Урок русского языка "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения"

Цель: дать представление об однородных членах предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: Однородные члены предложения.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: дать представление об однородных членах предложения

Планируемые результаты 

Предметный результат:

- Понимать что такое однородные члены предложения;

-находить однородные члены в предложениии;

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- способствовать развитию самоанализа и самоконтроля.

Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - -

- развивать умение удерживать цель деятельности;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать  в парах.

Познавательные универсальные учебные действия:

-Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;

- уметь проверять правильность написания слов и предложений;

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике;

- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, карточки для дифференцированной работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Актуализация знаний обучающихся

- Чему же мы учимся на уроках русского языка?

Совет: Внимательно слушайте – и всё услышите!

Внимательно смотрите – и всё увидите!

Думайте – и всё обязательно поймёте!

- Сегодня у нас урок, как и всегда, деловой. Нам предстоит большая и серьёзная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. Я желаю вам успеха.

- Откройте тетради, запишите число классная работа.

Каллиграфическая минутка

– Ребята! Мы продолжим наш урок каллиграфической минуткой. Правильно выполнив задание, вы сами определите тему нашей каллиграфической минутки. Подберите к словам, написанным на доске синонимы (вспомнить что такое синонимы)

доктор - … (врач),

рёв - … (плач) (слова записываются рядом)

- На какую букву оканчиваются все слова, подобранные нами? (на ч)

- Верно, тема нашего чистописания - буква ч.

- Согласную ч мы напишем с буквой, которая является ударной в подобранных синонимах ( а), какая получилась орфограмма?(ча пиши с буквой а) и поменяем буквы местами.

Итак, запишем: ч, ча, ач

- Вспомните словарные слова на букву Ч, которые мы прошли во 2 классе.

- Запишите их себе в тетрадь.

- Давайте проверим написание слов и оценим себя светофорчиком.

Словарно-орфографическая работа.

- Сегодня новое слово из словаря мы узнаем, соединив верно буквы, которые являются орфограммами в словах:

круг, роща, глаз, лесной, грустный, укатился.

 - Правильно, это слово ГАЗЕТА. Какие орфограммы вы в нем видите?

- Что означает это слово? (словарь)

- Поставьте ударение

- Разделите на слоги.

- Разделите слово для переноса.

- Измените форму слова.

- Подберите однокоренные слова.

- Составьте словосочетания.

- Составьте предложение со словом газета, используя слова: Петя, киоск, газета, купить, в.

- Запишите его, подчеркните известные члены предложения.

Отвечают на вопрос

Подбирают синонимы, прописывают буквы

- четверг, что, чувствовать

Находят орфограммы, отгадывают слово.

Ответы детей, работа со словарем.

- га – зе – та

Га – зета, газе – та.

Газету, газетой, газетами…

Газетный, газетка…

Интересная газета, свежая газета (объяснить значение)

- Петя купил в киоске газету.

Открытие нового знания

- Что еще продают в киоске?

- Дополни предложение, словом журналы, запишите его.

- Что заметили?

- Вы правильно заметили, что слова газета, журнал мы произносим с интонацией перечисления, а на письме разделяем запятыми (вывешивается табличка)

  • произносятся с интонацией перечисления

- Прочитайте выразительно 2-ое предложение, соблюдая интонацию перечисления.

Подчеркните в предложении все известные члены..

- Что вас удивило?

-Может ли быть в предложении сразу несколько одинаковых членов предложения?

- Кто считает, что может – поднимите зеленый сигнал. Кто считает, что такого не может быть – поднимите красный сигнал.

- Кто может доказать свою точку зрения?

- Все согласны с этой мыслью? (вывешивается табличка)

  • являются одним и тем же членом предложения

- Оба слова отвечают на один и тот же вопрос или на разные? (вывешивается табличка)

  • отвечают на один и тот же вопрос

- От какого слова задали вопрос? (с каким словом связаны?) (вывешивается табличка)

связаны с одним и тем же членом предложения

- Подумайте, как можно назвать такие члены предложения?

- В русском языке они называются однородные члены предложения (вывешиваю на доску тему)

- Какую цель поставим на урок?  

- Давайте оценим себя (Я знаю что такое однородные члены предложения/ Я не знаю, что такое однородные члены предложения)

- В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.

- Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными?

- Как проверить правильность, сделанного вами вывода?

- Откройте учебники на стр. 117, прочитайте правило.

- В киоске продают журналы.

- Петя купил в киоске газету, журнал.

- Во втором предложении перечисляется, что купил Петя.

- Во втором предложении два дополнения.

- К словам газету, журнал мы задали от сказуемого вопрос что. Это дополнение.

- На один и тот же.

- Со сказуемым: купил.

- Одинаковые, похожие и т.д.

- Познакомится с понятием однородные члены, научиться находить их в предложении.

Вывешивают карточку на доску соответствующую своим знаниям.

Составляют ответ с опорой на вывешенные на доске таблички.

- Прочитать правило в учебнике.

Читают правило в учебнике.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Выполняют движения по тексту

Первичное закрепление

- Однородные члены предложения принято обозначать с помощью кружков. Давайте составим схему второго предложения. Сколько у нас однородных членов?

- Значит, кружка будет тоже два. Нарисуйте схему в тетрадях. Как разделены однородные члены предложения на письме?

- Верно, но так бывает не всегда. Подробнее об этом мы узнаем на следующих уроках. А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении – запятые.

- Как вы предлагаете обозначить на схеме что это однородные дополнения?

- Как вы думаете, однородными могут быть только дополнения?

Вывешиваю на доску примеры схем.

- Давайте поработаем в парах. Я буду читать предложения, а вы составите схему предложения из предложенных моделей.

Расписные миски, ковши, ложки продавались на ярмарке.

На уроке физкультуры мы бегаем, прыгаем, играем.

Ребята украсили класс красными, синими, жёлтыми шарами.

Красиво, легко, весело кружатся в воздухе снежинки.

Проверка у доски. Каждое предложение моделируется разными парами. Оценивают себя светофорами.

- Два.

- Запятыми.

- Поставить в кружках _ _ _

- Нет, однородными могут быть любые члены предложения.

Составляют в парах схемы предложений.

Закрепление

- А сейчас мы поработаем в тетради. Выберите себе задание (зеленая и желтая карточки)

Спиши предложения. Найди и подчеркни однородные члены.

1. Ранней весной расцветают подснежники, медуница, одуванчики. 2. Моя сестра замечательно шьёт и вяжет. 3. Мама любит белые, жёлтые и сиреневые гвоздики.

Составь и запиши предложения. Слова в скобках ставь в нужную форму. Подчеркни однородные члены.

В тайге водятся (медведь, волк, рысь, белка, лиса).

От (дома, деревья, столбы) побежали длинные тени.

Осенний лес переливался (жёлтый, оранжевый, зеленый) листвой.

- Оцените, как вы справились с заданием, сложно ли вам было с помощью светофора.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Оценивают себя

Рефлексия

- С какой новой темой познакомились на уроке?

- Что узнали об однородных членах?

- Давайте вернемся к нашему вопросу. Кто желает перевесить свои листочки, сделайте это.

- А теперь подумайте и оцените свою работу на уроке. Нарисуйте кружок светофора на полях (2 человека комментируют)

- А я хочу отметить ……., они получают отметку…

Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

-Дома вы поработаете на странице 120 с упражнением 4. Давайте посмотрим, что вы будете делать.

- Для желающих – составить 3 предложения с однородными членами.

- На этом наш урок окончен.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)

Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....

Урок русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?»

Технологическая карта урока русского языка «Составление предложений  со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?». Третий урок по теме. На уроке учащиеся научатся...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...