Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящее время глагола | 34.47 КБ |
Презентация "Настоящее время глагола" | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Настоящее время глагола»
Цель: продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.
- Предметные результаты:
- Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам в форме настоящего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
- Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
- Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
- Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
- Универсальные учебные действия:
- Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
- Находить слова по заданному основанию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Личностные результаты:
- Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
- Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.
Ход урока:
- Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Минутка чистописания.
Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.
- Словарная работа.
- Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.
- Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
- Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
- Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
- Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
- Источник пожара (огонь)
- Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться (лестница)
- Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
- Проверьте по образцу на доске.
(Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)
- Актуализация знаний учащихся.
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов.
- Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ. (На доске появляется слово глагол)
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры глаголов.
- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»
Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В карточках учителем указана система оценивания работ.
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.
(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)
- Что ещё мы знаем о глаголе?
(Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)
(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)
- На что указывает глагол в форме настоящего времени?
- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?
- На что указывает глагол в форме будущего времени?
- Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.
- Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
( Находить слова в форме наст. вр., образовывать наст. время, изменять глаголы и т.д.)
- «Открытие» нового знания.
- Кто поможет справиться с этими задачами? (Учебник)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по числам.
- Выполнение упр. 1, с. 152. Фронтально.
(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)
- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?
- В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме ед. ч.)
- Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?
- Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?
- Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.
(К доске прикрепляются таблички ед.ч. и мн.ч.)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по лицам.
- Выполнение с комментированием упр. 2.
- Выпишите глаголы в форме настоящего времени.
(хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)
! Каждый глагол необходимо проанализировать.
- На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?
- На какие три группы можно распределить эти же глаголы?
(ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)
- Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
(На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)
ФИЗМИНУТКА
- Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.
- Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.
- Что их объединяет?
- Можно ли их разделить на две группы?
(глаголы сов. и несов. вида)
- Образуйте формы настоящего времени от глаголов.
- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?
- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)
- Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?
Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.
- Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.
* Чтение рубрики «Секреты русского языка»
- Работа в группах. Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.
1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.
2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.
3 гр. Заснуть, благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.
4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.
5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.
6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.
Для проверки вывесить все листы на доску.
- Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.
(Фронтально)
- Обобщение полученных знаний.
- Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.
- Поработайте в группах и закончите её.
- Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки оформляется на доске.
- Закончите предложения.
«Блиц-опрос»:
- Глаголы в форме настоящего времени указывают на то, что …
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
- В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….
- Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.
- Самостоятельная работа учащихся. Проверка уровня усвоения новых знаний.
- Составьте по 3 предложения по каждой картинке.
- Зачитайте.
- Рефлексия.
- Я узнал …
- Лучше всего я справился…
- Мне было сложно…
- Какие задачи ставили перед собой вначале урока?
- Ответили ли мы на эти вопросы?
- Значит, мы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
- Домашнее задание.
Упр. 4., *творческое задание: используя глаголы из упр.4, записать 3 своих предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание по чистописанию
Словарная работа Определите слова по их лексическому значению. Воображаемая линия, граница между небом и землёй. Светлый оттенок фиолетового цвета. Книга или тетрадь для рисования. Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие. Источник пожара. Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться.
Проверь г о р и зонт л и ловый а льбом гор о д о гонь л е с т ница
Что я знаю о глаголе? Глагол – это часть речи. Глагол обозначает состояние или действие предмета. Вопросы глагола: что делать? что сделать? и т. д. В предложении глагол обычно является сказуемым. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Начальная форма образуется с помощью суффиксов – ть ,- чь , - ти Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак
Тема урока: Настоящее время глагола
Прочитайте глаголы Говорить, сказать, писать, написать Разделите на две группы говорить писать сказать написать
ВЫВОД Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.
Блиц-опрос Глаголы в ф орме настоящего времени указывают на то, что … Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы… В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и …. Формы настоящего времени не имеют глаголы … вида .
Я узнал … Я научился… Мне было сложно … Лучше всего я справился …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Будущее время глаголов"
Урок русского языка во 2 классе по программе Занкова. В конспекте отражены все формируемые УУД....
Урок русского языка по теме: Не с глаголами. УМК Школа России Т.Г. Рамзаева 3 класс
Методическая разработка урока.Презентация к уроку.Таблицы и карточки для индивидуальной работы учащихся....
Урок русского языка по теме Прошедшее время глагола
Урок с использованием авторской презентации и ссылкой на ЭОР...
презентация к уроку русского языка по теме "Будущее время глагола"
данная презентация поможет объяснить образование глаголов будущего времени. Учебник Русский язык 4 класс. В 2ч.Ч.1/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина...
Урок русского языка по теме: "Настоящее время глагола"
Урок русского языка в 4 классе по программе: "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами» Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...
Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...