ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ
статья по теме

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Немкина Н.Л.                                              

город Лысьва

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

    Профессиональный деловой мир остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Однако в последние годы участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Не все дети могут выразить свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Именно поэтому возникла необходимость организации такой творческой деятельности учащихся, которая создавала условия для развития коммуникативной компетентности учащихся средствами художественной литературы. Коммуникативная компетентность - важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Компетентность формируется в процессе обучения. В связи с этим реализация компетентного подхода зависит от образовательной ситуации, в которой живёт и развивается ребёнок. Именно поэтому возрастает роль творческой деятельности учащихся на уроках развития речи, которая способствует решению поставленных задач.  Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности. Таким образом, актуальной задачей учителя начальных классов считаю необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения, как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, через средства языка в соответствии с условиями общения. Современные дети с лёгкостью общаются с бездушными компьютерами и с помощью сотового телефона. Но как бывает грустно от того, что порой они не могут выразить словами свои эмоции, чувства. Я уверена, что если ребёнок уже со школьной скамьи будет внимателен к живому слову, полюбит поэзию, то очень скоро он научится чувствовать мир, правильно мыслить и красиво говорить. К.И. Чуковский говорил: В начале жизни мы все - стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой. Работу начинаю уже с первого класса. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи. С первого дня обучения применяю много стихотворного материала: сказки, стихи - загадки о буквах и звуках. Использую и подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени трудности.  На начальном этапе обязательно знакомлю детей с некоторыми особенностями стихотворений: ритмом, рифмой. Проводим наблюдения над созвучными окончаниями строк. Один из интереснейших приёмов работы над стихотворением, когда ребёнок выступает в роли соавтора. На доске записано стихотворение, но наиболее яркие образные слова закрыты. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место. Школьники, восстанавливая текст, должны помнить, что не любое слово подойдёт, а только то, которое соответствует оригиналу и по числу слогов. Это важно ещё и потому, что дети учатся чувствовать ритм стиха. Попробую сейчас это доказать, что чтение и сочинение стихов – это увлекательное занятие.

    Из  мастер- класса «Зимнее вдохновение»

-А что поэту нужно, чтобы родились первые строчки? (перо, бумага, образ)

Приём «Зрительные иллюзии» (в руках чернильница, перо)

- Одно неловкое движение …Что вижу я, а может вы? Образы (чернильное пятно). Ответы детей: бабочка, цветок, снежный узор и другое.

Игра «Аукцион»  Снежинка (как, будто, словно, похожа …)  Примеры ответов детей: серебряная пчёлка, звёздочка, мотылёк, хризантема, пёрышко, слезинка, паутинка, искринка, бабочка, одуванчик, хрусталь, кристалл, хлопья,.

Игра «Ассоциации». Подобрать пару с предметом по ассоциации. Примеры пар: берёза – невеста, снегирь – яблоко, облака – белогривые лошадки, узоры на стекле – заросли роз.

Поэтическая минутка «Зимняя зарисовка» - Почувствуйте себя поэтами, творцами прекрасного. Может прямо сейчас на свет появятся новые стихи – отклики вашей души.

Работа в группах (сочинить четверостишие на заданную рифму): снежинки слезинки кружились    ложились;  плетёт  метёт серебром ковром; снежок  лужок    метёт идёт; метели запели кружится веселится; зима дома  за окном холодом; серебром ковром порхают застилают; ели    надели    березки    блёстки.

 Их детского творчества:  Субботин Владислав, 4 класс

Мы снежинки! Это мы- парашютики зимы.

Это мы над вами кружим, Это мы с ветрами дружим.

Мы танцуем дни и ночи, даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим, называются метель.

Наймушин Антон, 4 класс

Дождевая капля, отморозив нос

Сделалась снежинкой. Ее ветер нес.

Сверху посмотрела на блеклые дома,

На серые, худые без листьев тополя.

Первый снег над городом. Девушка, лет пяти,

Вскинув руки к небу, кричит «Лови, лови!»

Прямо на ладошку снежинка упадет.

Мгновение, второе – растает, пропадет.

Белый кристалл растворился

У снега такая судьба

Но на ладошке осталась капля волшебства!

  Наибольшее внимание в своей работе по речевому развитию школьников я уделяю упражнениям в связной речи, а в частности, работе над сочинениями. Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Тематика сочинений в классе может быть широкой и разнообразной.

 Игра со словами.  Ребята выбирают два любых слова (чем дальше эти слова по смыслу друг от друга, тем интереснее). С помощью предлогов и союзов их соединяем и образуем словосочетание. Например: трамвай - мороженое - мороженое на трамвае, трамвай в мороженом, трамвай и мороженое. Они становятся темами для фантазий. Приведу примеры тем для написания сказок: «Летний снегопад», «Мышонок с зонтиком», «Апельсиновый тигрёнок».

Метод Робинзона Крузо. Проводится тоже в форме игры. Выбираем любой предмет, например, шляпу. Чем ещё (кроме головного убора) может быть? В качестве чего может использоваться? Кто больше придумает? Шляпа, оказывается, может быть гнездом, кораблём, корзиной для бумаг, ситом и т. д. Ежегодно мои учащиеся принимают участие во Всероссийском  заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинациях по русскому языку и литературе. В этом году в рамках проекта «Созвездие талантов»  несколько учащихся выбрали номинацию «И божество, и вдохновение…» (проза, стихи). С интересом выполняют задание «Описание картины». Выбрав объект на любимой картине, представляют себя на его месте и описывают с его точки зрения события, которые происходят на картине. При написании работы они должны использовать пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами», а также несколько слов в качестве сравнений: светлячок, пушинка, бусинки. Можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся: 1 уровень (низкий): техника чтения - ниже нормы; не может сформулировать тему и главную мысль текста; отсутствует логичность, последовательность, связность высказывания; налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения формулировать вопросы и ответы по заданной задаче;2 уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении с друг другом, не всегда учитывают точку зрения другого; 3 уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему; речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается своё отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.

Результатом своей работы в данном направлении считаю динамику уровня сформированности коммуникативной компетентности: высокий уровень сформированности коммуникативной компентентности с 24% в 1 классе  к концу обучения в начальной школе вырос до 72%.

Я помню какими были мои первоклассники, когда почти ничего не знали о языке. А теперь? А теперь они умеют многое. Письмо интересное написать, правильно вопросы задать, интересное сообщение написать для уроков естествознания, литературы, музыки, изобразительного искусства, сокровенными мыслями поделиться и даже красивое стихотворение сочинить для поздравлений одноклассников. И это замечательные в жизни минуты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Организация словарной работы на уроках развития речи

Словарная работа в школе предполагает усвоение значения слова, его лексических, грамматических, фонетических и орфографических признаков, стилистически правильного и активного использования слов...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Методика творческого чтения и развития речи в условиях работы с детьми мигрантов.

Приведена методика развития речи и приемы творческого чтения для работы с детьми мигрантов. Разработан план занятия по развитию речи на тему "Пословицы и поговорки"...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...