Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Абалмасова  Алина Александровна

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

учить различать предмет и слово как часть речи;

формировать умение различать существительные среди других частей речи,

учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;

вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,

научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развивать речь учащихся.

Личностные результаты освоения учебного предмета

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

   - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 - использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения практических задач;

 - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

 - классификации по родовидовым признакам;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные результаты освоения учебного предмета

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

-  умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  - умение проверять написанное;

 - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Необходимо дать
  1. Есть слова обозначающие предметы
  2. Вопросы  кто? что?
  3. Термин
  4. Одушевленность/ неодушевленность
  5. Правило
  1. Языковой материал
  1. Слова предметы у которых грамматические признаки совпадают с лексическими
  2. Слова отвечающие на вопросы кто/что?
  1. Повторение. (слова предметы)

Ход урока.

  1. Орг. момент.

-Успокаиваемся и присаживаемся на свои места»

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.  

  1.  Заполнение тетрадей/ чистописание.

- Откроем тетради, запишем число и классная работа.

На доске записано: ава, шлш, Гук, трт, суц. Умелые руки не знают скуки. ( можно вставить словарные слова)

- Ребята, минутка чистописания. Запишите каллиграфическим почерком у себя в тетради следующее…

  1. Повторение/ актуализация знаний.

Записать предложение – СИНЯЯ РУЧКА ЛЕЖАЛА НА СТОЛЕ.

- О чем в этом предложении говорится ?

- Что делает ручка ?
- Что вы знаете о слове ручка (слово-предмет)

1. – Поиграем в игру. Я вам показываю предметы, а вы говорите как они называются.

Показываю предмет: мяч, книга, подставка …

- Что это за предмет? …

- Что я вам показывала ? ( предмет) А вы что говорили? (название)

-Значит есть слова которые называют предметы.

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы которые вы видите.

2. – Какие вопросы я вам задавала когда показывала предмет? (что это)

- Что можно сказать об этих словах ( что они отвечают на вопрос что)

- Запишем слова в тетради. (под диктовку)

ЧТО?

КНИГА

МЯЧ

- А теперь перечислите слова которые вы записали.

- Какой вывод мы можем сделать ( есть слова которые обозначают предмет и отвечает на вопрос что)

Показываю картинки: белка, собака, еж…

- Продолжим игру. Кто это?

- Что я вам показывала ( животных/ картинки с животными…)

- Какой вопрос я задавала, когда показывала картинку. (кто)

- Что можно сказать о этих словах ( отвечают на вопрос кто)

- Запишем в тетради слова    

ЧТО?                    КТО?

КНИГА              БЕЛКА

МЯЧ                   СОБАКА
               …

- Перечислите слова которые вы сейчас записали. Что можно о них сказать ( слова обозн. живое сущ-во , отвечает на вопрос кто)

- Что мы с вами нового узнали?

3. – В нашей речи есть слова которые обозначают предмет. Мы используем, которые являются лишь частью нашей речи. Сегодня мы познакомились с вами с частью речи, которые отвечают на вопрос кто/что. У этой части есть свое название.  Предметы которые мы сегодня перечисляли имеют свое название и имя. Эти предметы находятся вокруг нас. Поэтому слова которые называют предмет, будут называться – Имя существительное.

4.

ЧТО?                    КТО?

КНИГА              БЕЛКА

МЯЧ                   СОБАКА
               …

- Чем отличаются предметы 1го столбика от предметов 2го столбика  

Сравнить каждое слова книга не живая, собака живая… Подписать Одуш/Неодуш

-Предметы 1го – не живые , 2го – живые.

- ИС могут обозначать предметы неживые - что, и живые - кто.

-Почему предметы не живые ? ( не дышат не бегаюь…)

-Т.е у них нет души , и будем называть их неодушевленные ИС.

- Почему предметы живые? (…)

- Т.е. у них есть душа, и они будут называться одушевленные ИС.

- Что узнали сегодня ( есть часть речи , ИС , кто/ что, одуш(кто)/неодуш(что))

4.  Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

- Поиграем. Встаем из-за парт. Я вам говорю слова вы их изображаете.

Дети по команде учителя изображают животных:

  • Зайчики! (Скачут.)
  • Раки! (Отходят назад.)
  • Лошадки! (Топают ногами.)
  • Птицы! (Машут руками.)
  • Цапли! (Стоят на одной ноге.)
  • Человек! (По этой команде дети садятся на места.)
  • Как можно назвать слова этой группы?

- На какой вопрос они отвечают?

5. Закрепление.

1. Лиса, лист, кузнечик, девочка, карандаш, парта , стул, мама, бабочка, ложка.

- прочитайте. Что можете сказать о этих словах.

- Разбейте на группы (кто/что, одуш/неодуш)

2. -  Найдите лишнее слово:

А) белочка

Б) тучка

В) лисичка

- Почему данное слово лишнее.

3. – подберем слова к каждой группе.

ИС

Кто (одуш)      Что( неодуш)

  1. Д/з
  2. Рефлексия

- что нового мы узнали на уроке

- с какими трудностями вы столкнулись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" с презентацией

Разработка урока русского языка для 2 класса с презентацией "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Урок по русскому языку, 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы современные образовательные технологии....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"

Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...