Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Оберемко Елена Вячеславовна

Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_kolokolchiki._hod_uroka.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 3 классе
Тема:

Изложение зрительное  с языковым анализом и творческими дополнениями

«Колокольчики»

(по И. Соколову – Микитову)

                                                                                                             

            

Учитель: Петрова Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 464 Пушкинский р-н

г. Павловск

2012 г.

Цель урока:

  1. Развивать умение писать изложения, зрительно воспринятого текста, по составленному сообща плану, используя свои варианты олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Упражняться в определении и различении средств художественной выразительности.
  2. Повторить изученные орфограммы корня, и уметь находить их в тексте.
  3. Организовать работу в парах и группах
  4. Учить анализировать текст с лексической точки зрения.

Развивающие

      1.   Развивать коммуникативные навыки

  1. Способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза. Создание условий для развития мыслительных операций, речи, творческих способностей.

      3.    Развивать умение подбирать точные и выразительные слова к тексту.

Воспитательные

  1. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родному языку.
  2.  Развивать познавательный интерес, умение и желание искать дополнительную информацию к уроку.
  3. Учить видеть красоту и богатство, выразительность русского языка.
  4. Воспитывать желание и умение правильно и грамотно выражать свои мысли.
  5. Создание условий для формирования доброжелательных отношений друг к другу.

Ход урока:

  1. Фильм «Колокольчики», аудио - стихи А.Толстого «Колокольчики мои» (1,5 мин)

- Вам приходилось видеть такие цветы на лугу?

- Какие чувства у вас вызывает эта красота?

- Как вы понимаете смысл слов «Красота душу лечит»?

2.Сообщение темы и цели урока.

-  Тема урока – изложение с творческими дополнениями «Колокольчики».                                              

- Вы когда-нибудь видели колокольчики? Опишите их.

- Послушайте, как описал их автор Соколов-Микитов и постарайтесь определить главную мысль текста.

3. Чтение текста.

                                           Колокольчики.

     Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.

     Выйдешь из лесу на луг и от радости ахнешь. Сколько красуется  цветов, похожих на праздничный хоровод! По всему лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

     А выше всех, всех веселей – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания теплого летнего ветерка они колышутся, кланяются, радостно приветствуют гостя.

     Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

                                                     ( По И.Соколову – Микитову)

4. Анализ текста.

- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа? (Я очень люблю эти простые и милые цветы – колокольчики)

- Какие слова показывают, что писатель очарован цветами?

- На что похожи цветы на лугу?

- Какие слова использовал автор, чтобы назвать окраску разных цветов? ( ромашки, одуванчики, мышиный горошек, колокольчики)

- Какие цветы особенно поразили писателя? ( колокольчики всех выше, всех веселей)

- Почему сказано «вышел из лесу»? Может быть «пришёл на луг»? (он неожиданно увидел эту красоту, когда вышел из леса)

- Что значит «ахнул»? От чего ахнул? (от радости и удивления, увидев неожиданно такую красоту)

- Как встретили писателя колокольчики? Выдели глаголы. (колышутся от ветерка, кланяются, радостно приветствуют)

- Почему автор называет колокольчики милыми цветами?

5. Анализ средств художественной выразительности.

- Какие средства художественной выразительности используют писатели и поэты?

(сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)

 -  Перечитайте текст ещё раз и найдите сравнение. (цветы похожи на праздничный хоровод)

- ….олицетворение? ( весёлые колокольчики, дыхание ветерка, колокольчики радостно приветствуют гостя, кланяются)

-….. метафоры? ( колокольчики неслышно звенят)

- …..эпитеты? ( милые цветы )

 6. Подбор средств художественной выразительности.

- На что по вашему похож цветущий луг? ( пёстрый, разноцветный ковёр)

- Запишите на карточку. ( ученик пишет на медиодоске)

- Представьте, что цветы на лугу ожили. Что они могли бы делать? ( переговариваются, вздыхают от жары, разбегаются по лугу)

- На  что похожи лепестки ромашек? (на белые реснички)

- А жёлтые одуванчики что вам напоминают? (маленькие солнышки)

- Мышиный горошек меньше всех цветов. Как вы думаете, если он под лепестками других цветов, то как про него можно сказать, что он делает? (прячется или скромно выглядывает)

- Какой эпитет можно подобрать ещё, чтобы описать ветерок, если он лёгкий и тёплый? ( нежный, ласковый)

7. Орфографическая подготовка. Работа в парах.

- Слова, в которых есть изученные орфограммы, выделены тёмным шрифтом,

а те, что мы ещё не изучали – красным.

- Найдите в выделенных жирным шрифтом словах, орфограмму «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Поставьте над ним цифру – 1, «Проверяемая парная согласная» - 2, « Непроизносимая проверяемая согласная» -3, «словарные слова» - 4. (работа в парах)

- Проверяем, назовите слова с проверочным словом.

1. Безударные проверяемые гласные в корне слова

Колокольчики – колокол

Простые–просто

цветы, цветут –цвет

Весёлые –весело

Красуются –красный

Ветерка - ветер

Желтеют – жёлтый

Белеют – белый

2. Проверяемые парные согласные в корне слова

луг – луга

хоровод –хороводы

лёгкого – лёгенький

3. Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова

праздничный - празден

радостно – радость

- Обратите внимание на слово: приветствуют – привет

4. Словарные слова.

ветерок

радость

горошек

ромашка

8. Составление плана.

- Мы составим план текста, используя из каждой части самое важное предложение или часть его. О чём первая часть, что в ней главное?

                - О чём говорится во второй части?

                - ….в третьей?

                - ….в четвёртой?

План:

1. Я очень люблю эти простые цветы – весёлые колокольчики.

2. Сколько красуется цветов, похожих на праздничный хоровод!  

выйдешь, ахнешь, синеет, ромашки

3. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики.

выше, тёплого, летнего, колышутся,

кланяются

4. Знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

неслышно, звенят

- В каждой части я выписала для вас слова с орфограммами, которые ещё не изучали. Они тоже будут у вас перед глазами во время письма изложения. Правильно списывайте их, если будете использовать.

 Физкультминутка

9. Пояснение учебной цели. Самостоятельная работа над изложением.

- Итак, ваша задача: по плану изложить текст, но не в точности, как у автора, а добавляя и свои, новые эпитеты, сравнения, лицетворения, метафоры.

Прочитайте текст последний раз и, пользуясь планом и своими записями. Приступайте к письму.

10. Чтение получившихся изложений. Оценка.

11. Домашнее творческое и исследовательское задание.

- Домашнее задание сегодня будет у каждого своё, творческое и исследовательское. На самом деле оно уже у вас есть – это сюрприз. Кто будет внимателен и найдёт его в конвертике? ( под крышкой парты прикреплён конверт с заданиями) :

  1.  Почему так названы? Ромашка, колокольчик, мышиный горошек, одуванчик
  2. Что такое – луг, полевые цветы?
  3. Самая красивая фотография луга, букета, полевых цветов
  4. Самая красивая живописная картина с изображением полевых цветов, луга.
  5. Декоративные изделия, вышивка, вязание, плетение с изображением полевых цветов.

- Прочитайте своё задание. ( 1-2 ученика читают, остальные задания читает учитель со слайда и показывает примеры выполнения). Из ваших ответов и иллюстраций. Фотографий и рисунков мы выполним коллективную работу – проект по окружающему миру «Луговая газета».

Урок окончен.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

1 класс- открытый урок "Развитие умений говорения"

Тема « Развитие умений говорения(диалогическа речь)»Цели урока:-развитие речевых умений говорения,-развитие грамматических умений говорения,-развитие фонетических умений,-формирование навыков диалогич...

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...