Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе
методическая разработка по русскому языку

Зыбинская Галина Николаевна

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто строю в технологии творческих мастерских. В статье уделила внимание признакам этой технологии, позиции мастера. Акцент сделан на правилах групповой работы. Определены основные этапы мастерской. Приведен фрагмент урока обучающего сочинения по картине А. Пластова "Первый снег". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии «Творческих мастерских» на уроках развития речи в начальной школе

      Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования.

      В своей работе всегда большое внимание уделяю развитию устной и письменной речи учащихся путем обращения к эталону, посредством анализа текста. Благодаря чему на уроках русского языка и литературного чтения идет постепенное знакомство и усвоение литературных и языковых норм.

      Создание собственного текста учащихся происходит на уроках развития речи. Часто эти уроки строю, используя технологию творческих мастерских.

      В понимании этого способа обучения наряду с обсуждением – диалогом включают следующие признаки:

  • Работа в группах
  • Соответствующая организация места работы
  • Процесс обучения, протекающий как взаимодействие участников
  • Критичность мышления
  • Выступление в роли лидера
  • Направленность на достижение учебных целей

     В технологии мастерских главное не сообщить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических источников, средств создания текста и т.д.

Позиция мастера

     Это прежде всего позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Мастер старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Мастер старается создать такую атмосферу, чтобы ребенок проявил себя, как творец.

Правила работы в группах:

  1. Все, что ты делаешь для решения учебной задачи – правильно и хорошо!
  2. Не задавай вопросов: как понял, так и делай! (Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.)
  3. Ты обязательно должен выполнять все, что попросит мастер!

(В конце занятия ученик тоже становится мастером)

  1. Один говорит – все слушают!
  2. Ты можешь пользоваться находками, интересными мыслями товарищей. Пополняй свою копилку!

Основные этапы технологии мастерской:

  1. Индукция – проблемная ситуация – только начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
  2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.
  3. Социоконструкция – групповая работа. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой.
  4. Социолизация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в группе. Афиширование – представление работ всему классу.
  5. Разрыв.

 Заранее планируется мастером. Подбор парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

  1. Создание окончательного продукта (текста). Лучшая работа – это та, где максимально использован накопленный в течение мастерской материал.
  2. Рефлексия.

Это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской. Анализ успеха или неуспеха на каждом этапе мастерской.

     Результаты работы мастерской: сочинения, стихи, рисунки, словесное рисование, создание «фильмов» в рисунках, обращение к творчеству поэтов и писателей, то есть пробуждение интереса к процессу познания. Отсюда – сознательное построение собственной жизни.

      Пример заданий к уроку обучающего сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»:

- Прочитайте названия полотен художника:

«Счастье», «Теплый весенний день», «Яркая весна», «Купание коней», «Праздник урожая», «Сенокос», «Жатва», «Юность», «Весна», «Полдень», «Дубы», «Лето», «У речки», «Когда на Земле мир», «Солнышко», «Родина».

- Что вбирает в себя мир художника? Напишите. (заслушиваются ответы ребят)

- А теперь давайте послушаем самого художника: «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему».

- Давайте попробуем «поиграть» созвучиями имени, отчества, фамилии художника, составить из входящих в них звуков слова:

(Арка, дрова, пласт, сад, река, стол, невод, дар, ствол, лес, дерево и т.д.)

 - Теперь соедините все слова, словосочетания в собственный текст о художнике, о котором почти ничего не знаете, но, может быть, как – то его почувствовали.

- Что получилось у вас? Прочитайте. Поделитесь друг с другом. Дополните свои тексты тем, что интересного у слышали у товарищей.

Из этого огромного пластовского мира вам предлагается одно мгновение, одна картина. Она называется «Первый снег».

- Произнесите это словосочетание вслух, «выпевая» каждый звук:

П-е-р-в-ы-й с-н-е-г

- Запишите слова – ассоциации. Нарисуйте словами то, что вы называете «первым снегом».

- Зачитайте, что у вас получилось друг другу. Дополните свои ощущения и т.д.

     Обычно использую эту технологию при подготовке к написанию сочинений в 3-4 классах. В этом году у меня 2 класс. С большим сомнением построила урок подготовки к сочинению - описанию по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» в этой технологии. Мастерская состоялась 1 декабря- 2 четверть. Непросто было начинать этот год, всю 1 четверть учились писать заново, сказалось дистанционное обучение в 4 четверти 1 класса. Но результат приятно удивил. Хорошие сочинения написали ребята.

     Вот фрагмент работы Стосевой Оли:

Сугробы, красота природы!

И эта милая пора.

Весь день как будто бы вода.

И вот свет льется из окна,

Все режет мне глаза…

(Полностью авторский текст ученицы 2 класса)

     Следующий урок сочинения - описания по картине провела в традиционной форме. Стихов, увы, не увидела! Делайте выводы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".

Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....