мастер-класс по русскому языку по теме "Суффикс"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Макшанцева Елена Николаевна

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) у учащихся
в предметной области «Русский язык» по теме: «Суффикс».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
• формирование умения слушать и слышать; 
• развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;
• формирование доброго и уважительного отношения друг к другу при общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_master_klassu_2_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «СОШ №2  имени С.И. Подгайнова г. Калининска

 Саратовской области»

                                                          Сценарий

мастер-класса

во 2 классе по теме:

Роль суффикса в слове. Определение суффикса.

на РМО (Применение новых современных технологий )

            Подготовила  и провела:

учитель I категории

Макшанцева Е.Н.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) у учащихся
в предметной области «Русский язык» по теме: «Суффикс».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
• формирование умения слушать и слышать; 
• развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;
• формирование доброго и уважительного отношения друг к другу при общении.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова;
• научиться контролировать свою речь и соблюдать правила общения, оценивать результат своей деятельности;
• формирование умения взаимодействовать в статичных парах;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.


    Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания

учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

    Здоровьесберега-ющая минутка.  

IΙ. Актуализация знаний.

Планирование деятельности.  Открытие нового знания.

Рефлексия.

Развитие умений – применение знания.

Рефлексия учебной деятельности.

Закрепление.

Рефлексия.

Итог.

1.Организационный момент.

(2 слайд)

  Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
(возьмитесь за руки)    
 — Почувствуйте, как вам стало тепло.
 — Подарите улыбку друг другу.
Встало солнце рано-рано.
Добрый день!
Пляшут волны океана.
Добрый день!
Поднимается пшеница.
Добрый день!
И поют задорно птицы.
Добрый день!

- Солнышко будет светить, если у вас всё  получается. Но рядом ещё и тучка, вы  будете закрывать солнышко тучкой,  если не всё понятно  и допускаются ошибки.  Будем работать дружно и помогать друг другу, чтобы солнышко всегда светило.

(3 слайд)

 2. На  партах у вас паровозики, мы путешествовали на них при изучении какой темы? (корень)

(на втором вагончике изображён               корень слова)

Что вы знаете про корень?

Работа в парах.

(на вагончике пишут, работая в парах)

Начни- продолжи…

Корень это-

В корне ….

Корень обозначается.

Корень слово многозначное.

(4 слайд)

Оценка работы

(5 слайд)

3. - Что вы видите на экране?

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы о к.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок-? (Это суффикс.)

(6 слайд)

- Был у нас корень, а получился маленький корешок.

- Сравните слова  корень и корешок.  На доске запись. Что общего? Чем они различаются?  (В слове корешок появилась новая часть слова суффикс -ок-. В корне слова наблюдается чередование согласных букв н/ш .)

- Как вы думаете, о какой части слова мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (Это суффикс.)

- Что вы уже знаете о суффиксе?

(7 слайд)

(индивидуально каждый вспоминает и пишет в тетради)

Групповая работа (обмен информацией)

На листок записывают всю информацию.

- Каждая группа по очереди называет по одному утверждению, не повторяясь.

-Всё это мы отправляем в  « Корзину идей»

– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.

Составим план работы.

(8 слайд)

-- А похож ли наш план на то, что вы видите на лепестках ромашки.

(Ромашка Блума)

В середину вписываем суффикс

(9 слайд)

1 лепесток (понятие)…..это      (суффикс)

(10 слайд)

2 лепесток (место) ….стоит      (суффикс стоит после корня)

(11 слайд)

Находим вагончик после корня

3 лепесток                               (как крыша домика—обозначение)

(12 слайд)

Рисуем в вагончике.

4 лепесток (роль в слове)    (образует новые слова)

(13 слайд)

(14 слайд)

5 лепесток  (виды)            (  -ок-,- ик-, -онок- , -ёнок-, -ущ-, -ющ-,- ищ-, --ушк-, -юшк-)

Какие суффиксы знаете?         Вписываем в вагончик

(15 слайд)

6 лепесток  (значения слов)    

Работа в тетради: прокомментируем и запишем слова в тетрадь.

Как меняется значения слов (предметы становятся меньше или больше по размеры, уменьшительно- ласкательное значение)

  Обобщение правила, опираясь на лепестки ромашки.

(16 слайд)

Сказка про части слова.

«Давным – давно по соседству были расположены две деревни. В одной деревне  жили корни, в другой- суффиксы. Между деревнями протекала широкая и глубокая река. Жители деревень плавали  друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили корни и суффиксы объединиться и построить через реку мост. Мост получился отличный. Жители обеих деревень жили дружно, весело, устраивали вечеринки, свадьбы.

(17 слайд)

Но пришла беда. Тролли напали на деревни. Они давно завидовали миру и согласию в этих деревнях. Тролли захватили мост, разрушили его, разлучили друг с другом корни и суффиксы. Реку же тролли заковали в цепи, чтобы никто по ней не смог переправиться на другой берег, а ключи бросили в реку. И остались корни и суффиксы каждый по одну сторону реки. Случилось так, что слова без суффиксов стали жить, давайте восстановим всё, и пусть в одной деревне живут корни и суффиксы и больше не разлучаются.

(18 слайд)

Работа в группах

1 группа

 Задание: образовать слова при помощи суффиксов –ок-, -ик-

Как изменяется значения слов?

Дым, стол, кот, дом, ключ

2 группа        

 Задание: образовать слова при помощи суффиксов ,-онок-, -ёнок-, как изменяется значения слов?

Белка, лось, волк, тигр, кот

3группа

 Задание:образовать слова при помощи суффиксов –ат-, -ят-. Как изменяется значения слов?

Тигр, волк, кот, заяц, лиса, кролик

4 группа

 Задание:образовать слова при помощи суффиксов ушк, юшк. Как изменяется значения слов?

Ива, поле, соловей, сова, голова.

(19 слайд)

 Работа в парах

Опираясь на лепестки ромашки, расскажем про суффикс.(20 слайд)

Пополним нашу корзину новыми идеями, уберём,  если есть лишнее.

В корзине идей

(Суффикс- часть слова.

Стоит после корня.

Образует новые слова.

Обозначаем

Суффиксы различны по значению(-ик-,-ок-, онок-,ёнок-, …)

Суффиксы меняют смысл слов.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, положительный настрой на работу в коллективе, уважение друг друга.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным  материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

- осуществлять личностную и познавательную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным  материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс по русскому языку во 2 классе

Правописание парных согласных в корне слова...

Мастер - класс на уроке русского языка

Фрагмент урока по теме: "Имя прилагательное"...

Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

Мастер-класс по русскому языку во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Материал данного масер-класса можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода, так как здесь подробно описаны задачи  каждого этапа....

мастер-класс Изготовление элемента русского народного костюма.

Традицию празднования масленицы русский народ сохранил с давних времён. Празднование масленицы напоминает новогодний карнавал, и это не случайно. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по д...