имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи
Задачи:
1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных
2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо;
3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций
Оборудование: презентация к уроку, дом. задание инд. порядка, иллюстр. материал к уроку
Ход урока.
1. Организация урока. Позитивный настрой. (слайд 1-2)
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
2. Определение темы и задачи урока.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте:
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Сформулируйте учебную задачу урока. (Повторить все, что известно об имени прилагательном)
-Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но… чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.
3.Работа по теме урока.
1) Игра «Да и Нет».
· Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
· Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
· Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
· Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
· Имя прилагательное изменяется по числам(да).
- Проанализировать итог тестов.
- Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
2) Работа над определением признаков прилагательных.
- Раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства. Какие жанры вам знакомы? (пейзаж, натюрморт, портрет)
- Что такое натюрморт? (Натюрморт – изображение неодушевленных предметов).
-Давайте вместе нарисуем натюрморт. Для этого отгадайте загадки.
(работа на интерактивной доске)
Желтобрюхий, ароматный,
Кислый он невероятно,
В чай для вкуса добавляют,
Подскажи как называют? (Лимон)
Вот и лето пролетело,
А глядишь, в садах поспело:
Груши, яблоки, калина,
Черноплодка и … (Малина)
Снаружи я стальной,
Внутри я водяной
Я на плите стою
Всех чаем напою. (Чайник)
- Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).
- Опираясь на тексты загадок, назовите признаки, которые могут обозначать прилагательные. (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)
Вывод: имя прилагательное может обозначать…
3) Открытие знания об использовании прилагательных в качестве средств выразительности русского языка.
Сегодня последний день прекрасного времени года – Зима.Художники, писатели, поэты, очень часто обращались в своем творчестве к теме зимы.
Посмотрите, сколько ярких красок играет на их картинах, хотя, казалось бы, у зимы, в основном, один цвет – белый.
(Репродукции картин: И.Шишкина "Зима” и И.Грабаря "Февральская лазурь”.)
-К какому жанру живописи вы отнесете эти произведения?( пейзаж)
-Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
- Что такое эпитет? (Эпитет – красочное определение, выраженное прилагательным).
-Найдите эпитеты в следующих предложениях.
1. Стройные, высокие сосны развесили иглистые лапы.
Изумрудные ёл…чкист…ят под тихим снегом.
Горят рубиновые яг…ды на застенчивой р…бине.
- Какова роль эпитетов в речи? (придают ей точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение).
4) Роль прилагательного в предложении.
- Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
- В первом предложении найдите главные члены предложения, найдите прилагательные, подчеркните их волнистой линией, выпишите словосочетания с прилагательными.
- Каким членом предложения является прилагательное, с какой частью речи связано? (прилагательное в предложении - второстепенный член, связано с именем существительным)
4. Подведение итогов урока.
-Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла?
- Расскажите все, что вам известно об имени прилагательном.
А)Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Б) Прилагательные могут обозначать цвет, форму, вкус, запах предметов.
В)Впредложении является второстепенным членом и связано с существительным.
-Какую роль играют имена прилагательные в речи? (прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность. Делают речь точной.)
- С задачей урока мы справились?
Рефлексия.
.
Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво | Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво | Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво |
Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво | Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво | Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво |
ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО
МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ НЕ ЗНАЕТ ПОКОЯ
ОТЕЦ И МАТЬ ЦЕНЫ НЕ ИМЕЮТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...