"Настоящее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Джумагалиева Гульмира Сансызбаевна

Технологическая карта по русскому языку 4 класс "Настоящее время глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastoyashchee_vremya_glagola.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Настоящее время глаголов.

Цель: формирование у обучающихся умений определять время глагола

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;

познакомить с глаголами в форме настоящего времени;

наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени;

развивающие: развивать умение правильно писать безударные окончания глагола;

 развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; 

воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; 

воспитывать у учащихся умение реализовывать новые способы действий; 

Оборудование: средства мультимедиа, карточки с индивидуальным заданием.

УМК: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык часть 1.

Кузнецова М.И.  Тетрадь «Пишем грамотно», часть 1. («Начальная школа XXI века»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организация класса.

- Прочитайте высказывание Петрония.

Слайд 1.

 Чему бы ты не учился, ты учишься для себя.

Петроний.

 - Согласитесь ли вы с этим высказыванием?

 - Я желаю вам хорошо потрудиться и пополнить вашу копилку знаний.

- Проверьте готовность к уроку.

- Да, соглашусь, потому что все знания, которые мы получаем нам пригодятся в жизни.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

- Ребята, обратите внимание, у кого карточка голубого цвета на столе, тот работает по карточке, остальные ребята со мной. 

     Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (по карточкам работают слабоуспевающие дети)

Слайд 2

- Запишите глаголы , выделите окончания, в скобках укажите  спряжение.

Веришь(II) , работаете (I), едет (I), строит (II), учит(II), гонит (II).

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по образцу.

- В каких случаях в безударных окончаниях глагола мы пишем гласную «и», а в каких случаях «е»

- Как определить спряжение глагола?

Собрать карточки.

- Вспомните, как может изменяться глагол?

- Что объединяет глаголы, которые вы записали в тетрадь?

Формулировка темы и целей урока.

- Как вы думаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь о глаголах какого времени?

- Чему мы сегодня на уроке научимся?

- У глаголов 2 спр. в окончании пишем гласную «и», а у глаголов 1 спр. Гласную «е».

- Если ударение не падает на окончание то определяем спряжение по начальной форме.

- Глаголы, которые оканчиваются на – ить, кроме брить, стелить, относятся ко второму спряжению.

- Все остальные глаголы относятся к 1 спр., кроме слов – исключения.

- Глагол может изменяться по лицам, числам, родам, по временам.

- Это глаголы настоящего времени, несовершенного вида, которые стоят в личной форме.

- Г

- Мы сегодня буем изучать глаголы настоящего времени.

- Научимся определять время глагола.

- Узнаем на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени, как изменяются глаголы в форме настоящего времени

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Прочитайте и сравните предложения.

Слайд 3.

Я читаю правило.

Я читал правило.

Я буду читать правило.

- Найдите и назовите в каждом предложении глагол.

- У каждого на столе лежит таблица. Заполните ее.  

- В колонку со словом настоящее запишите глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; в колонку со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже было; в колонку со словом будущее – глагол, обозначающий действие, которое произойдёт в будущем.

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

Давайте определим, сколько времен у глагола?

- Охарактеризуйте каждое время глагола

- Сравните свои выводы с выводами в учебнике.

Рубрика «Тайны языка»: с. 152

- Запишите в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

  1. Закрепление материала рубрик: с. 152-153, упр. 1

      Плывёт, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит.

Физкультминутка

- Читаю, читал, буду читать

- Вывод: глаголы изменяются по временам.

- У глагола 3 времени: настоящее, будущее и прошедшее.

- Глагол настоящего времени называет действие, которое происходит сейчас.

- Глагол прошедшего времени обозначает действие, которое уже было.

- Глагол будущего времени обозначает действие, которое произойдет в будущем.

Учащиеся записывают в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

  • Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: управлять.  поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Реализация построенного проекта.

- Вы сказали, что глаголы изменяются по лицам.

- Давайте понаблюдаем за изменением глаголов по лицам в формах времени в рубрике «Давай подумаем»: с. 153

- Какой вывод вы можете сделать?

- В форме какого времени глаголы не изменяются по лицам?

- Можем ли мы по личным окончаниям глагола определить время глагола?

- Правильно, личное окончание является показателем настоящего или будущего времени.

- Что является показателем настоящего и будущего времени?

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание».

Учащиеся заполняют таблицу.

  1. Закрепление с опорой на форму глагола и значение: с. 154, упр. 2 (фронтально, с комментированием)

Образец: глагол хожу – 1 л., окончание –у, настоящее время, выписываю.

  1. Работа в парах. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: с. 154

У каждой группы лист с заданием.

  • Определите вид глагола.
  • Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени.
  • От глаголов образуйте форму настоящего времени.
  • Сделайте вывод.

Вывод: от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени.

  1. Чтение вывода в рубрике «Тайны языка»: с. 154

- В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

- Можем

- Личное окончание глагола.

бежишь – 2л

рисую – 1л

смотрят – 3л

спрашиваю – 1л

стоим – 1л

изучаешь -  2л

Говорить – н. в., говорю;

Сказать – с. в.;

Писать – н. в., пишу;

Написать – с. в.

Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

  • Познавательные – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  1. Работа в парах. Закрепление умения образовывать формы настоящего времени: с. 154, упр. 3

Гудеть – гужу, жужжать – жужжу, дышать – дышу, благодарить – благодарю.

  1. Самостоятельная работа. Закрепление: с. 154-155, упр. 4

Живёт – н. в., 3 л.;

Пьёт – н. в., 3 л.;

Укрывается – н. в.,3 л.;

Умывается – н. в., 3 л.

Топочет – н. в., 3 л.;

Танцует – н. в., 3 л.

  • Коммуникативные владеют монологической и диалогической формами речи; соблюдают орфографические нормы написания; оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, обосновать, приводя аргументы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Информация о домашнем задании

Тетрадь 1, с 50, 51, упр. 1, 2 – по выбору.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

1. Итог урока.

- Изучение этой темы не заканчивается, знакомство со следующими грамматическими признаками глагола продолжится в старших классах.

- Что для вас стало открытием на уроке?

- Что вы узнали о глаголах настоящего времени?

2. Самоанализ.

Рефлексия.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня.

Смелость города берёт

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Спустя рукава

Познавательные: рефлексия способов и условий.

Регулятивные: применять установленные правила.

Приложение 1

Время

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Пример

Что обозначает

Изменение по лицам

Вид

Приложение 2

  • Определите вид глагола.
  • Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени.
  • От глаголов образуйте форму настоящего времени.

Говорить – ______________________________________

Сказать – _______________________________________

Писать – ________________________________________

Написать - ______________________________________

  • Сделайте вывод.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  • Определите вид глагола.
  • Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени.
  • От глаголов образуйте форму настоящего времени.

Говорить – ______________________________________

Сказать – _______________________________________

Писать – ________________________________________

Написать - ______________________________________

  • Сделайте вывод.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  • Определите вид глагола.
  • Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени.
  • От глаголов образуйте форму настоящего времени.

Говорить – ______________________________________

Сказать – _______________________________________

Писать – ________________________________________

Написать - ______________________________________

  • Сделайте вывод.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  • Определите вид глагола.
  • Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени.
  • От глаголов образуйте форму настоящего времени.

Говорить – ______________________________________

Сказать – _______________________________________

Писать – ________________________________________

Написать - ______________________________________

  • Сделайте вывод.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Используемая литература:

  1. В.И. Даль Толковый словарь русского языка.
  2.  А. Ундзенкова, О. Сагирова  Русский с увлечением! (сборник занимательных упражнений  и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками)
  3.  В.И.Ковалько  Школа физкультминуток.
  4. Начальная школа XXI века С.В. Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык Комментарии к урокам, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....

Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"

Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока в 4 классе «Настоящее время глагола»

Данная технологическая карта урока будет интересна учителям, работающим в 4 классах по учебнику "Русский язык. 4 класс"автор авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана...

Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"

Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"...

Урок русского языка по теме: "Настоящее время глагола"

Урок русского языка в 4 классе по программе: "Начальная школа XXI века"....