Рабочая программа по курсу "Русский язык, как иностранный" 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Русския язык, как иностранный" предназначен для обучения детей мигрантов.Программа составлена для обучающихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_kak_inostrannyy.3_klass.rar | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
(для 1-4 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ: на методическом совете Директор МБОУ Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП № 1» от 25 августа 2016 г. ________________Н. А. Зеленская Методист ____________ А. В. Шинкевич Приказ № 323 от 29.08.2017 г. |
Рассмотрено на МО учителей предметов эстетического цикла Протокол № 1 от 29 августа 2017 г. Руководитель МО ___________ И. Н. Ушакова Рабочая программа на 2017 – 2018 учебный год Предмет: «Учимся говорить и писать по-русски» (социальное направление) Класс: 3в Уровень: внеурочная деятельность Учитель: Ягудина Нажия Гафуановна Излучинск 2017 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.),
на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД).
-Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
-Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
-основной образовательной программой основного начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 уч. г., утвержденного приказом от 29.08.2017г №330;
- годовым календарным учебным графиком на 2017/2018 уч. г.
- Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени»Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:
- создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
- поэтапное предъявление учебного материала(сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
- многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
- комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
- обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
- выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
- формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребенка иностранного гражданина эффективными средствами речевого общения:
- умением понимать русскую речь;
- умением правильно говорить на русском языке;
- умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
- умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
- способностью слушать и понимать других;
- умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Цели программы:
Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
- Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
- Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
- Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому языку для иностранцев.
- Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
- Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
- создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
- создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
- развитие интереса к русскому языку;
- развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
- Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
- Принцип поэтапного формирования умственных действий.
- Принцип практической направленности изучаемого материала.
- Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
Формы работы учащихся на занятиях:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
- дети мигрантов будут понимать устную русскую речь;
- дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.
- Общая характеристика курса
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
Содержание контроля.
В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
.
III. Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Русский язык как иностранный» предназначена для детей-мигрантов младшего школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения. 1-2 классы - по 2 часа в неделю (в год 66ч); 3-4 классы - по 2 часа в неделю (68 ч в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи.Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
- осуществлять анализ и синтез;
- развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные УУД:
Чтение
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
2. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 20-120 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем предъявляемого текстового материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо
Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант).
3 класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Проверочная работа |
1 | Введение. | 2 ч | |
2 | Словарь. | 20ч | |
3 | Грамматический строй речи. | 20 ч | |
4 | Речевой слух. | 8ч | |
5 | Связная речь. | 18 ч | 1 ч |
ИТОГО | 68ч | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | дата | факт | ||||||
1-2 | Введение. Будем знакомы! | 2 | Определение целей и задач дополнительных занятий | ||||||||
Словарь 20 ч | |||||||||||
3- 6 | Соотнесение предмета и слова, его названия. | 4 | Учить детей мигрантов называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную, слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка). | ||||||||
7- 10 | Соотнесение действия и слова, его названия. | 4 | Учить детей мигрантов правильно называть действия каких-либо предметов, используя предметные картинки с выраженным действием предмета. | ||||||||
11-14 | Предмет и его действие. | 4 | Развивать умения правильно называть предметы и их действия на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия. | ||||||||
15-18 | Слова-обобщения. | 4 | Учить называть обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, движения. Развивать мелкую моторику руки через штриховку. | ||||||||
19-22 | Слова, называющие признаки предметов. | 4 | Учить детей мигрантов правильно определять и называть признаки предметов по форме, размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание). | ||||||||
Грамматический строй речи 20 ч | |||||||||||
23-24 | Постановка ударения в словах | 2 | Развивать умения произносить слова с правильной постановкой ударения. Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых ситуаций. | ||||||||
25-26 | Один – много. | 2 | Учить детей правильно образовывать формы множественного числа простых предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение ответов на вопросы учителя. | ||||||||
27-28 | Чего не стало? | 2 | Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности» | ||||||||
29-30 | Назови ласково. | 2 | Развивать умения детей образовывать уменьшительно -ласкательные формы простых предметов (имён существ.), используя предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). | ||||||||
31-32 | Назови детёнышей животных | 2 | Учить детей правильно называть детёнышей диких и домашних животных. Развивать память, внимание, наблюдательность. | ||||||||
33-34 | Сколько чего? | 2 | Развивать умения детей мигрантов согласовывать числительные с названиями предметов (именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт предметов. | ||||||||
35-36 | Предметы и предлоги | 2 | Учить детей правильно использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). | ||||||||
37-38 | Согласование предметов и их признаков | 2 | Развивать умения правильно образовывать согласованные формы предметов и их признаков (краснаялента, красный шар, красное платье). Расширять кругозор учащихся. | ||||||||
39-42 | Согласование предметов и их действий по числам и родам. | 4 | Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош.вр.): машина едет, машины едут; мама пришла, папа пришёл, дети пришли. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность. | ||||||||
Речевой слух 8 ч | |||||||||||
43-44 | Гласные звуки русского языка | 2 | Особенности произношения гласных звуков русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного гласного звука в слове. | ||||||||
45-46 | Согласные звуки русского языка | 2 | Особенности произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух. | ||||||||
47-48 | Звуко-буквенный анализ слова. | 2 | Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику. | ||||||||
49-50 | Звуки и буквы русского алфавита. | 2 | Развивать умения различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов. | ||||||||
Связная речь 18 ч | |||||||||||
51 | Для чего нужна речь. | 1 | Раскрыть в доступной форме основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, поведения людей. | ||||||||
52-54 | Слушаем и пересказываем сказки | 3 | Развивать навыки пересказа народных сказок (русских, грузинских, африканских, хантыйских и др.), коротких и простых по своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др. Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти (рисование). | ||||||||
55-57 | Учимся вежливости | 3 | Учить детей мигрантов употреблять в устной речи различные формы приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа. Учить правильному использованию сопровождающих мимических и пантомимических действий. | ||||||||
58-59 | Учим стихи наизусть | 2 | Развивать слуховую память, устную речь с помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака). | ||||||||
60-61 | Построение диалога. | 2 | Учить учащихся правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др. | ||||||||
62-63 | «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки» | 2 | Объяснить детям роль скороговорок в совершенствовании устной речи. Развивать артикуляционный аппарат учащихся. Развивать память, мышление, мелкие мышцы кисти. | ||||||||
64 | «Всё равно тебе водить» | 1 | Познакомить учащихся с жанром детского фольклора - считалкой. Разучить две-три считалки, обращая внимание учащихся на ритмическое звучание. Развивать память слуховую, внимание, умение работать в группе. | ||||||||
65-66 | Построение описания | 2 | Особенности описательной речи. Учить описывать один предмет, употребляя в речи и названия предмета, и признаки предмета и действия предмета. Развивать навыки монологической речи. | ||||||||
67 | Если слово непонятно | 1 | Значение слова. Непонятные слова. Показать учащимся, что значение слова можно объяснить с помощью других, понятных (знакомых) слов. Развивать мелкие мышцы пальцев (рисование). | ||||||||
68 | Проверочная работа «Составь и расскажи сказку» | 1 | Провести проверку полученных результатов в течение всех занятий: составить и рассказать сказку по серии картинок. Развивать умение отвечать на вопросы учителя. |
Наумова Татьяна НикифоровнаРУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20
областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 4 класса разработана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общег
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса....
Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.
Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд
Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....