными приёмами, способами деятельности педагога и отсутствием эффективных способов самостоятельной организации работы обучающихся на уроке.
2. Принципы обучения.
В основу данной работы положены следующие принципы обучения:
- научность;
- доступность и последовательность;
- системность изложения материала;
- наглядности и образности;
- гуманности.
Принцип научности является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части. Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Специальные исследования показывают, что при упрощенном содержании обучения снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Однако следует учитывать принцип, выдвинутый Л.В. Занковым, который предлагал обучение на высоком уровне трудности. Однако в данном случае высокий уровень трудности предполагает преодоление препятствий. Этот принцип помогает раскрыть духовные силы обучаемого, дает им простор и направление. Степень трудности регулируются соблюдением меры трудности. Мера трудности предполагает такой учебный материал, который может быть осмыслен обучаемыми. Характер трудности имеет в виду не любую трудность, а трудность, заключающуюся в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи.
Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время Л.В. Занков. Именно Я.А. Каменскому принадлежит “золотое правило дидактики”, требующее привлекать к обучению все органы чувств. Г. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Л.В. Занков подробно изучил возможные варианты сочетания слов и наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.
Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач содержания. В процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения.
Моя задача состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Выбранные методы и средства обучения соответствуют поставленным мною задачам, учитывая особенности содержания и возможности учеников эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях.
Учебный процесс без необходимых условий функционировать эффективно не сможет. Он закономерно зависит от наличия, по крайней мере, четырех основных групп: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических.
Прямой моей задачей является создание в ходе обучения благоприятной морально-психологической атмосферы в соответствии с требованиями педагогической этики.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
Завершая рассмотрение принципов обучения, надо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов и средств обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, так как это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных, а также развивающих задач за счет других.
Точно также недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решить задачи современного образования.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Второй-третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
- Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
- Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
- В этом возрасте ученик способен:
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
- В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности.
Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.
- Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».
- У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.
- Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
- Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания. Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.
- Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
- У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.
- В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
- Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
- Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
.Ожидаемые результаты.
В результате обучающиеся должны знать/понимать:
-элементарные способы использования речевых навыков для решения поставленных проблем;
-способы решения орфографических задач ;
-значимость русского языка, как средства общения и познания окружающей действительности.
Учащиеся должны уметь:
- видеть(обнаруживать )орфограммы в словах;
- выбирать способ решения поставленной логической орфографической задачи.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РЕШЕНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
В своей педагогической деятельности эффективность работы при решении орфографических задач реализую через:
- систему отслеживания допущенных ошибок;
- классификацию допущенных ошибок;
- систематически проводимую работу над ошибками;
- развитие, углубление познавательных интересов;
- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
- адаптивную методику;
- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- положительную самооценку: обучающиеся должны постоянно убеждаться в своем успехе.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Младший школьный возраст – чрезвычайно важный и благодарный с психолого-педагогической точки зрения период школьного обучения. Заложенные в нём возможности связаны, прежде всего, с развитием познавательных способностей, усвоением интеллектуальных аспектов учебной деятельности – стандартов понятийного мышления и научной лексики. Младшие школьники приходят в новый для большинства из них взрослый мир понятий, научных систематизированных знаний, новых способов общения и изложения своих мыслей.
Изучением онтогенеза интеллектуальных процессов и, в частности, процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогических концепций развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н. Поспелов, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.
Теоретико-методологической основой опыта послужили фундаментальные положения о соотношении обучения и развития.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение имеет дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счёта, приобрести значительный объём знаний по математике, русскому языку, окружающему миру. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребёнка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, самое главное, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учёбе, высокие общественные мотивы учения.
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
"Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки". (Блонский П.П.).
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину – это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
С развитием речи и накоплением речи ребёнок переходит к образному мышлению. За каждым словом ребёнок представляет себе только тот конкретный предмет, с которым когда-то встречался.
Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Младший школьник в своём развитии идёт от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Для освоения понятий большое значение имеют:
- наблюдения и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие;
- анализ каждого явления (предмета, факт) и выделение в нём существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесённых к определённой категории;
- абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков;
- включение новых предметов в известные группы, обозначенные знакомыми словами.
Отмечены трудности у детей младшего школьного возраста в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребёнок вообще не знает, что такое сравнить. Его следует подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.
Для мышления младших школьников характерна ещё такая особенность, как однолинейность. Дети либо видят только сходство, не замечая различий, либо отмечают различия, не видя сходства.
Для овладения операцией сравнения человек должен научиться видеть сходство в разном и разное в сходном. Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников. Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
Исходя из вышесказанного, выделим следующие цель и задачи:
- учить различать существенные и несущественные признаки;
- развивать вариативное мышление, память, творческое мышление, зрительное внимание, сообразительность;
- содействовать развитию любознательности, эмоционально-познавательного начала в процессе овладения новыми знаниями;
- учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- добиваться от ребят самостоятельной аналитико-синтетической обобщающей деятельности.
Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показали, что школьники младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься как можно раньше.
Над данной темой я начала работать с учащимися в 2008 году.
Гораздо проще проводить такую работу на уроках математики, но я решила поработать над данной темой в области русского языка.
Процесс обучения должен быть ориентирован на личность каждого ребенка. А это возможно только тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики. Для создания на уроках атмосферы поиска, для развития системного мышления большую роль отвожу нестандартным урокам: урокам-сказкам, урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-практикумам, урокам-праздникам.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые я использую на уроках.
Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.
Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем.
Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.
На основе развития мыслительной деятельности, характеризующейся мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях представляю систему упражнений и учебных заданий по всему курсу русского языка. Целью предлагаемых учебных заданий является их использование для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях.
Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления, умения применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации. Результатом этой работы является повышение мотивации к изучению русского языка.
- Творческие задания на развитие речи.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
1) Восстановление деформированного текста.
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:
снегурочка сочинение писать
3) Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме".
4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.
5) Составление конспекта научно-популярной статьи.
6) Письмо по памяти
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
А. Пушкин.
7) Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
8)Раскрой тему
Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.
Зимние забавы.
Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!
9) Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
1. По реке плывёт лодка. И плот.
2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
10) Составьте рассказ по его началу.
1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...
2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…
- Задания на сравнение
Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические, фонетические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.
На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.
Задание 3. Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:
Тапка – шапка Мишка – шишка
Порох – шорох губа – шуба
Задание 4. Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание, но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы.
Например: На по'лку ставил я варенье,
В полку' участвовал в сраженьи.
Задание 5. Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите.
Если первый слог ударный,
Мы – посуда для питья.
Переставьте ударенье –
И рисуйте нас, друзья. (Кру'жки – кружки')
Задание 6. Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т.к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.
- Превратите ночь в день.
(Ответ: ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день).
Задание 7. Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
Задание 8. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?
- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Диктор – диктант
Перчатка – напёрсток
Пятница – пятёрка
Цирк - циркуль
Город - огород
3.Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
• по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
• по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
• по наличию орфограмм;
• по количеству слогов.
Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б)по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
4.Задания на обобщение
Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.
Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь – ? (признаки).
Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа – ? (процесс).
Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)
Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. ( Осуждать.)
Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком – грамматическом уровне.
- Задания на исключение лишнего
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
• Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
• Клен – 1 слог.
• Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
• Объединить – это глагол, остальные – существительные.
• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
6.Учебная лингвистическая задача
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?
-Часовой! Который час
- Первый ваше благородье!
- Давно ли
- Часа с полтора ваше благородье.
Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.
Карточка № 1
Часовой – имя существительное, потому что...
1) ...; 2) ...; 3) ... .
Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.
Карточка № 2
Часовой – имя существительное, потому что:
1)обозначает предмет (кто?);
2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;
3) является обращением.
Почему смешно? Чем вызван комический эффект?
Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой
(-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.
Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников умение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.
Задание 2. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь.
Ключ к выполнению задания:
Мальчик поласкал собаку. Огромные валы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слезал. Мама отворила дверь.
Неправильное написание слов искажает смысл.
7. Задания по аналогии
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
Задание 1. Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, ... .
Вокзалы, салюты, ... .
Объяснение, объединение, ... .
Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая
• наличие определенных орфограмм;
• категорию числа имен существительных;
• падежные формы существительных.
8.Задания по фразеологизмам
В программе обучения по учебнику «Русский язык» УМК « Планета знаний» особое место занимает работа над фразеологизмами, которая помогает расширять представления младших школьников об эмоционально-экспрессивных возможностях фразеологизмов, стилистической окраске, синонимических и антонимических связях данных языковых единиц; позволяет использовать тематическую группу фразеологизмов при работе над текстами определенной темы и содержания. Фактический материал, представленный в учебниках, и рекомендации автора к организации и проведению работы по фразеологии позволили мне, не нарушая логики системы, на уровне приемов и упражнений творчески подходить к обучению младших школьников фразеологии русского языка. Использую следующие конкретные упражнения по фразеологии
1 задание. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
1). Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")
2). Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
За тридевять земель. Хоть пруд пруди.
Повесить голову. Взять себя в руки.
С гулькин нос. Воспрянуть духом.
Выйти из себя. Рукой подать.
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; С гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки)
2 задание. Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1) Прочитайте предложения. Какое из предложений, по-вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2) Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему
что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
- Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?
- О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.
3) Замените глаголом следующие выражения:
прикусить язык -
совать нос в чужие дела -
мозолить глаза -
чесать языком -
путаться под ногами –
4) Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Делить шкуру неубитого ... . Купить ... в мешке. ... в мешке не утаишь. Платить той же .... Беречь как ... ока. Согнуть в ... рог. Толочь ... в ступе. Не в бровь, а в ... . Выйти ... из воды. Надуться как ... на крупу.
Ключ к выполнению задания:
Делить шкуру неубитого медведя. Купить кота в мешке. Шила в мешке не утаишь. Платить той же монетой. Беречь как зеницу ока. Согнуть в бараний рог. Толочь воду в ступе. Не в бровь, а в глаз. Выйти сухим из воды. Надуться как мышь на крупу.
Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.
9.Задания по словообразованию.
Осуществление словообразовательного анализа создает хорошую базу для совершенствования аналитико-синтетической деятельности учащихся. Так, чтобы проследить «биографию» слова, ученику необходимо проанализировать его: найти исходное слово и, используя операцию сопоставления (противопоставления), определить смысловое и структурное различие слов. И наоборот, чтобы образовать слово, школьник прибегает к синтезу, соединяя исходное слово с каким-либо словообразовательным формантом. Присоединение форманта при этом происходит не механически, а с обязательным учетом того, что называет это производное слово.
Для определения уровня словообразовательных умений младших школьников и для оценки степени владения ими рядом мыслительных операций учащимся были предложены некоторые задания.
Задание 1. Разбери по составу слова: аистёнок, бездомный, еловый, жарища, настольный, капустник, мелковатый, плечистый, программист, стекольщик, лошадёнка, сурок.
Данное задание ориентировано, во-первых, на проверку умения верно разбирать слова по составу; во-вторых, на выявление осознанности — неосознанности у младших школьников связи морфемного анализа со смысловыми отношениями между произ-водным и мотивирующим по отношению к нему словом; в-третьих, на выявление умения сопоставлять и анализировать, используя предложенный материал.
Задание 2. Выдели группы слов с одинаковым корнем.
Гора, горький, горьковатый, гористый, горчинка, горный, пригорок.
Задание 3. Найди слова с одинаковыми приставками и без приставок и запиши их группами.
Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок, ободрить.
Задание 4. Найди слова с одинаковыми суффиксами.
Точка (знак препинания), почка, кофточка, кисточка, строчка, розочка, звёздочка, молочко.
Цель этого задания заключается не только в проверке умения учащимися определять слова одного словообразовательного гнезда, но и в выяснении того, насколько осознается школьниками семантика слова, его связи с другими однокоренными словами. С точки зрения приемов мыслительной деятельности проверялось умение в ходе словообразовательного анализа сопоставлять, осуществлять операции анализа-синтеза, классифицировать.
Задание 5. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получилось новое слово.
Сено овод зал глас
Банк рот свет ода
Стол ежи воз очки
Задание 6. Как бы ты объяснил следующие слова?
Голубоватый, бельчонок, арбузище, выключатель, стаканчик, подосиновик, соусник, болтливость.
Цель задания в том, чтобы выяснить, как учащиеся преимущественно толкуют производные слова, как часто они используют при этом описание значения производного слова через производящее (на основе смыслового сопоставления). Следовательно, перед учащимися стояла задача не только описать значение производного слова, но и оп-ределить, от какого слова образовано каждое из них.
Задание 7. Догадайтесь, какое слово задумано.
1) В нем приставка такая же, как в слове подруга, корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.
2) Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы одинаковые с глаголом слышать.
Ключ к выполнению задания: Поиграл. Перелетать.
10. Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». При изучении во 2 классе по русскому языку темы «Антонимы» провожу игру «Найди пару». На стенах прикреплены слова-антонимы. Задача учащихся: найти пару для каждого из слов. (Горькая, горячий, большая, злой, трудолюбивый, добрый, ленивый, маленькая, холодный, сладкая). Записать получившиеся пары антонимов.
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, элементов эвристического мышления».
Приведу примеры использования загадок в своей практике.
- Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков, например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Арбуз – словарное слово. Отгадка – ключ к его пониманию. Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.
- Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки). Игровая ситуация помогает запомнить правило.
- В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Змея – безударная гласная в корне слова требует проверки.) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
- Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой – провожает. Дверь. Чтобы написать это слово, надо вспомнить о мягком знаке как знаке обозначения мягкости. Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далёких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
- Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это шарады – слова, загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: Первое- предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. За - дача в отгадке правило «ча - ща», надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличить их от тех слов, в которых всё слово – корень.
На уроках русского языка я использую разные типы загадок: загадки - метаграммы, анаграммы, логографы, загадки- шутки.
При изучении орфографических и грамматических тем тоже использую загадки. При изучении во 2 классе по русскому языку темы «Непроизносимые согласные» включаю следующие задания:
- Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
- Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)
- Что это за дорога:
Кто по ней идёт – тот хромает? (Лестница)
Занятия по развитию логического мышления учащихся - один из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигли значительных успехов в своем развитии. Они приобрели также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка. А это означает, что возникает и интерес к учебе.
Раз в четверть я проводила интеллектуальные конкурсы, викторины, целью которых являлось обобщение приобретенных знаний и умений. На них приглашались родители, учителя.
Для каждого занятия мною подбирались специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежали развитию на данном занятии.
Задания подбирались с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяла многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий я стремилась обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий реализовывался принцип "спирали", т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Существенными особенностями занятий с младшими школьниками являются включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволило мне проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Эффективность и результативность системы работы
Опыт работы по развитию логического мышления младших школьников на уроках русского языка и показал, что все учащися моего класса, показывали устойчивые результаты обучения. Эти дети получали заряд интеллектуальной активности и высокой мотивации. При переходе в среднее звено их потенциал сохранился. Мои ученики с удовольствием принимали и принимают участие в олимпиадах различного уровня. Дети научены добывать знания посредством различных источников (справочная литература, энциклопедии, Интернет и т. д.).
Результаты работы по развитию логического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время регулярно отслеживались мною. За 9 месяцев произошло изменение показателей уровня развития логического мышления учащихся 4 класса. А также вырос процент качества знаний учащихся.
Таким образом, я увидела результативность системы работы.
Уровень сформированности логического мышления выявлялся при проведении различных диагностик:
Диагностика способности выделять существенный признак.
- Диагностика умения сравнивать.
- Диагностика умения обобщать.
- Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза.
- Диагностика умения проводить классификацию.
- Скорость протекания мыслительных процессов.
- Задания, направленные на определение сформированности мыслительных операций.
Диагностические методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в средней школе.
Развитие логического мышления
Диаграмма 1
4 класс (2011/2012 учебный год)
Высокий уровень | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
На начало года | 2% | 5% | 14% | 5% | 2% |
На конец года | 3% | 7% | 15% | 2% | 1% |
Диаграмма 2
2 класс (2009/2010 уч.г.) 3 класс (2010/2011 уч.г.)
Высокий уровень | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
2 класс | 3% | 7% | 15% | 2% | 1% |
3 класс | 4% | 8% | 14% | 2% | 0 |
Учащиеся моего класса с удовольствием участвовали каждый год (начиная со 2 класса) в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок». Причём, пробовали свои силы даже те ребята, у которых по русскому языку стояла отметка «удовлетворительно».
Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения как со стороны учащихся, так и с моей стороны.
Ученики | Учитель |
|
|
Заключение.
Эта работа была очень важна для меня. Теперь я могу утверждать, что развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включённости ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчёркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности.
Своим опытом я делилась с учителями на школьном МО.
Представление своего опыта работы хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Страшная опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Литература.
- Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С.Арямов // Начальная школа. –1999 №4-С.17
- Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р.Арутюнов–М.: Русский язык, 1987-361с.
- Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. –2002- №2-С.56
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский \ М., 1966
- Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. – 2003 - №4 – с. 39
- Бондаренко А.А. Где прячется ошибки? М.: Просвещение, 1999.
- Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа. – 1996. - №9 – с. 198
- Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. №7.
- Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –2002- №1-С.90
- Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11-С.82
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо–М.: Просвещение, 1991-271с.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина–М.: Просвещение, 1991- 276с.
- Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64
- Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.
- Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
- Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11
- Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?./А.С.Кузьменко//Начальная школа. –1992. №9-10-С.49
- Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/В.Д.Курпов///Начальная школа. –1990.- №3-С.37
- Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./А.Н.Леонтьев–М.:Просвещение, 1974.-29
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
- Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//Начальная школа. -1996. №9-С.34
- Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И.Моисеев–М.: Просвещение. 1980.-326с.
- Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова/Л.А.Никитина//Начальная школа. –1997. -№5.-С.71
- Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости/В.Д.Одегова//Начальная школа. –1989. №6-С.73
- Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. –1997. -№1-С.29
- Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе./Л.И.Разумовская–М.:Просвещение, 1974.-301с.
- Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская–М.: Просвещение, 1996.- 251с.
- Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./Н.С.Рождественский–М.:Просвещение, 1960.-328с.
- Розенталь Д.Э.идр.Современный русский язык. / Д.Э., Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова– М.: Высш.шк. 1991.-572с
- Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. –1996-. №1-С.45
- Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости/М.С.Селезнева//Начальная школа. –1997.- №1-С.81с.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./М.С.Соловейчик–М.:Просвещение, 1993.-482с.
- М.С.Соловейчик, О.О.Харченко Материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
- Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова/Л.Е.Тарасова//Начальная школа. –1998.- №2-С.90
- Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте/Г.Д.Трубицина//Начальная школа. –1990-. №3-С.72
- Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. –1997. №2-С.82
Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими
ошибками/А.Ясова//Начальная школа
- предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. –1997. №2-С.82
Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//Начальная школа
Приложение
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задания, направленные на определение сформированности мыслительных операций
На выполнение заданий потребуется один час (40 – 45 минут). Школьникам предлагается один из вариантов заданий. На выполнение заданий первого – пятого – по 5 минут, шестого – 15 минут.
Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова:
ОСТР, ЗАЯР, АПКРТЕ, РСДЕА, ЕЧЕРНШЯ.
Задание 2. Выпишите 2 слова, наиболее существенных для данного слова перед скобками.
Хоккей (лёд, ворота, игроки, борт, коньки).
Озеро (рыбы, тина, вода, рыболов, берег).
Улица (машина, фонари, деревья, дома, дорога).
Школа (здание, окна, двери, школьники, этажи).
Сложение (действие, слагаемое, числа, сумма, математика).
Задание 3. Сравните понятия: газета – тетрадь.
Общие и отличительные черты выпишите на листе в два столбика.
Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Почему? Выпишите его.
Клён, берёза, осина, дерево, дуб.
Холодный, ледяной, сладкий, тёплый, горячий.
Приставка, корень, предлог, суффикс, окончание.
Слагаемое, вычитаемое, множитель, деление, частное.
Дождь, снег, иней, град, осадки.
Задания 5. Определите, что общего в каждой паре слов. Предложение должно содержать не более 3-4 слов.
Нос- глаз.
Разность – частное.
Справедливость – честность.
Водохранилище – канал.
Снег – град.
Задание 6. Даны 3 слова, два первых находятся в определённой связи; третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе бумаги это четвёртое слово.
- Собака – пасть = птица - ?
(воробей, гнездо, клюв, соловей, петь)
- Сервиз – тарелка = лес - ?
(берёза, дерево, ветка, бревно, клён)
- Лиса – нора = птица - ?
( дом, перья, соловей, гнездо, летать)
- Школа – ученики = больница - ?
( учитель, здание, больные, врачи, клиника)
- Обмеление – наводнение = холодно - ?
(засуха, река, горячо, ледяной, холодильник)
- Молния – свет = жара -?
(солнце, трава, дождь, жажда, река)
- Роза – цветок = орешник - ?
(дерево, трава, растение, куст, жасмин)
- Берёза – дерево = стихотворение - ?
(сказка, поэзия, повесть, богатырь, роман)
- Запад – восток = бежать - ?
(север, юг, лететь, стоять, идти)
- Война – смерть = солнце - ?
(растение, свет, темнота, воины, день)
Оценка полученных результатов
Тесты | Высокий уровень | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
| 3 3 3 3 3 4 | 4 4 4 4 4 5 | 2 2 2 2 2 1 | 2 2 2 2 2 1 | 1 1 1 1 1 1 |
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл | |||||
Общий уровень развития мышления | 19 | 25 | 11 | 11 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.
«Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей...
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач
методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности...
«Развитие дивергентного мышления учащихся начальных классов при решении текстовых задач»
Внедрение в школьный курс нестандартных видов работы над задачей...