Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Мой учитель".
план-конспект занятия по русскому языку (2, 3 класс)
Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность:
- развивать творческие способности и критическое мышление обучающихся;
- пополнить словарный запас обучающихся;
- обучить детей составлять синквейн;
- обучить ребят писать сочинения-описания, используя самостоятельно выбранные слова.
Из-за большого объёма полную презентацию разместить не удалось. На странице размещён основной слайд с "Копилкой слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtp_-_moy_uchitel_-_mart_2017.docx | 34.4 КБ |
zadaniya-gruppy.docx | 13.51 КБ |
kartochki-kopilki_dlya_sinkveyna.docx | 13.45 КБ |
mtp_2_klass_-_mart_2017_-_chast_2.ppt | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету: «Русский язык»
Дата проведения урока: 1.03.2017
Учитель: Пакуть Екатерина Александровна
Урок: Русский язык
Тема урока: «Мастерская творческого письма: «Мой учитель».
Класс: 2 класс
Тип: «Урок-мастерская; развитие речи»
Цель урока: Творческая деятельность учащихся с использованием приёма «Копилка слов»
Задачи:
- способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся, аналитического мышления;
- способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
- способствовать развитию умения логично излагать свои мысли, формированию культуры общения;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научиться воспринимать текст на слух в исполнении учителя;
- Выбирать нужные из списка слова, описывающие характер, качества героя.
- Научиться писать сочинение-описание, опираясь на самостоятельно выбранные слова-характеристики героя.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
- уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
- проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с партнерами;
- воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные:
- Работа над формированием нравственных качеств;
- Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
- Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.
Оборудование:
- Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
- Инструменты: карточки «Копилки слов» (для составления синквейна), конверты разных цветов со словами «признаками», «действиями», предложениями и пословицами, лист бумаги в линейку, ручка.
Содержание: В основе мастерской лежит метод «активного творческого воображения». Использование притчи активизирует эмпатические возможности.
Этап мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент 3 мин | Здравствуйте, Уважаемые гости и дорогие ребята! Рада приветствовать вас! Как вы уже догадались, сегодня наш урок будет необычным, проведу его я, меня зовут Екатерина Александровна. Я очень люблю всё необычное, поэтому сегодняшний урок мы тоже проведём необычно… На слайде слово: МАСТЕРСКАЯ Как вы понимаете слово «мастерская»? Где вы могли слышать это слово? (учащиеся высказывают предположения) Хорошо, а чем же занимаются в мастерской? (творят/занимаются творчеством) На слайде появляется слово: ТВОРЧЕСТВО На каких уроках вы занимаетесь творчеством? (технология/ИЗО) Верно, а мы с вами находимся на уроке русского языка… Как вы думаете, а на уроке русского языка можно заниматься творчеством? (сочинять, писать что-то: появляется слово ПИСЬМО). Здесь, в классной нашей мастерской Есть всё, что нужно - под рукой: Лист, ручка и карандаши - Всё, что захочешь для души. Вот мы и узнали тему нашего сегодняшнего урока: «МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА» Представьте себе, что вы находитесь не в классе, а в мастерской. И вы сегодня не простые ученики, а мастера! | |
ИНДУКЦИЯ (фронтальная работа) 3 мин | Прежде чем мы начнём работу, я хочу рассказать вам одну историю… Притча «Как найти хорошую школу». Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками. Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы. — Какой смешной старик, — кричали одни. — Эй, маленький толстяк, — кричали другие. Были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. — Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны. — У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой. — Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем. Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал: — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука. — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Вечером мама мальчика спросила деда: — Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу? — По ученикам узнают учителей, — ответил дед | |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (работа в парах) 2 мин | Сейчас я прошу вас поработать в паре: Пусть один из пары возьмёт белый конверт, в нём есть несколько пословиц, обсудите в паре и вместе выберете ту, которая на ваш взгляд подходит к истории, рассказанной мной. Работа с пословицами Выбирают варианты: «По ученику и об учителе судят». «Какой учитель, такие и ученики». | |
САМОКОНСТРУКЦИЯ (открытие) 2 мин | По ученику об учителе судят… А почему так говорят, как вы думаете? (рассуждения учеников) Вот я сегодня пришла к вам в класс, совсем вас не зная, а сейчас смотрю на вас, и вижу, какие вы вежливые, воспитанные … а благодаря кому вы стали такими? (рассуждения учеников) Ваш учитель научил вас быть такими? Знаете, а мне бы очень хотелось узнать как можно больше о вашей замечательной учительнице… Может быть, вы согласитесь рассказать о ней? | |
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ (индивидуальная работа) 10 мин Физкультминутка РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ (индивидуальная работа) 10 мин | А вы не забыли, что находимся мы сегодня в мастерской? Сегодня мы выступим в роли художников, и я предлагаю вам нарисовать портрет вашего учителя. Вот только рисовать с вами мы будем не красками, а словами. У каждого из вас на парте приготовлены вот такие карточки – это ваши «копилки». Первое слово в «копилке» у всех одинаковое – «учитель». Остальные слова вам придётся собирать самостоятельно! Какие же слова вам придётся собрать?
Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-названия признаков? (какой? какая? какие?)
Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-названия действий? (что делает? что сделает?)
Последний пункт – мы заполним с вами вместе. Собирать слова и предложения мы будем из цветных конвертиков: У кого жёлтые конвертики на партах? – вы начинаете с признаков; У кого синие конвертики на партах? – вы начинаете с действий; У кого зелёные конвертики на партах? – вы начинаете с предложений об учителе; Затем, по моему сигналу, мы поменяемся парами: группа «жёлтеньких» станет «зелёными», «зелёные» - «синими», а «синие» - «жёлтыми». Учащиеся заполняют карточки, выбирая те слова и предложения, которые на их взгляд больше характеризуют их учителя. По сигналу учителя, меняются парами. Когда в карточке-«копилке» заполнено 4 пункта, все возвращаются на места и продолжают работу с учителем. Ваши «копилки» почти полные, чтобы определить последнее слово в вашей «копилке», я предлагаю вам послушать стихотворение об учителе. И снова школьный звонок Осень вновь на пороге Первый в классе урок И отметки в итоге. Рядом друг и учитель, Проводник в знаний мир, Третий в жизни родитель, Школьный наш командир. (второе четверостишие появляется на слайде) Ребята, найдите в четверостишии слова-названия предметов, характеризующие учителя. А, кстати, на какой вопрос отвечают слова-названия предметов? (кто? что?) Дети называют слова, учитель выделяет их на слайде. Обсуждение каждого. Выберите одно, которое, на ваш взгляд больше подходит к вашему учителю, и запишите его в свою «копилку», пункт 5. Вы знаете, посмотрела я на вас, и мне тоже захотелось наполнить копилку! Поможете мне? Учитель выборочно спрашивает и заполняет пункты в своей карточке на доске. Скажите, а можно к первому слову в нашей «копилке» («учитель») добавить имя учителя? Ребята, вот вы и стали настоящими мастерами слова! Но мне бы хотелось, чтобы вы попытались стать настоящими авторами. Давайте, мы попробуем, используя нашу «копилку слов», составить маленький рассказ о вашем учителе? Как думаете, сколько предложений может быть в вашем тексте? 5 предложений (по пунктам синквейна). Пример. С чего начнём? Какое предложение будет первым?... На партах для вас приготовлены листочки, на которых вы и напишите свой небольшой рассказ. | |
АФИШИРОВАНИЕ 5 мин | Закончили работу. Давайте послушаем, что у вас получилось (тексты зачитываются по желанию). Отлично! Вы – молодцы, сегодня вы стали настоящими авторами! Ребята! Я хочу открыть вам ещё один секрет… Все учителя очень любят цветы! У меня есть упаковка, а самого букета нет… Поможете мне? Давайте соберём красивый букет для вашего учителя. Я предлагаю вам получившиеся у вас тексты поместить в букет и, вы сможете подарить его вашему учителю. Создание коллективной работы (в букете на цветы из бумаги, наклеиваются тексты сочинений). | |
РЕФЛЕКСИЯ 2 мин | Ну, а теперь, когда вы сами стали мастерами, я бы хотела узнать, только честно… Покажите мне «большой палец вверх», кому
А что было самым интересным? Помашите мне те, кто
А какие трудности возникли? Покажите мне «большой палец вниз», кому
Спасибо вам большое за работу! Мне было очень интересно с вами работать! Мастерская подошла к концу, урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Мой учитель, как книга, которая может многому научить.
Наша учительница красивая, как цветок.
Мой учитель пример для меня.
Наш учитель каждый день открывает нам двери в мир знаний.
Наш учитель, как солнышко, освещает нас своим "светом".
Наш учитель всегда помогает нам.
Наш учитель, как капитан, ведёт нас по волнам знаний.
Наш учитель для нас как мама.
Наш учитель даёт нам советы.
Мой учитель, как книга, которая может многому научить.
Наша учительница красивая, как цветок.
Мой учитель пример для меня.
первая
умная
отличная
интересная
громкая
единственная
честная
любимая
творческая
аккуратная
первая
умная
отличная
интересная
громкая
единственная
честная
любимая
творческая
аккуратная
открывает
учит
пишет
творит
любит
преподаёт
говорит
заинтересовывает
читает
ездит
открывает
учит
пишет
творит
любит
преподаёт
говорит
заинтересовывает
читает
ездит
Предварительный просмотр:
Карточка-«копилка»
Ученика (-цы)__________________
______________________________
1 | Учитель |
2 | Выбери и впиши 2 прилагательных |
1.__________________________ 2.__________________________ | |
3 | Выбери и впиши 3 глагола |
1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ | |
4 | Выбери и впиши 1 предложение |
___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |
5 | Поработай с учителем и выпиши 1 существительное |
Карточка-«копилка»
Ученика (-цы)__________________
______________________________
1 | Учитель |
2 | Выбери и впиши 2 прилагательных |
1.__________________________ 2.__________________________ | |
3 | Выбери и впиши 3 глагола |
1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ | |
4 | Выбери и впиши 1 предложение |
___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |
5 | Поработай с учителем и выпиши 1 существительное |
Карточка-«копилка»
Ученика (-цы)__________________
______________________________
1 | Учитель |
2 | Выбери и впиши 2 прилагательных |
1.__________________________ 2.__________________________ | |
3 | Выбери и впиши 3 глагола |
1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ | |
4 | Выбери и впиши 1 предложение |
___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |
5 | Поработай с учителем и выпиши 1 существительное |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс
Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...
«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»
«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).
Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....
Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".
Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое ...
Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе
Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...
- Мне нравится (1)