Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мала пчела, да и та работает"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развитие речи. Подготовка к сочинению "Мала пчела, да и та работает"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartinki_k_uroku.docx | 134.09 КБ |
mala_pchela_da_i_ta_rabotaet.pptx | 2.35 МБ |
pchyolki.docx | 984.42 КБ |
urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая картинка лишняя?
Какое слово объединяет эти предметы?
Отгадайте, кто такая эта муха золотая? Отправляется в полет, ч тобы в домике был мед.
Подготовка к сочинению на тему: «Мала пчела, да и та работает»
Пчёлы живут большой и дружной семьей – роем .
Пчела – жалящее летающее насекомое, перерабатывающее нектар . (словарь С.И.Ожегова )
Пчела – древнерусское слово. Раньше оно звучало иначе: бьчела – от глагола бучать (жужжать , гудеть) , родственно словам бык, букашка . В Украине и сейчас пчелу называют бджола . Первые звуки этого слова напоминают жужжание пчелы.
Сок с цветов она берет, В сотах копит сладкий мед .
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – И поделится медком .
Владимир Иванович Даль – русский писатель, собиратель русского народного фольклора, создатель Толкового словаря: пчёлка , пчёлочка ( бчела , бжела – от жужжать, бучать ), медовая пчела, медуница; у пчеловодов – муха.
Над деревьями и цветами вьются трудолюбивые пчёлы.
Перепончатокрылые насекомые
Пчела - царица цветов
Растения - медоносы
Растения - пыльценосы
Мёд - дар богов
Старинные и современные пчелиные ульи
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению « Мала пчела, да и та работает»
Цель: Сбор материала для составления связного текста о пчеле.
Задачи:
Учить общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь, чувство слова, расширять тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой; прививать любовь к русскому языку как к средству самовыражения; учить видеть красоту в окружающем нас мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Учебные материалы:
Презентация, проектор, Толковый словарь С.И. Ожегова; задания для работы в группах; ватман, заготовки цветов, фломастеры; карточки с индивидуальными заданиями, карточки-помощницы, словарики для записи слов.
Ход урока
1.Организационный момент.
Урок начинается с прослушивания музыкальной композиции (звуков летней природы и голосов птиц).
2. Постановка темы и целей урока. Актуализация знаний.
-Слышите эти чудесные звуки? В какое время года и где они звучат?
( Весной, летом. В лесу, на лугу, на реке.)
-Какую картину вы представили?
(Поют птицы, порхают над лугом бабочки, стрекочут кузнечики.)
- Эти волшебные звуки помогают перенестись в лето: когда солнце светит в глаза, когда легкий ветерок ворошит волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы.
- Когда я слушала эту мелодию, у меня получился такой ряд предметов.
(На доске прикреплены изображения: цветок, бык, мёд, медведь.)
- Что объединяет эти предметы?
Уберите лишний.
(Ученики высказывают свои мнения. Предлагают убрать быка. Остаются рисунки: цветок, мёд, медведь)
- А какое можно добавить слово, чтобы оно объединило эти предметы?
Отгадайте, кто такая
Эта муха золотая?
Отправляется в полёт,
Чтобы в домике был мёд.
( Учитель крепит пчелу к доске.)
- Пчела поможет сформулировать тему урока. Сегодня мы будем готовиться к сочинению на тему: «Мала пчела, да и та работает».
- Как вы понимаете эту русскую народную пословицу?
- Пчелы живут и трудятся большой дружной семьёй – роем. Строят гнездо, поддерживают в нем чистоту, охраняют его от врагов, вскармливают потомство, запасают провиант. Мы тоже будем работать дружно и прилежно, справимся с любой работой. И ваши старания будут вознаграждены. За каждый правильный ответ вы получите жетон, на котором изображена пчела.
3. Знакомство с новым материалом.
-Каково значение слова пчела?
- Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И Ожегова.
Пчела - жалящее летающее насекомое, перерабатывающее нектар.
Учитель или подготовленный ученик читает этимологическую справку.
Пчела – древнерусское слово. Раньше оно звучало иначе: бьчела – от глагола бучать « жужжать, гудеть», родственно словам бык, букашка. В Украине и сейчас пчелу называют бджола. Первые звуки этого слова напоминают жужжание пчелы.
- Как вы думаете, может не случайно бык оказался на доске?
- А какую работу выполняет пчела? Ответьте словами из загадки.
На доске:
Сок с цветов она берёт,
В сотах копит сладкий мёд.
- Чем же занимается пчела? ( Производит мёд)
- Соты – ячейки, где пчёлы хранят мёд, выводят потомство: своего рода спаленки-колыбельки и кладовочки – медовочки.
(Учитель указывает на карточки-словарики, которые есть у каждого ученика).
- У вас на столе тоже есть подобные соты-словарики. В них мы будем собирать слова, которые помогут составить текст о пчеле.
Откройте их. В них – три пчелиных домика. В первый улей соберём слова – названия пчелы. Прочитайте, как мы его назвали.
- « Как называют пчелу».
- Второй улей поможет ответить на вопрос: какая она, пчела? А третий – на вопрос: какие действия совершает?
Начнём заполнять соты. Какие слова можно вписать в первый столбик?
(Пчела, насекомое)
- Правильно. Какие ещё слова вы могли записать в эту группу?
(Ученики называют и вписывают слова в карточку)
- В дальнейшей работе нам снова поможет загадка.
На доске:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
И поделится медком.
- Как названа пчела в загадке? (Хозяйка)
- В какой улей вы поместите это слово?
(В первый).
- Какие вам встретились глаголы, называющие действия пчелки? (Берёт, копит).
( Ученики напоминают, что в пословицах встречались глаголы: похлопочет, пролетает, поделится).
Запишите в третий столбик те глаголы, которые вам особенно понравились.
(Дети записывают слова)
- Какие слова вы выбрали? Зачитайте. Молодцы!
Какой вы увидели пчелу в загадке?
Слова какой части речи характеризуют пчелу? Какие слова подойдут для второго улья?
(Домовитая, золотая)
- Так слово за словом пополняются словарики. Составление словарей – серьёзная сложная работа. Ею занимались многие учёные. Один из них – Владимир Иванович Даль – русский писатель, собиратель народного фольклора, создатель Толкового словаря – называл пчелу так: пчелка, пчёлочка (бчела, бжела – от жужжать, бучать), медовая пчела, медуница; у пчеловодов – муха.
-Сколько имен у нашей героини?
Запишите их в словарик.
-В какой столбик вы запишите: медовая пчела?
Это красивое словосочетание запишем в нижней части страницы словаря.
Составьте из собранных слов словосочетания. Что получилось?
- Запишите одно словосочетание в нижней части страницы.
(Дети могут записать словосочетания: домовитая хозяйка, муха золотая)
-вы трудитесь, как пчелки, собираете слова. Но они отдельно в речи не употребляются, а помогают составлять предложения. Я придумала такое предложение: «Над деревьями и цветами вьются трудолюбивые пчёлы». А теперь вы придумайте интересное предложение о пчеле.
(Ученики предлагают свои варианты, понравившиеся интересные предложения записывают в словарики)
4. Физкультминутка.
-После кропотливой работы можно и немного отдохнуть. Выполняйте те движения, которые показывает наша пчелка.
(Девочка в костюме пчелы проводит зарядку)
Только солнышко проснётся,
Пчёлка кружит,
Пчелка вьётся
Над цветами за рекой,
Над травою луговой.
Собирает свежий мёд
И скорей домой несёт!
- Пчелка трудится, хлопочет.
И мы стараемся вместе с ней.
5. Работа над образом.
Беседа по рисунку «Как выглядит пчела?»
- Рассмотрите пчёлку внимательно.
- Как и у других насекомых, у неё есть голова, грудь, брюшко, ножки.. Обратите внимание на тельце пчелки. Какое оно?
Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цветов.
- Для чего предназначены волоски?
-С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок – опыляет растение.
-На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Какие у пчелы крылышки?
Пчелиные крылышки полупрозначные, перепончатые, именно из-за них пчел и называют перепончатокрылыми насекомыми.
- Что можно сказать о глазах?
У пчелы целых 5 глаз: три простых, различающих только силу света, и два сложных. Ими-то пчела и видит предметы, а особенно четко-движущиеся
Она прекрасно различает цвета. Особенно хорошо пчелки видят синий, зелёный, белый и жёлтые цвета.
Посмотрите ещё раз на пчелу. Я думаю, она царица цветов… Подберите свои сравнения.
6. Работа с текстом.
-А вот какой увидел пчелу детский писатель Виктор Кологривов.
Прослушайте текст.
Карточка-помощница.
Маленькая, золотистая, с большими красивыми глазами, с усиками-антенками, пчелка перелетала с цветка на цветок в поисках нектара. Вдруг подул ветер. И сразу запахло мёдом. Пчёлка тотчас полетела на этот запах. И сразу нашла светло-розовый кустик душицы. Пчелка с лету плюхнулась на макушку цветка. Душица слегка закачалась вместе с ней. Пчелка сложила крылышки и качалась на стебельке. А её подружки облюбовала головку лугового клевера.
(По В. Кологривову).
-Понравился ли вам текст? О чем он? Что нового вы узнали о пчеле? Какой её изображает автор? Подчеркните те словосочетания, которые описывают пчелу. Какие слова вы выбрали? Зачитайте их.
Дети выполняют задания:
- Как автор относится к пчеле? Какими словами он подчеркивает это?
Подчеркните в тексте словосочетания, которые вам особенно понравились.
Прочитайте. Запишите в соты-копилочки.
Дети пишут.
-Какие цветы выбирают пчелы?
Обведите в тексте их названия простым карандашом. (Душица, клевер)
- Больше всего пчелы любят те растения, которые дают им либо много нектара(медоносы)- клевер, малина, иван-чай, яблоне, вишни; либо много пыльцы(пыльценосы) – одуванчик, лещина, кукуруза, люпин.
-Закройте глаза. (Звучит приятная музыка) Представьте, что вы пчела на лугу. Вдруг подул ветерок, и вы почувствовали запах. Какие они, эти летние запахи? запахи цветов?
-Сладкие, душистые, медовые, ароматные, пряные.
7.Информационные сообщения.
-Чем полезна пчела?
Выступления детей:
В древние времена мёд считали одним из главных средств укрепления здоровья и долголетия. Мёд - уникальный натуральный продукт. Продукты пчеловодства - источник здоровья и долголетия. Наши предки верил: столь вкусная еда не может быть ничем иным, как даром богов, а воск- святым веществом.
В улье пчёлы разделены на бригады: одни ухаживают за пчелой-царицей, другие охраняют вход в улей, третьи следят за потомством, четвёртые ведут разведку цветов, на которых появился нектар, собирают и несут его в свой улей. Недаром говорят: одна пчела много мёду не натаскает.
Люди уже давно заметили: стоит одной пчеле обнаружить источник корма, как на это место слетаются сотни её подруг. Когда цветут растения –медоносы – смородина, крыжовник, липа, воздух просто гудит от бесчисленного множества пчел. Оказывается, пчелы разговаривают на языке танца. Своим танцем пчела рассказывает подругам , что корм надо искать поблизости от улья.
И вы, как пчёлы, будете выполнять общую работу. Но каждая группа получит своё задание, а после окончания представит свою работу.
8. Творческая работа учащихся в группах.
-Каждая группа представляет, защищает свой проект.
Группа1.
-Разгадайте кроссворд – и вы узнаете, что несёт на своих крылышках пчела.
- Место, где оберегают и сохраняют диких пчел.
- Сладкий продукт, производимый пчёлами.
- Ячейки из воска в виде правильных рядов для хранения мёда и кладки яиц.
- Семья пчел.
- Орган защиты и нападения у пчел.
- Часть растения, с которого собирают нектар.
- Домики, в которых живут пчёлы.
- Домовитая хозяйка.
Ответы: 1. Заповедник. 2.Мёд. 3.Соты. 4.Рой. 5.Жало. 6.Цветок.
7.Ульи. 8.Пчела.
Слово по вертикали: здоровье.
Группа2.
-Сочините маленькое забавное стихотворение о пчеле. Если затрудняетесь, используйте рифмы:
Летают-собирают, спешат – жужжат.
Группа3.
-Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
На медовом лугу жила-была _________,__________пчёлка.
В ясный солнечный день_____________она с цветка на цветок, __________ нектар.
Однажды ________ветер,__________медом.__________полетела на запах и оказалась на __________________лугу.Она сложила _________и села на __________.
Рядом с ______________зажжужала другая_________-подружка.
Слова для справок: соседнем, золотистая, перелетела, собирала, запахло, хозяюшка, крылышки, цветок душицы, маленькая, труженицей, пчелочка, подул.
(Остальным ученикам предлагается индивидуальное задание: дорисовать пчёлкам необходимые предметы так, чтобы рисунок соответствовал описанию.)
Сбор проекта газеты. Представитель каждой группы показывает результат работы. В результате получается газета.
-Хорошо поработали! Результата нашего совместного творчества – газета. Здесь достаточно места, чтобы поместить дополнительный материал, варианты лучших сочинений, рисунков. Давайте придумаем название нашему проекту. («Медовый луг»)
9.Итог урока.
-Работа подходит к концу.
-Какой этап урока показался вам самым интересным?
-Какое задание самое трудное?
Ребята, поднимите руки, кто сегодня получил одну пчелку? Спасибо за помощь!
А кто две? Хорошо работали! А три? Молодцы! Вы активно мне помогали! И заслуживаете отличную оценку. Поднимите своих пчелок. Целый пчелиный рой! Спасибо за работу!
А кто не получил пчелку, не расстраивайтесь! У вас есть возможность получить её, выполнив домашнее задание. Ребята, домашнее задание каждому из вас передал большой любитель мёда – медвежонок Винни-Пух.
У учителя в руках улей, в который помещены карточки с заданиями. Ученики выбирают задания для себя.
Примерные задания на дом.
1.Напиши небольшой текст на тему «За что в народе так уважают пчелу?»
Используйте пословицу: «Яблоньку за яблоки уважают, пчелку за мёд».
2. Напиши небольшой текст-описание на тему «Какая она, пчела?»
Начни его так: «В голубом небе сияло солнышко. Маленькая пчелка перелетала с цветка на цветок в поисках нектара. Она опустилась на головку цветка…»
Карточки.
Задание 1.
Только на свет появилась, выскабливать ячейку, в которой сидела. Потом пошла убирать другую, третью. Так без устали работает пчела-чистильщик.
Придумай и дорисуй пчеле тот предмет, который бы помог ей в уборке.
Задание 2.
Пчела-кормилица кормит деток-куколок «пчелиным воском» вперемешку с нектаром.
Придумай и дорисуй пчеле тот предмет, который помог ей в заботе о малышах.
Задание 3.
Пчела- строительница из крохотных восковых пластинок, вырастающих на её брюшке, выстраивает стенки-ячейки. Частицы воска она разжевывает, разминает, прикрепляет к стенке.
Придумай и дорисуй пчеле те предметы, которые помогли бы ей в строительстве сот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс - Работа над словарным словом
В конспекте предлагается один из вариантов работы со словарным словом "ветер". Отрабатывается материал по теме "Родственные слова и форма одного итого слова". Предлагается работа по развитию реч...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Развитие умений работы с предложением".
ТЕМА: "Развитие умений работы с предложением"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: «Работа над ошибками»
Цель: 1)формировать грамматические навыки письменной речи;2)способствовать развитию орфографической зоркости;3)способствовать воспитанию чувства ответственности.Оборудование: таблицы: 1)Непроизн...
План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы в определении спряжения глаголов. К уро...
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания....
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа
Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:• Предметные:•...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями»
Учащиеся познакомятся с русским алфавитом, его ролью в жизни людей....