"Настоящее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта по русскому языку 4 класс "Настоящее время глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastoyashchee_vremya_glagola.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Настоящее время глаголов.
Цель: формирование у обучающихся умений определять время глагола
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
познакомить с глаголами в форме настоящего времени;
наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени;
развивающие: развивать умение правильно писать безударные окончания глагола;
развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
воспитывать у учащихся умение реализовывать новые способы действий;
Оборудование: средства мультимедиа, карточки с индивидуальным заданием.
УМК: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык часть 1.
Кузнецова М.И. Тетрадь «Пишем грамотно», часть 1. («Начальная школа XXI века»)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организация класса. - Прочитайте высказывание Петрония. Слайд 1. Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. Петроний. - Согласитесь ли вы с этим высказыванием? - Я желаю вам хорошо потрудиться и пополнить вашу копилку знаний. - Проверьте готовность к уроку. | - Да, соглашусь, потому что все знания, которые мы получаем нам пригодятся в жизни. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. | - Ребята, обратите внимание, у кого карточка голубого цвета на столе, тот работает по карточке, остальные ребята со мной. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (по карточкам работают слабоуспевающие дети) Слайд 2 - Запишите глаголы , выделите окончания, в скобках укажите спряжение. Веришь(II) , работаете (I), едет (I), строит (II), учит(II), гонит (II). - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по образцу. - В каких случаях в безударных окончаниях глагола мы пишем гласную «и», а в каких случаях «е» - Как определить спряжение глагола? Собрать карточки. - Вспомните, как может изменяться глагол? - Что объединяет глаголы, которые вы записали в тетрадь? Формулировка темы и целей урока. - Как вы думаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь о глаголах какого времени? - Чему мы сегодня на уроке научимся? | - У глаголов 2 спр. в окончании пишем гласную «и», а у глаголов 1 спр. Гласную «е». - Если ударение не падает на окончание то определяем спряжение по начальной форме. - Глаголы, которые оканчиваются на – ить, кроме брить, стелить, относятся ко второму спряжению. - Все остальные глаголы относятся к 1 спр., кроме слов – исключения. - Глагол может изменяться по лицам, числам, родам, по временам. - Это глаголы настоящего времени, несовершенного вида, которые стоят в личной форме. - Г - Мы сегодня буем изучать глаголы настоящего времени. - Научимся определять время глагола. - Узнаем на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени, как изменяются глаголы в форме настоящего времени | Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Прочитайте и сравните предложения. Слайд 3. Я читаю правило. Я читал правило. Я буду читать правило. - Найдите и назовите в каждом предложении глагол. - У каждого на столе лежит таблица. Заполните ее. - В колонку со словом настоящее запишите глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; в колонку со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже было; в колонку со словом будущее – глагол, обозначающий действие, которое произойдёт в будущем. - Какой вывод мы с вами можем сделать? Давайте определим, сколько времен у глагола? - Охарактеризуйте каждое время глагола - Сравните свои выводы с выводами в учебнике. Рубрика «Тайны языка»: с. 152 - Запишите в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Плывёт, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит. Физкультминутка | - Читаю, читал, буду читать - Вывод: глаголы изменяются по временам. - У глагола 3 времени: настоящее, будущее и прошедшее. - Глагол настоящего времени называет действие, которое происходит сейчас. - Глагол прошедшего времени обозначает действие, которое уже было. - Глагол будущего времени обозначает действие, которое произойдет в будущем. Учащиеся записывают в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. |
Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: управлять. поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Реализация построенного проекта. | - Вы сказали, что глаголы изменяются по лицам. - Давайте понаблюдаем за изменением глаголов по лицам в формах времени в рубрике «Давай подумаем»: с. 153 - Какой вывод вы можете сделать? - В форме какого времени глаголы не изменяются по лицам? - Можем ли мы по личным окончаниям глагола определить время глагола? - Правильно, личное окончание является показателем настоящего или будущего времени. - Что является показателем настоящего и будущего времени? - Прочитайте рубрику «Обрати внимание». Учащиеся заполняют таблицу.
Образец: глагол хожу – 1 л., окончание –у, настоящее время, выписываю.
У каждой группы лист с заданием.
Вывод: от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени.
| - В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются. - Можем - Личное окончание глагола. бежишь – 2л рисую – 1л смотрят – 3л спрашиваю – 1л стоим – 1л изучаешь - 2л Говорить – н. в., говорю; Сказать – с. в.; Писать – н. в., пишу; Написать – с. в. | Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
|
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Гудеть – гужу, жужжать – жужжу, дышать – дышу, благодарить – благодарю.
Живёт – н. в., 3 л.; Пьёт – н. в., 3 л.; Укрывается – н. в.,3 л.; Умывается – н. в., 3 л. Топочет – н. в., 3 л.; Танцует – н. в., 3 л. |
| |
Информация о домашнем задании | Тетрадь 1, с 50, 51, упр. 1, 2 – по выбору. | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | 1. Итог урока. - Изучение этой темы не заканчивается, знакомство со следующими грамматическими признаками глагола продолжится в старших классах. - Что для вас стало открытием на уроке? - Что вы узнали о глаголах настоящего времени? 2. Самоанализ. Рефлексия. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня. Смелость города берёт Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Спустя рукава | Познавательные: рефлексия способов и условий. Регулятивные: применять установленные правила. |
Приложение 1
Время | Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Пример | |||
Что обозначает | |||
Изменение по лицам | |||
Вид |
Приложение 2
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Используемая литература:
- В.И. Даль Толковый словарь русского языка.
- А. Ундзенкова, О. Сагирова Русский с увлечением! (сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками)
- В.И.Ковалько Школа физкультминуток.
- Начальная школа XXI века С.В. Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык Комментарии к урокам, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....
Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"
Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...
Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"
Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока в 4 классе «Настоящее время глагола»
Данная технологическая карта урока будет интересна учителям, работающим в 4 классах по учебнику "Русский язык. 4 класс"автор авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана...
Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"
Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"...
Урок русского языка по теме: "Настоящее время глагола"
Урок русского языка в 4 классе по программе: "Начальная школа XXI века"....