имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Артем Филипповский

бу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи

Задачи:

1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных

2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо;

3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций

Оборудование: презентация к уроку, дом. задание инд.  порядка, иллюстр.  материал к уроку

Ход урока.

1. Организация урока. Позитивный настрой. (слайд 1-2)

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим сразу все к работе.

2. Определение темы и задачи урока.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте учебную задачу урока. (Повторить все, что известно об имени прилагательном)

-Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но… чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

3.Работа по теме урока.

1) Игра «Да и Нет».

·        Имя прилагательное обозначает предмет (нет).

·        Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).

·        Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).

·        Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)

·        Имя прилагательное изменяется по  числам(да).

- Проанализировать итог тестов.

- Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.

2) Работа над определением признаков прилагательных.

- Раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства. Какие жанры вам знакомы? (пейзаж, натюрморт, портрет)

- Что такое натюрморт? (Натюрморт – изображение неодушевленных предметов).

-Давайте вместе нарисуем натюрморт. Для этого отгадайте загадки.

(работа на интерактивной доске)

Желтобрюхий, ароматный,

Кислый он невероятно,

 В чай для вкуса добавляют,

Подскажи как называют? (Лимон)

Вот и лето пролетело,

А глядишь, в садах поспело:

Груши, яблоки, калина,

Черноплодка и … (Малина)

Снаружи я стальной,

Внутри я водяной

Я на плите стою

Всех чаем напою. (Чайник)

- Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).

- Опираясь на тексты загадок, назовите признаки, которые могут обозначать прилагательные. (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)

Вывод: имя прилагательное может обозначать…

3) Открытие знания об использовании прилагательных в качестве средств выразительности русского языка.

Сегодня последний день прекрасного времени года – Зима.Художники, писатели, поэты, очень часто обращались в своем творчестве к теме зимы.

Посмотрите, сколько ярких красок играет на их картинах, хотя, казалось бы, у зимы, в основном, один цвет – белый.

 (Репродукции картин: И.Шишкина "Зима” и И.Грабаря "Февральская лазурь”.)

-К  какому жанру живописи вы отнесете эти произведения?( пейзаж)

-Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

- Что такое эпитет? (Эпитет – красочное определение, выраженное прилагательным).

-Найдите эпитеты в следующих предложениях.

1. Стройные, высокие сосны развесили иглистые лапы.

Изумрудные ёл…чкист…ят под тихим снегом.

Горят рубиновые яг…ды на застенчивой р…бине.

- Какова роль эпитетов в речи? (придают ей точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение).

4) Роль прилагательного в предложении.

- Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

- В первом предложении найдите главные члены предложения, найдите прилагательные, подчеркните их волнистой линией, выпишите словосочетания с прилагательными.

- Каким членом предложения является прилагательное, с какой частью речи связано? (прилагательное в предложении - второстепенный член, связано с именем существительным)

4. Подведение итогов урока.

-Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла?

- Расскажите все, что вам известно об имени прилагательном.

 А)Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Б) Прилагательные могут обозначать цвет, форму, вкус, запах предметов.

В)Впредложении является второстепенным членом и связано с существительным.

-Какую роль играют имена прилагательные в речи? (прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность. Делают речь точной.)

- С задачей урока мы справились?

Рефлексия.

.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО

МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ НЕ ЗНАЕТ ПОКОЯ

ОТЕЦ И МАТЬ ЦЕНЫ НЕ ИМЕЮТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...