Мастер класс к уроку русского языка в 3 классе по теме "Части слова. Окончание"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа №103
Урок русского языка
Тема «Части слова. Окончание»
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык»
3 класс, часть 1. Москва., Просвещение 2015
УМК: «Школа России»
2016 год
План урока русского языка.
Тема: Части слова. Окончание.
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2012
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 3
Технология: проблемного обучения
Цель:
обучающая:
-учить учащихся анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью;
развивающая:
-развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность, критического и творческого мышления, связной речи, волевых качеств.
воспитывающая:
-воспитание ответственности, трудолюбия, наблюдательности, внимательности, усидчивости, самостоятельности, честности. взаимоуважения, аккуратности, организованности, дисциплинированности.
Задачи:
-познакомить с новой частью слова - окончанием,
-находить окончание слова, путём изменения его по числам.
-выявить значение окончания.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Знать, что такое окончание
– Находить окончание слова, путём изменения его по числам.
– Определять значение окончания.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Находить ответы на вопросы.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Уметь работать в паре.
Личностные:
- Выполнять правила этикета.
- Развивать умения выказывать выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку,учебник, таблицы (раздаточный материал)
Технологическая карта урока русского языка «Часть слова - окончание»
Этап | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | Воспитат. задачи |
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин) | Все ль на месте, Запишите в тетради число, классная работа | Включение в деловой ритм урока, создание рабочего настроя. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Развитие мотивационно – потребностной сферы,дисциплинированности, организованности, внимательности, трудолюбия |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) | Прочитайте, пожалуйста, текст на слайде и найдите форму одного и того же слова. (Упр. 142 на слайде) Запишите их. Проверим: Осина, осины, к осине, про осину. Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Выделите в них корень. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков | Воспитание познавательной активности,культуры речи, нравственное воспитание (создание ситуации успеха) |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) | Посмотрите, все ли части слова выделены? Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать. Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали? Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так Выделите окончание в своих словах. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Часть слова – окончание. А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи. Чему мы должны научиться на этом уроке?
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цель, формулируют (уточняют) тему урока, определяют задачи. Высказывают мысли вслух и «сильные» и «слабые» уч-ся. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | Воспитание творческого и критич. мышления, смелости суждений (волевые качества), культуры речи, уверенности в своих силах, аккуратности (при выделении окончания), нравственное воспитание (создание ситуации успеха) |
4. Открытие новых знаний. (20 мин) Выбор решения проблемы Решение проблемы | Что же такое окончание? «Да – нетка» (ставят в первой колонке таблице + или -) Окончание – часть речи? Окончание – изменяемая часть слова? Окончание служит для связи слов в предложении? У одного и того же слова могут быть разные окончания? С помощью окончаний образуются новые слова? Посмотрите, пожалуйста, на свои слова. Это часть слова и часть речи? (Правильно, это часть слова). Эта часть слова менялась? Значит, какая это часть слова? ( Правильно, это изменяемая часть слова.) У одного и того же слова могут быть разные окончания?(да) Это однокоренные слова или формы одного и того же слова? (формы) Сделайте вывод: с помощью окончаний образуются новые слова?(нет) Упр. 143.(1 чел. удоски проговаривает) Какая часть в слове менялась? Теперь мы должны узнать для чего служит окончание. Упр.144 Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Работа в паре. Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание? Сделайте вывод, что такое окончание? ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении Проверим свои предположения (Знакомство с правилом с.80) Расскажите правило друг другу. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Заполняют таблицу. Работают по заданию учителя и учебника, выдвигают гипотезы и их обосновывают Работают в тетради Работают в паре | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Воспитание познавательной активности, критическ. мышления, внимательности, наблюдательности, коммуника бельности. Воспитание самостоятельности, трудолюбия,ответственности, аккуратности Воспитание самостоятельности и взаимоуважения |
5.Первичное закрепление с проговариванием вслух. (2 мин) | Упр.145 (2-3 предложения с проговариванием у доски) | Организует деятельность по применению новых знаний. | Работают в тетради | Воспитание познавательной активности,внимательности, наблюдательности, аккуратности | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин) | Упр.145 (4-5 предложения) Проверьте. Оцените работу. (!+-) | Устанавливает осознанность восприятия детьми нового знания | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. Самоконтроль. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение | Воспитание самостоятельности, трудолюбия,ответственности, аккуратности, нравственное воспитание (создание ситуации успеха, честности) |
7.Включение в систему знаний. Повторение. (3 мин) | Групповая работа. Игра «Лови ошибку!» Исправьте ошибки в окончаниях. Снегирь живут в лесах с густым подлеском. Питается снегирю семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано снегирей. Зимой стаи снегири очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Проверка по эталону. Оцените свою работу: ! + - | Устанавливает осознанность восприятия детьми нового знания. | Работают в группе самостоятельно. Самоконтроль. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | Нравственное воспитание (создание ситуации успеха), познавательной активности,взаимоува жения |
8. Рефлексия деятельности (3 мин) | Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Ответьте на вопросы и заполните 2 колонку таблицы. Сравните свои ответы с первой колонкой и скажите: На уроке я узнал … Я смог… Я научился… | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование | Воспитание усидчивости, уверенности в своих силах, внимательности, осознание своих действий и поступков, самостоятельности, честности, коммуника бельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.
Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....