Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_v_klass_uchitel_kirichenko_a.v.docx | 285.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019 учебный год;
- Учебно – методический комплект«Школа России»:
1. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика5. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Количест-во часов | Диктанты | Словарные диктанты | Контрол.словарные диктанты | Провероч-ные работы | Контрольное списывание | Развитие речи |
Повторение. Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения | 20 | 1 | 2 | 1 | 2 изл. 1 соч. | ||
Лексическое значение слова | 4 | 1 | |||||
Состав слова | 11 | 1 | 1 | 1 изл. | |||
Части речи | 7 | 1 | 1 соч. | ||||
Имя существительное | 35 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 соч. 2изл. |
Имя прилагательное | 22 | 1 | 2 | 1 соч. 2изл. | |||
Местоимение | 11 | 1 | 1 | 1 соч. | |||
Глагол | 26 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1соч. 1 изл. | |
Итого | 136 | 6 | 10 | 4 | 4 | 2 | 7изл. 6 соч. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
• пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
• распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• понимать этимологию мотивированных слов-названий;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
• узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
• выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
• определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
• определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
• распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
• иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять ранее изученные правила правописания:
– раздельное написание слов;
– сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
– сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
– проверяемые безударные гласные в корне слова;
– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
– непроизносимые согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
– соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
– безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
– мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
– безударные личные окончания глаголов;
– раздельное написание предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;
– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
• писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять правила правописания:
– соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
• объяснять правописание личных окончаний глагола;
• объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
• при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Стр. | Д/З | ||
Повторение (20 ч) Наша речь и наш язык (2 ч) | 1 часть | ||||||
Повторение. Наша речь и наш язык | с. 3–6 | ||||||
Повторение. Язык и речь. Формулы вежливости. | с. 7. | ||||||
Текст (3 ч) | |||||||
Повторение. Текст. План текста. | с. 8–9. | ||||||
Текст. Развитие речи. Подробное изложение текста «Первая вахта». | с. 10. | ||||||
Повторение. Работа над ошибками. Текст. Типы текста. | с. 11–12. | ||||||
Предложение (5 ч) | |||||||
Словарный диктант. Повторение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | с. 13–14. | ||||||
Повторение. Виды предложений по интонации. | с. 15–16. | ||||||
Повторение. Диалог. Обращение. | с. 17–18. | ||||||
Повторение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | с. 18–19. | ||||||
Основа предложения. Члены предложения. | с. 20–21. | ||||||
Словосочетание (2 ч) | |||||||
Что такое словосочетание? | с. 22–23. | ||||||
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием «Осенняя пора». | |||||||
Однородные члены предложения (4 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | с. 25–27. | ||||||
Словарный диктант. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | с. 28–30. | ||||||
Запятая между однородными членами, соединенными союзами. | с. 30–33 | ||||||
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | с.34. | ||||||
Простые и сложные предложения (4 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. | с. 36–37. | ||||||
Повторение. Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами. | с. 38–39. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 39, упр. 56. | ||||||
Проверочная работа по теме «Предложение». | с. 35, с. 40 | ||||||
Лексическое значение слова (4 ч) | |||||||
Словарный диктант. Слово и его лексическое значение. | с. 41–44. | ||||||
Многозначные слова. Устаревшие слова. | с. 44–46. | ||||||
Синонимы, антонимы, омонимы. | с. 47–48. | ||||||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | с. 49–50. | ||||||
Состав слова (11 ч) | |||||||
Состав слова. Значимые части слова. | с. 51–52. | ||||||
Состав слова. Однокоренные слова. | с. 53–54. | ||||||
Правописание однокоренных слов. | с. 55-56. | ||||||
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | с. 56–57. | ||||||
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. | с. 58–59. | ||||||
Контрольный словарный диктант. Правописание гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. | с. 60–61. | ||||||
Упражнение в написании приставок и суффиксов. | с. 62–63. | ||||||
Разделительные ъ и ь. | с. 64–65. | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Осенняя прогулка» | |||||||
Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных | с. 66. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | С.66, у.110 | ||||||
Части речи (7 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи. | с. 67–68. | ||||||
II четверть | |||||||
Морфологические и грамматические признаки частей речи. | с. 69–70. | ||||||
Грамматические признаки частей речи. | с. 71–72. | ||||||
Проверочная работа по теме «Части речи». | |||||||
Работа над ошибками. Наречие как часть речи. | с. 73–74. | ||||||
Повторение. Наречие как часть речи. | с. 75–77. | ||||||
Развитие речи. Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». | с. 77, упр. 134, 135. | ||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (35 ч.) Изменение по падежам имен существительных (5 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Падеж имен существительных. Признаки падежных форм имен существительных. | с. 80–83. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. | с. 84–85. | ||||||
Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных. | с. 85–86 | ||||||
Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. | с. 87. | ||||||
Определение падежа неизменяемых имен существительных. | с. 88. | ||||||
Три склонения имен существительных (9 ч.) | |||||||
Три склонения имён существительных .. Первое склонение имён существительных. | 89–90. | ||||||
Падежные окончания имён существительных первого склонения. | |||||||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» | С.92 | ||||||
Работа над ошибками. Второе склонение имен существительных. | с. 93–94. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения. | с. 95–96. | ||||||
Третье склонение имён существительных | с. 96–98. | ||||||
Упражнение в распознании имён существительных третьего склонения | с. 98–99. | ||||||
Упражнение в распознании имён существительных всех трёх типов склонений | с. 99–101 | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 101, | ||||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (15 ч.) | |||||||
Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. | с. 102–104 | ||||||
Именительный и винительный падежи. | с. 105–107. | ||||||
Контрольный словарный диктант. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | с. 107–108. | ||||||
Контрольный диктант за 1 полугодие с грамматическим заданием «Лес». | с. 109–110. | ||||||
Работа над ошибками. Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. | с. 111–112 | ||||||
Контрольное списывание «Зимние забавы». | с. 112–113. | ||||||
Работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. | с. 113–114. | ||||||
Правописание окончаний одушевленных имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | с. 115–116. | ||||||
III четверть | |||||||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | с. 116–117. | ||||||
Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах. | с. 117–120. | ||||||
Безударные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. | с. 121–122. | ||||||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | |||||||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | с. 124–126. | ||||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | с. 128–130. | ||||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Упр.245 | ||||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (6 ч.) | |||||||
Множественное число имен существительных. Именительный падеж. | с. 131–132. | ||||||
Словарный диктант. Родительный падеж имен существительных множественного числа. | с. 135–136. | ||||||
Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа. | с. 138-139. | ||||||
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | с. 139–140. | ||||||
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста | с. 141, упр. 273 | ||||||
Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний». | с. 142–143. | ||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (22 ч.) Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (3 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? | ч. 2, с. 4–5 | ||||||
Род и число имен прилагательных. | с. 7–8. | ||||||
Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. | с. 8–9. | ||||||
Склонение имен прилагательных (2 ч) | |||||||
Падеж имени прилагательного. | с. 10–12. | ||||||
Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». | с. 13. | ||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (17 ч.) | |||||||
Работа над ошибками. Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | с. 14–18. | ||||||
Словарный диктант. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | с. 16–18. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах | с. 19–20. | ||||||
Развитие речи. Контрольное изложение «Пингвинёнок» | с. 20–21. | ||||||
Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний. | с. 22–24. | ||||||
Словарный диктант. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | с. 25–27. | ||||||
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. | с. 29. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | с. 30–31. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | с. 32–33 | ||||||
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | с. 33–34. | ||||||
Склонение имен прилагательных во множественном числе. | с. 38–39. | ||||||
Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | с. 41–42. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 46, упр. 99. | ||||||
Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | с. 43–44. | ||||||
Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах. | с. 45–46. | ||||||
Контрольный диктант с грамматическими заданиями «Зимний день» | |||||||
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. | с. 47–49. | ||||||
Местоимение (11 ч) | |||||||
Роль местоимений в речи. | с. 52–53. | ||||||
Личные местоимения 1, 2,3-го лица. | с. 54–55. | ||||||
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | с. 56–57. | ||||||
Контрольный словарный диктант. Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Закрепление. | |||||||
Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | с. 58–59. | ||||||
IV четверть | |||||||
Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Закрепление. | |||||||
Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Повторение. | |||||||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | с. 49. | ||||||
Работа над ошибками. Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. | |||||||
Проверочная работа по теме «Изменение существительных и личных местоимений по падежам». | |||||||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Местоимение». | |||||||
ГЛАГОЛ (26 ч.) Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2 ч) | |||||||
Роль глаголов в языке. | с. 68–69. | ||||||
Изменение глаголов по временам. | с. 71. | ||||||
Неопределенная форма глагола (3 ч) | |||||||
Неопределенная форма глагола. | с. 72–73. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | с. 74–75. | ||||||
Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. | с. 76–77. | ||||||
Спряжение глаголов (8 ч) | |||||||
Спряжение глаголов (общее понятие). | с. 80–82. | ||||||
Изменение глаголов по числам и лицам. | С.83-84 | ||||||
Употребление мягкого знака (ь)в глаголах 2-го лица единственного числа. | с. 85. | ||||||
Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа. | с. 86–87. | ||||||
Правописание не с глаголами. | |||||||
Диагностическая работа в рамках ВПР 1 часть. | |||||||
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | с. 87. | ||||||
Диагностическая работа в рамках ВПР 2 часть. | |||||||
I и II спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (5 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения. | с. 90–91. | ||||||
Словарный диктант. Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | с. 93–94. | ||||||
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | с. 94–95. | ||||||
Контрольный диктант с грамматическими заданиями «Степь» | |||||||
Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | с. 101. | ||||||
Правописание возвратных глаголов (2 ч) | |||||||
Возвратные глаголы .Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | с. 102–106. | ||||||
Упражнение в правописании. Безударных окончаний -тся и -ться в возвратных глаголах. | с. 106–108. | ||||||
Правописание глаголов в прошедшем времени (2 ч) | |||||||
Контрольное списывание «Где раки зимуют?» | |||||||
Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса | с. 109–112. | ||||||
Обобщение по теме «Глагол» (4 ч) | |||||||
Контрольный словарный диктант. Закрепление знаний по теме «Глагол». | |||||||
Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. | с. 117–118 | ||||||
Итоговый контрольный диктант « Весна в степи» | |||||||
Анализ работ. Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». | с. 119, упр. 253. | ||||||
Промежуточная аттестация. |
Приложение
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольный диктант
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 15-25 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-6- слов |
4 класс | 60-70 слов | 70-80 слов |
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 20-30 слов |
2 класс | 30-35 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 60-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
Словарные диктанты
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится ≈ 1 раз в 10 дней с целью осуществления текущего контроля.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание:Всвязи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....