Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления
при обучении решению орфографических задач.
При обучении орфографии учитель развивает словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать прочный орфографический навык. Как работает мысль ученика? Каковы её направления? Какова структура умственной деятельности школьников в работе по орфографии? Так в цикле статей М.Р.Львова «Обучение орфографии в начальных классах» рассматривается важнейший вопрос, связанный с решением орфографических задач.
Первый этап – определение места, где возникла в слове орфографическая задача, к какой группе относится данная орфограмма.
Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом.
Последний этап – запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.
Вот несколько алгоритмов решения орфографических задач:
Алгоритм 1
Правописание Е и И в окончаниях существительных.
I. 1. Определи место, где возникла орфографическая задача.
2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.
II. 1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
2. Определи, к какой части речи относится слово.
3. Определи склонение.
4. По вопросу и предлогу определи падеж.
III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.
Алгоритм 2
Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.
I. 1. Определи место, где возникла орфографическая задача.
2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.
II. 1.Определи на что оканчивается данное слово.
2. Определи, к какой части речи относится слово.
3.Определи род.
III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.
Алгоритм 3
Правописание Ь в глаголах 2 лица единственного числа настоящего времени.
I. 1. Определи место, где возникла орфографическая задача.
2. Определи, к какой группе относится данная орфограмма.
II. 1. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
2. Определи, к какой части речи относится слово.
3. Определи время, лицо, число.
III. 1. Напиши слово в соответствии с правилом.
Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172419-1357300390.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-143615-1386080220.jpg)
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494150-1412840380.jpg)
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494150-1412840380.jpg)
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-988669-1513789890.png)
Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач
Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292112-1606190869.jpg)
Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...
Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач
Формирование логического мышления-важна я часть педагогического процесса. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя- полнее использовать эти возможности пр...