Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе
методическая разработка по русскому языку
Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто строю в технологии творческих мастерских. В статье уделила внимание признакам этой технологии, позиции мастера. Акцент сделан на правилах групповой работы. Определены основные этапы мастерской. Приведен фрагмент урока обучающего сочинения по картине А. Пластова "Первый снег".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология творческих мастерских | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии «Творческих мастерских» на уроках развития речи в начальной школе
Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования.
В своей работе всегда большое внимание уделяю развитию устной и письменной речи учащихся путем обращения к эталону, посредством анализа текста. Благодаря чему на уроках русского языка и литературного чтения идет постепенное знакомство и усвоение литературных и языковых норм.
Создание собственного текста учащихся происходит на уроках развития речи. Часто эти уроки строю, используя технологию творческих мастерских.
В понимании этого способа обучения наряду с обсуждением – диалогом включают следующие признаки:
- Работа в группах
- Соответствующая организация места работы
- Процесс обучения, протекающий как взаимодействие участников
- Критичность мышления
- Выступление в роли лидера
- Направленность на достижение учебных целей
В технологии мастерских главное не сообщить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических источников, средств создания текста и т.д.
Позиция мастера
Это прежде всего позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Мастер старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Мастер старается создать такую атмосферу, чтобы ребенок проявил себя, как творец.
Правила работы в группах:
- Все, что ты делаешь для решения учебной задачи – правильно и хорошо!
- Не задавай вопросов: как понял, так и делай! (Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.)
- Ты обязательно должен выполнять все, что попросит мастер!
(В конце занятия ученик тоже становится мастером)
- Один говорит – все слушают!
- Ты можешь пользоваться находками, интересными мыслями товарищей. Пополняй свою копилку!
Основные этапы технологии мастерской:
- Индукция – проблемная ситуация – только начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
- Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.
- Социоконструкция – групповая работа. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой.
- Социолизация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в группе. Афиширование – представление работ всему классу.
- Разрыв.
Заранее планируется мастером. Подбор парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
- Создание окончательного продукта (текста). Лучшая работа – это та, где максимально использован накопленный в течение мастерской материал.
- Рефлексия.
Это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской. Анализ успеха или неуспеха на каждом этапе мастерской.
Результаты работы мастерской: сочинения, стихи, рисунки, словесное рисование, создание «фильмов» в рисунках, обращение к творчеству поэтов и писателей, то есть пробуждение интереса к процессу познания. Отсюда – сознательное построение собственной жизни.
Пример заданий к уроку обучающего сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»:
- Прочитайте названия полотен художника:
«Счастье», «Теплый весенний день», «Яркая весна», «Купание коней», «Праздник урожая», «Сенокос», «Жатва», «Юность», «Весна», «Полдень», «Дубы», «Лето», «У речки», «Когда на Земле мир», «Солнышко», «Родина».
- Что вбирает в себя мир художника? Напишите. (заслушиваются ответы ребят)
- А теперь давайте послушаем самого художника: «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему».
- Давайте попробуем «поиграть» созвучиями имени, отчества, фамилии художника, составить из входящих в них звуков слова:
(Арка, дрова, пласт, сад, река, стол, невод, дар, ствол, лес, дерево и т.д.)
- Теперь соедините все слова, словосочетания в собственный текст о художнике, о котором почти ничего не знаете, но, может быть, как – то его почувствовали.
- Что получилось у вас? Прочитайте. Поделитесь друг с другом. Дополните свои тексты тем, что интересного у слышали у товарищей.
Из этого огромного пластовского мира вам предлагается одно мгновение, одна картина. Она называется «Первый снег».
- Произнесите это словосочетание вслух, «выпевая» каждый звук:
П-е-р-в-ы-й с-н-е-г
- Запишите слова – ассоциации. Нарисуйте словами то, что вы называете «первым снегом».
- Зачитайте, что у вас получилось друг другу. Дополните свои ощущения и т.д.
Обычно использую эту технологию при подготовке к написанию сочинений в 3-4 классах. В этом году у меня 2 класс. С большим сомнением построила урок подготовки к сочинению - описанию по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» в этой технологии. Мастерская состоялась 1 декабря- 2 четверть. Непросто было начинать этот год, всю 1 четверть учились писать заново, сказалось дистанционное обучение в 4 четверти 1 класса. Но результат приятно удивил. Хорошие сочинения написали ребята.
Вот фрагмент работы Стосевой Оли:
Сугробы, красота природы!
И эта милая пора.
Весь день как будто бы вода.
И вот свет льется из окна,
Все режет мне глаза…
(Полностью авторский текст ученицы 2 класса)
Следующий урок сочинения - описания по картине провела в традиционной форме. Стихов, увы, не увидела! Делайте выводы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....
Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.
Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...
Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...
статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".
Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать...
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....