Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гусева Галина Алексеевна

Урок рефлексии с использованием системно-деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_odush_i_neodush_sushch.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации

(самоопределения) к коррекционной деятельности.

Снежною зимою

Дома не сидится,

Хочется ребятам

Многому учиться.

И бегут нарядные

В школу на урок.

Там зовет их к знаниям

Радостный звонок!


- Тихо сели

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!


- Ребята, а вы любите путешествовать

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

- Но сначала давайте вспомним лесные правила.


- Итак, в путь.

- Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

- А кого из лесных обитателей можно увидеть в зимнем лесу?

- Хотите увидеть?

- Для этого надо выполнить задания, которые они для вас приготовили.









Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.        

Первое задание в зимнем лесу вам приготовила лисичка


- Посмотрите на запись. Знакома ли вам она?

, и с а]

 [с н, э к]

[м а р о с]


- Произнесите первое слово. Запишите транскрипцию в тетрадь, поставьте ударение. Найдите звуки в слабой позиции. Укажите количество звуков в слове. Дайте характеристику каждому звуку и обозначьте его буквой.

  1. Самостоятельно поработайте ещё над двумя словами. (Два человека у доски,  в паре один – консультант, другой выполняет задание)




- Какие задания вы можете предложить с этими словами?



- Что общего в этих словах?  



Определите тему урока.

- Чему будем учиться?

   



Это транскрипция. Звуковая запись слова.


,иса] – 4  зв., лиса – 4 б.




Взаимопроверка с опорой на слайд. Оценка товарищу:

! – нет ошибок

+ - 1-2 ошибки

 - 3 и более ошибок


  - Найти слово, где все звуки твёрдые, подобрать однокоренные слова, найти лишнее слово.

Отвечают на вопросы кто? что? обозначают предмет, это имена существительные

  Имя существительное

- находить имена существительные

- употреблять в речи

- определять одуш. или неодуш. сущ.

- писать без ошибок

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.





Вспомним,  что называется именем существительным.

Задание зайца:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?








4.Этап построения проекта коррекции выявленных

затруднений.

Вспомним, почему у имени существительного два вопроса?



- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов?

- Что отнесём к группе неодушевлённых имён существительных?

На вопрос кто?  отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные

людей и животных


все остальные предметы, которые не являются людьми и животными

5.Этап реализации построенного проекта.





Белочка хочет проверить, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

ФИЗМИНУТКА

Если услышите существительное одушевлённое встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Белочка приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.

 банка         девочка       мороз           ягода     котик   машина     воробей  мама летит дождь  щука  солнышко  бабочка  врач    черепаха   берёза белая  медвежонок
















6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.










Следующее задание приготовила рысь.

- Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

-Игра «Придумай слово»

- Напиши  однокоренные слова, обозначающие одушевленный предмет

что?

кто?

сила


гриб


лыжи


пожар


скрипка








неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

* Предложить свои варианты










Проверка с опорой на слайд



7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание нам приготовили…догадайтесь сами, кто нам его приготовил.

Загадка.

- Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

(Птицы).


-Кто такие птицы? Что вы знаете о жизни птиц зимой?

Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему?

- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?


-Синичка приготовила для вас задание (Звуки синички).

Составьте предложение, запишите, вставляя пропущенные буквы. Над существительными надпишите од. или неод.

 К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые.


Физминутка

Вот на ветках, посмотри, (дети четыре раза хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири,

( по четыре наклона головы).

Распустили перышки, Греются на солнышке. (на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам).

Головой вертят, Улететь хотят. (По два поворота головы на каждую строку.)


Вставить пропущенные буквы и надписать од. и неод. сущ.


Мы к.рмушку см.стерили,

Мы ст.ловую открыли.

В гости в первый ден. недели

К нам синицы прил.тели.

А во вторник, посм.три

Прил.тели снегири.


 *Найдите имена существительные, обведите, надпишите од. или неод.

             од.

  тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

    встснежокбрлюлшгелесаыук

   бпоепокрывалотенгмзимамигв


Следующее задание приготовил лось

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, восстановить текст.

1- уровень (есть слова для справок)

   Ф. И.____________________________

  Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Хорош (что?) зимой. А вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.


Слова для справок: одеяло, дятел, иней, зима, белка, лес



2- уровень

Ф. И.____________________________ Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

3- уровень

Ф. И.____________________________ Наступила (что?)  белое пушистое (что?) укрыло землю (что?) украсил деревья вот (кто?) прыгает с ветки на ветку  (кто?) стучит по верхушки дерева хорош (что?) зимой.

*Найди лишнее

1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода

2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.















Письмо с комментированием




Самостоятельное выполнение задания с проверкой по эталону














Домашнее задание





8.Этап включения в систему знаний и повторений.

Игра «веришь - не веришь» волк.

  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  2. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  3. Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  4. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  5. Слова, называющие людей –одуш. сущ. (зелёный цвет – истинное высказывание).
  6. Слова, называющие животных – неод. (красный цвет – ложное высказывание, одуш. сущ)
  7. Слова, называющие растения- одуш. (красный цвет – ложное высказывание, неодуш. сущ)

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Наше путешествие подошло к концу. Пора подвести итоги.



Оцените свои успехи на уроке с помощью лесенки успеха


Спасибо за старание, ведь главное – желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

- Сегодня на уроке мы .…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- У меня получилось (не получилось) …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....