мастер - класс "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Васильева Наталья Рудольфовна

фрагмент урока русский язык в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka_master_-_klass.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Васильевой Натальи Рудольфовны

IV. Развитие речи учащихся. Словарная работа.                       

1. Эвристическая беседа.

Учитель: Ребята! Начинаем урок внеклассного чтения. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда  располагает к приятному общению.

                Наш язык богат словами, их много. Они запоминаются постепенно.

                Вы, вероятно, уже знаете и используете в  своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополняются двумя – тремя словами.

                Ребята, а вы задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые подсчитали, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где же можно найти ответ на возникший вопрос».

               Подумайте и ответьте на вопрос - где, по вашему мнению, «хранятся» слова?

                   (Ответы детей: В специальных книгах, которые называются словарями).

 Учитель:  Какими словарями вы уже умеете пользоваться?                  

                    (Ответы детей: Школьным орфографическим словарем, словарем «Говори правильно»).

Учитель: Верно, ребята! Одни словари помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре.

                 А есть еще словарь, который помогает людям растолковать значение того или иного слова. Подумайте и скажите - какое бы вы дали название такому словарю?

                     (Ответы детей).

Учитель: Правильно, ребята. Это - Толковый словарь. Его прямое назначение – толковать слова.  Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит пример употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь, Толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой Толковый словарь объясняет 120 000 слов, в нем 17 томов.

                         (Учитель демонстрирует словари).

2.Знакомство со словарной статьей

Учитель: Давайте попробуем самостоятельно объяснить значение слова «КОМПЛИМЕНТ», а потом обратимся за разъяснением к словарю и сравним свои ответы со словарной статьей.

                         (Ответы детей).

Учитель: А вот о чем рассказала словарная статья:

                        Комплимент — а, м. р. (фр. compliment), похвала, лестные, приятные слова. Сказать кому-нибудь комплимент.

3. Игра «Комплименты».                                                                     

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

                       (Ответы детей).

Учитель: А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (показываю мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят.

               Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д.

                    (Дети играют)

Учитель: закончить игру хочу словами поэта Бокова:

                                           Следуйте хорошему примеру –  

                                           Продлевайте добрым словом жизнь  людей!

  V. Работа в группах со словарями.                                           

                 (У каждой группы в «Толковый словарик русского языка»).

Учитель: Послушайте внимательно задание. Итак, задание для первой группы. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.

                  Задание для второй группы – найдите и дайте объяснение слову «корысть». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.

                          (Дети работают со словарями).

ПРОВЕРКА

Дополнительные вопросы для учащихся первой группы:

-Какой человек пользуется авторитетом?

-О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

Дополнительные вопросы для учащихся второй группы:

-В корыте много ли корысти? Из какого произведения этот пример?

-Кому принадлежат эти слова?

-Какой была старуха? А старик?

                           (Ответы детей).

       

 VI. Знакомство с фразеологизмами.                                   

Учитель: Одним из лучших украшений нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. С одним только словом «НОС» их  в языке более десяти. Я думаю, что все они вам очень знакомы: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит и т.д.

                  Слышали такие выражения? Где? Как вы их понимаете?

                         (Ответы детей).

                                                       

Учитель: Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.

                  Обратите, пожалуйста, свое внимание на экран и по иллюстрациям – подсказкам узнайте и назовите известные фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.

 

VII. Развитие памяти. Промежуточный контроль знаний. (Слайд 16)

Учитель: Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик:

Поссорились на перемене ребята.

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте – ка свои загадки!

Учитель: О каких загадках спросил дежурный? Кто назовет?

                 (Ответы детей).

Учитель: Запишите в тетрадь услышанные фразеологизмы, подчеркните в словах известные орфограммы. По окончании работы обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте друг другу отметку карандашом.

 VIII.  Работа с пословицами. Кубановедение. Особенности кубанского говора.                                       (Слайд 18)

  1. Эвристическая беседа.

Учитель: Уже давно никто не спорит  с утверждением о том, что русский язык - самый богатый язык в мире. Одно из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков. В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимае».

                  У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности. Ведь здесь селились казаки – запорожцы, казаки – линейцы, а потом и крестьяне – переселенцы из центральных губерней России. И каждый из них принес свой фольклор, свой запас пословиц и поговорок. Среди пословиц и поговорок Кубани немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте.

                     Вот сейчас мы с вами и попробуем к диалектным фразеологизмам подобрать соответствующие им литературные нормы.

     2. Работа в парах.                                                    

          (На столах лежат конверты, в которых карточки со словами. Из данных слов надо составить пословицу).                                                                                

«Байдыки бить».                                                              «Где  родился, там и пригодился.»

«Хто любэ трудиться,                                                     «Бить баклуши».

Тому бэз дила нэ лэжыться».

«Дэ птычка вылупилась,                                                 «По Сеньке и шапка».

Туды и носик стоить».

«Якый Сенька, така его и                                                 «Кто любит трудиться, тому без                          

шапка».                                                                                 дела не сидится».  

                                                 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                     

     

    IХ. Самостоятельная работа.                                           

Учитель: Несмотря на то, что язык существует очень давно, дети и взрослые допускают ошибки в устной и письменной речи.

                  Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Прочтите внимательно, найдите, где на ваш взгляд, допущены ошибки и запишите правильно.

                  (Работа проводится по карточкам. В каждой карточке два предложения).

                     Проверка работы.

  1. Я одел пальто и пошел гулять. (Правильно – на себя - надел).
  2. Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Правильно – известен всей школе).
  3. Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Правильно – проиграла из-за …).
  4. Она уверена в свои силы. (Правильно – в своих силах).

Х. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения.                                                                                 

Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята,

  • Учите русский язык – годы кряду.
  • С душой, с усердием, с умом!
  • Вас ждет великая награда, и та награда в нем самом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Этот прекрасный русский язык»

Материал подобран для учащихся 1- 2 классов, может быть использован на уроках, кружковых занятиях для развития мыслительных способностей и повышения  интереса к предмету....

Наш великий, могучий, прекрасный русский язык

Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная ли...

Наш великий, могучий, прекрасный русский язык

Внеклассное мероприятие в форме КВНа по русскому языку...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

"Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классахЦель мероприятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку...

Презентация "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку...