Внеклассная работа по русскому языку
материал по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по предмету. Она содействует развитию психических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, мышления, речи, развивает познавательную деятельность детей. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед каждым учителем начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_kruzhok_lyubiteley_russkogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по русскому языку
Кружок «Любителей русского языка»
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассная работа по русскому языку составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по предмету. Она содействует развитию психических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, мышления, речи, развивает познавательную деятельность детей. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед каждым учителем начальной школы.
Внеклассные занятия по русскому языку с детьми младшего школьного возраста помогают решать следующие педагогические задачи:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
-расширение и углубление программного материала;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного слова и над своей речью;
-совершенствование общего языкового развития младших школьников;
-совершенствовать навыки лингвистического анализа;
-воспитание любви к великому русскому языку.
Занятия в кружке строятся на основе занимательности и учитывают интересы детей. Особое внимание следует уделять созданию положительного эмоционального фона.
При планировании кружковой работы подбирались задания игровые, занимательные и задания повышенного уровня сложности.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка уделяется развитию речи учащихся, на воспитание чувства языка.
Предоставленный материал позволяет показать школьникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Школьники увидят «волшебство знакомых слов», поймут, что обычные слова достойны внимания и изучения. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. При отборе заданий для кружковой деятельности учитывалось соответствие их содержания требованиям школьной программы.
Ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять стилистические упражнения, проводить наблюдения над языковыми фактами. Материалы, предлагаемые в программе, содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают школьников своей новизной, необычностью, нестандартностью.
Предлагаемые материалы помогут организовать учителю занятия кружка по русскому языку с детьми младшего школьного возраста. Они могут быть использованы для организации фронтальных, групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий младших школьников.
При организации работы кружка необходимо включать различные виды деятельности:
- оформление стенда по русскому языку «Веселый задачник», «Знаете ли вы?», выпуск газеты, ведение альбома, в котором каждый может записывать свои впечатления, рассказы, стихи,
- игротека «Угадайка», «Викторины»
- проведение игр, конкурсов, соревнований, «Грамматических турниров»,
Считаю важным привлекать школьников для сбора занимательного материала, создания игротеки, выпуска газеты. Эти материалы находятся в доступном для детей месте и хранятся так, чтобы ребенок мог найти понравившийся материал.
Программа рассчитана на 34 занятий.
тематический план
вид деятельности | часы | содержание работы |
Организационное занятие | 1 ч. | знакомство, планирование деятельности, игры |
Конкурсы | 10 ч. | описание любимых животных, предметов, явлений природы, рассуждение о временах года, явлениях природы, сочинение юмористических историй |
Игротека «Угадайка» 16 ч. | ||
Занимательная грамматика | 2 ч. | занимательный материал по орфографии, игры, конкурсы, тренинги |
Игротека | 10 ч. | игры, загадки и веселые задания, кроссворды, шарады, викторины, грамматические турниры, ребусы |
Слово | 4 ч. | роль слова в языке, игры со словами и звуками |
КВН | 2 ч | конкурсы, игры, веселые задания, кроссворды, викторины, грамматические турниры |
Выпуск газеты | 4 ч. | оформительская работа, сбор материала, творческие работы, сообщения на заданную тему |
Итоговое занятие | 1 ч | подведение итогов, награждение активных детей |
УГАДАЙКА (16 ч.)
«Угадайка» - это сборник игр, загадок и веселых заданий. Это кроссворды, шарады, викторины, грамматические турниры, ребусы. Они изучаются на занятиях, затем на некоторое время вывешиваются на специальном стенде. После задания отправляются в архив, где хранятся в специальных папках, коробках или файлах. Эти материалы хранятся так, чтобы ученики могли в любое время найти понравившуюся карточку или страничку и вновь ее просмотреть.
Считаю очень важным привлекать детей к сбору и оформлению материалов для сборника. Так постепенно накапливается занимательный материал и создается игротека по русскому языку.
Предлагаемые детям задания не одинаковы по степени трудности, но, опираясь на полученные знания, ученики успешно с ними справляются. Если выполнение задания вызывает у вашего школьника затруднения, то в этом случае полезно показать, что было неверно в решении задачи, каким путем нужно идти, но не предлагать готового решения. Размышления ученика и сравнение с правильным ответом, помогут школьнику овладеть необходимыми умениями в выполнении сложных заданий.
ВЫПУСК ГАЗЕТЫ (4 ч.)
Выпуск газеты очень увлекательное для детей занятие. Каждый может попробовать свои силы в различных видах деятельности. Автор статей, редактор, корректор, художник, фотокорреспондент. Писать творческие работы и оформлять их.
Детский коллектив делится на группы временного состава. Школьники объединяются по интересам и выполняют оформительские работы, собирают материал, пишут доклады, сообщения на заданную тему. Такая деятельность позволяет школьнику применять полученные знания и развивать свои творческие возможности.
Газета может быть рукописной или издаваться при помощи современной техники. Рукописное издание выполняется в единственном экземпляре и вывешивается на всеобщее обозрение, а машинописный текст может быть размножен для каждого члена детского коллектива.
КОНКУРСЫ (10 ч.)
Проведение различных конкурсов по русскому языку активизирует познавательную деятельность младших школьников, создает положительный эмоциональный фон, желание учится. Не менее важное значение имеет также эмоциональное развитие школьников, воспитание целеустремленности, любознательности и трудолюбия.
Основная педагогическая задача конкурсов это развитие речи школьников. Участие в конкурсах позволит расширить активный, пассивный и потенциальный словарь школьника, познакомить с богатством русского языка.
Темы конкурсов близки и понятны младшим школьникам. Это описание любимых животных, предметов, явлений природы, рассуждение о временах года, явлениях природы, сочинение юмористических историй.
Участвуя в создании работ на заданную тему, школьники закрепляют полученные навыки и приобретают новые знания и умения:
- умение создавать собственные высказывания, небольшие по объему, с одной двумя микротемами,
- научатся выражать главную мысль, составлять различные по жанру тексты: рецепты, инструкции, отзывы, этюды, объявления, юмористические рассказы,
- понятно и логично доводить до читателей основное содержание посредством употребления оценочных слов и выражений, употребляя синонимы и антонимы, пословицы и поговорки,
- создавать собственные высказывания с соблюдением композиционных особенностей (начало, основная часть, концовка),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....