Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык
2 класс
Тема: Буквосочетания чк, чн, чт, нщ, нч.
Задачи:
образовательные:
- систематизировать знания обучающихся о твёрдых и мягких согласных звуках,
о правописании буквосочетаний с шипящими звуками,
-формировать мотивацию к изучению орфограмм путём различных форм и методов;
развивающие:
- развивать навыки устной и письменной связной речи с включением в урок произведений декоративно- прикладного искусства родного края;
воспитательные:
-воспитывать внимательность, наблюдательность, эстетический вкус.
Тип урока - комбинированный.
Учебные материалы:
-комплект демонстрационного оборудования;
-видеозапись песни о березке;
- раздаточный материал.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная.
Технология: элементы проблемного обучения; ИКТ.
Ход урока:
- Мобилизирующий этап.
Урок начинается со стихотворениея об улыбке:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя по утрам из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Подарите улыбку друг другу!
- Актуализация знаний.
Чистописание Бб (на доске карточка по чистописанию)
Вспомним, как надо писать букву, стрелочки вам напомнят, руку на локоток и прописываем в воздухе.
Напишите целую строчку.
А теперь внимание – загадка.
Клейкие листочки,
Зелёные почки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)
Какая в этом слове орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая ударением)
А как сказать о ней уменьшительно - ласкательно? (Берёзонька).
Что вы знаете об этом дереве? ( Ответы детей.)
С давних времён люди любили и почитали русскую берёзку, слагали о ней песни.
Давайте послушаем песню о берёзоньке, посмотрим, как в старину водили хороводы, какие носили одежды.
(Прослушивание песни и просмотр фильма.)
Групповая работа.
А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать в группах, повернитесь друг к другу- 4 группы.
Составьте предложение о берёзке
Прочитаем предложения- 1 группа, 2,3,4. .( Белая берёзка принакрылась снегом. Красивая берёзонька выросла в поле и др.)
Парная работа.
-А теперь работаем в парах: У вас на партах есть конверт, откройте его, посмотрите, какое интересное задание прислала вам берёзка. Это предложение необходимо восстановить, прочитать, сделать полный синтаксический разбор устно.
-Нарядилась, в, красивый, берёзо (н’)ка сарафа( н’) чик. ( Задание в конверте для парной работы).
-Нарядилась берёзо ( н’)ка в красивый сарафа( н’) чик.
(Повествовательное, невосклицательное, подлежащее – берёзонька, сказуемое - нарядилась. Это главные члены предложения, остальные слова – второстепенные.)
-Посмотрите на подлежащее, произнесите его, как напишете слово? Почему?
-Во что нарядилась берёзонька?
-Произнесите это слово - друг другу (в сарафанчик)
4. Исследовательская работа в творческих группах.
Давайте попробуем исследовать это слово
Какой звук слышится перед мягким шипящим согласным звуком (ч’)?
Твёрдый или мягкий?
Обратите внимание и в слове «берёзонька», и в слове «сарафанчик» есть мягкий согласный звук (н’) ?
В слове «берёзонька» пишется мягкий знак, вы это доказали. А нужен ли он в слове
« сарафанчик»? (Ответы детей)
Есть ли в слове знакомая орфограмма?
Вот она – проблема, которую надо решить.
Что же делать? Где узнать истину? Какие источники информации вам помогут?
(Ответы детей)
Обобщим сбор информации.
Нужен ли ь в записи слова «сарафанчик»?
НЧ – это буквосочетание - орфограмма, пишется без ь, написание нужно запомнить так же, как и чк,чн,чт.
Запишите предложение и подчеркните главные члены. И не забудьте подчеркнуть новую орфограмму.
Вы молодцы! Переведём дух и отдохнём.
Физминутка.
Итак, какие новые буквосочетания для себя вы узнали на уроке?
А какие ещё буквосочетания нужно запомнить вы узнаете, выполнив упражнения в учебнике. Стр. 4,5 №2, 3.
Самостоятельно выпишите слова с сочетанием ЩН из 2 упр. и из 3 упр. любые 3 слова.
Подчеркните сочетания - щн, нч.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, карандашом исправьте, а я потом посмотрю при проверке тетрадей.
Какие слова с ЩН выписали? Прочитайте. Подчеркните новое сочетание - ЩН. Как будете писать ЩН?
Ребята, сделайте вывод - какие новые буквосочетания нужно запомнить?
Молодцы! Вы решили проблему.
А теперь прочитаем правило в учебнике. Страница 5.
Физминутка.
Гимнастика для глаз.
5.Домашнее задание.
Я предлагаю вам дома написать мини-сочинение, используя эту карточку.
На обратной стороне слова-помощники, вы можете их использовать, можете подобрать другие. Но не забудьте выполнить задание.
7.Итог урока:
Какие новые орфограммы с шипящими вы узнали?
О чём сегодня, придя, домой, вы расскажете своим родным?
8. Рефлексия.
-Ребята, покажите мне, как вам работалось на уроке?
–Каждый из вас оценит свою работу, используя солнышко, которое лежит у вас на парте. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
-отлично усвоил тему урока, урок понравился, все было понятно
-знаю, но не могу рассказать, нуждаюсь в помощи учителя.
-ничего не понял, урок не понравился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....