Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящее время глагола | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Настоящее время глагола»
Цель: познакомить с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.
- Предметные результаты:
- Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
- Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
- Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
- Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
- Универсальные учебные действия:
- Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
- Находить слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Личностные результаты:
- Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
- Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.
Ход урока:
- Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
На уроке будьте старательны
Будьте спокойны и внимательны.
Пишите, не отставая,
Слушайте, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спешите перебивать.
- Минутка чистописания .
Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.
- Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем все последние уроки?
(глагол)
- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры глаголов.
- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»
Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей.
(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ.)
- «Открытие» нового знания.
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Я читаю книгу. Я читал книгу. Я буду читать книгу.
- Назовите глаголы.
- Запишите на листочке рядом со словом настоящее глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; рядом со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже произошло; рядом со словом будущее – глагол, действие, которое произойдет.
Прошедшее Настоящее Будущее
- О чём мы можем сказать: настоящее, прошедшее и будущее?
(Время)
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы и поговорки со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время — деньги.)
- Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени, а о времени глаголов.
- Сформулируйте тему урока. (Время глаголов)
- Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? (Узнать, что такое время глаголов? Как глаголы изменяются по временам? Как определить время глагола? и т.д.)
- Кто поможет ответить на эти вопросы? (Учебник)
(Дети открывают учебник и читают рубрику «Секреты русского языка» на с. 152, после чего проводится беседа о прочитанном.)
- Какого ключевого слова на хватает в схеме на доске? (Момент речи)
- Почему оно так важно при определении времени глагола?
- На что указывает глагол в форме настоящего времени?
- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?
- На что указывает глагол в форме будущего времени?
- Зададим вопросы к нашим глаголам: читаю – что делаю? читал – что делал? буду читать – что буду делать?
- Что же поможет вам определять время глагола? (вопросы)
Физкультурная минутка.
- Я назову вам глаголы, если это:
- глагол настоящего времени – ходьба на месте;
- глагол прошедшего времени – руки на пояс;
- глагол будущего времени – подняться на носочки.
- Первичное закрепление «нового знания».
- Выполнение упр. 1, с. 152. Фронтально.
- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?
- В каком лице употреблены все эти глаголы? (В форме 3 лица, ед. ч. )
- Работа с рубрикой «Давай подумаем» (Рубрика организует наблюдение за изменением глаголов по лицам в формах времени. Важно, чтобы ученики уяснили, что личное окончание является показателем настоящего и будущего времени)
Настоящее время: я гуляю, ты гуляешь, он гуляет.
Будущее время: я буду гулять, ты будешь гулять, он будет гулять.
Прошедшее время: я гулял, ты гулял, он гулял
- В форме какого времени глаголы не изменялись?
- Какой вывод можно из этого сделать? (В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются)
- Сравним наш вывод с правилом учебника на с.153.
- Чтение правила.
- Выполнение с комментированием упр. 2. Каждый глагол необходимо проанализировать.
- Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.
- Образуйте формы настоящего времени от глаголов говорить, сказать, писать, написать.
- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?
- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)
- Какой вывод можно сделать?
Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.
- Работа в группах. Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.
1 гр. Принести, петь, лить, нарисовать, учить, заснуть.
2 гр. Написать, запретить, петь, учить, лить, купить.
3 гр. Заснуть, победить, лить, петь, сбежать, учить.
4 гр. Учить, написать, петь, принести, полить, лить.
5 гр. Потратить, учить, лить, записать, петь, приготовить.
6 гр. Лить, заскрипеть, петь, взять, учить, срезать.
- Итог. Рефлексия.
- Закончите предложения. «Блиц-опрос».
- Глаголы в форме настоящего времени указывают на то, что …
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
- В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….
- Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.
??? Заполнение памятки в группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"
Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...
Конспект урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять время глагола по вопросам; формирование представления о понятии «время глаголов», развитие орфографической грамотности.Планируемые...
Конспект урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России 3 класс)
Тема "Времена глаголов"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые результатыПредметные:Знать поняти...
Конспект урока русского языка "Времена глаголов" , УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о ...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс, Канакина)
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урока Дидактические:познакомить с тремя временными формами г...