Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastoyashchee_vremya_glagola.zip | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Настоящее время глагола»
Цель: продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.
- Предметные результаты:
- Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам в форме настоящего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
- Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
- Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
- Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
- Универсальные учебные действия:
- Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
- Находить слова по заданному основанию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Личностные результаты:
- Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
- Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.
Ход урока:
- Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Минутка чистописания.
Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.
- Словарная работа.
- Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.
- Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
- Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
- Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
- Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
- Источник пожара (огонь)
- Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться (лестница)
- Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
- Проверьте по образцу на доске.
(Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)
- Актуализация знаний учащихся.
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов.
- Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ. (На доске появляется слово глагол)
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры глаголов.
- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»
Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В карточках учителем указана система оценивания работ.
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.
(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)
- Что ещё мы знаем о глаголе?
(Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)
(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)
- На что указывает глагол в форме настоящего времени?
- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?
- На что указывает глагол в форме будущего времени?
- Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.
- Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
( Находить слова в форме наст. вр., образовывать наст. время, изменять глаголы и т.д.)
- «Открытие» нового знания.
- Кто поможет справиться с этими задачами? (Учебник)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по числам.
- Выполнение упр. 1, с. 152. Фронтально.
(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)
- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?
- В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме ед. ч.)
- Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?
- Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?
- Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.
(К доске прикрепляются таблички ед.ч. и мн.ч.)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по лицам.
- Выполнение с комментированием упр. 2.
- Выпишите глаголы в форме настоящего времени.
(хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)
! Каждый глагол необходимо проанализировать.
- На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?
- На какие три группы можно распределить эти же глаголы?
(ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)
- Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
(На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)
ФИЗМИНУТКА
- Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.
- Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.
- Что их объединяет?
- Можно ли их разделить на две группы?
(глаголы сов. и несов. вида)
- Образуйте формы настоящего времени от глаголов.
- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?
- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)
- Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?
Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.
- Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.
* Чтение рубрики «Секреты русского языка»
- Работа в группах. Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.
1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.
2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.
3 гр. Заснуть, благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.
4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.
5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.
6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.
Для проверки вывесить все листы на доску.
- Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.
(Фронтально)
- Обобщение полученных знаний.
- Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.
- Поработайте в группах и закончите её.
- Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки оформляется на доске.
- Закончите предложения.
«Блиц-опрос»:
- Глаголы в форме настоящего времени указывают на то, что …
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
- В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….
- Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.
- Самостоятельная работа учащихся. Проверка уровня усвоения новых знаний.
- Составьте по 3 предложения по каждой картинке.
- Зачитайте.
- Рефлексия.
- Я узнал …
- Я научился…
- Лучше всего я справился…
- Мне было сложно…
- Какие задачи ставили перед собой вначале урока?
- Ответили ли мы на эти вопросы?
- Значит, мы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
- Домашнее задание.
Упр. 4., *творческое задание: используя глаголы из упр.4, записать 3 своих предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"
Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...
Презентация к уроку русского языка "Времена глаголов"
Презентация к уроку русского языка по теме "Времена глаголов". 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Времена глаголов».
Технологическая карта урока русского языка «Времена глаголов»....
Личностно-ориентированный урок русского языка "Времена глаголов"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России" с применением педагогической технологии личностно-ориентированного обучения....
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...
Урок русского языка "Времена глаголов". 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее»....
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...