Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Учащиеся познакомятся с русским алфавитом, его ролью в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по русскому языку в 1 классе
Тема: «Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться словарём.
Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слов алфавит и азбука; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.
Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группе.
Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные: Развивать умение структурировать знания; оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные: Формировать умение высказывать своё предположение; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование:
Ход урока:
#1054;рганизационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».
#1063;истописание
- Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву... (А)
- Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а.
#1057;амоопределение к деятельности.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он ...
(Алфавит)
1) На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ.
- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
- Запишите слово АЗБУКА рядом.
2) – Кто уже догадался, о чём будем говорить на уроке?
Прочитайте тему нашего урока. («Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём»)
3). Что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В алфавите каждая буква имеет своё место и название.
- Кто знает, как образовалось слово Алфавит? (Предположения детей).
- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
- В старом русском алфавите первые две буквы назывались: «аз» и «буки».
Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
Слова «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.
- Есть такая пословица:
Сперва аз да буки, а потом и науки.
- Как вы думаете, почему так говорят? (Вначале нужно научиться самому простому: читать, писать, считать. А потом изучать что – то более сложное)
- Запишите эту пословицу на 3 строке.
4. А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
История возникновения Алфавита.
1). Русский алфавит произошёл от старославянского. Он был создан двумя учеными монахами – Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Создали его в 9 веке (в 863году). В память об этом событии 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
2). Вот так выглядела старославянская азбука.
-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сегодня изучаем в школе.
-Сколько всего букв в русском языке? (33).
-Сколько гласных букв? (10).
-Сколько букв не обозначают звука? (2).
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).
-А сколько согласных? (21).
- Кто нам сейчас готов рассказать алфавит?
(Ученик рассказывает алфавит.)
#1060;изкультминутка:
Дети встают, внимательно слушают, выполняют движения.
Я называю буквы алфавита, называю неправильно – хлопок..
6. -Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
7. Отгадайте загадку:
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?
(Ученик).
1). - Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)
-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
- А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
ВЫВОД: значит, алфавит используется для составления словарей, различных справочников.
2). Обратимся к классному журналу. Вы наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
-Конечно, он использует алфавит.
8. Самостоятельная работа.
- Записать в алфавитном порядке имена наших учеников: Артём, Али, Адам, Анастасия.
- Какое правило нужно помнить при записи имён, начинающихся с одной и той же буквы?
- С какой буквы будем записывать имена детей?
Проверка с доски: Адам, Али, Анастасия, Артём.
- 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.
9. Групповая работа.
Практическое пользование алфавитом.
- Давайте немного побудем библиотекарями и запишем фамилии детских писателей в алфавитном порядке.
- (Напомнить правила работы в группе).
#1041;удь доброжелательным к товарищам. Помни, вы делаете общее дело.
#1055;редлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу.
#1059;мей внимательно слушать других, уважай чужое мнение.
4. Если ты не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
5. В группе вы договариваетесь и принимаете общее решение - 1 ученик, командир группы, выступает перед классом.
6. Когда группа готова – покажите знаком.
1 группа: (Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)
2 группа: (Бианки, Носов, Заходер, Маршак)
3 группа: (Некрасов, Есенин, Чехов, Благинина)
(Напомнить написание имён собственных).
10. Физкультминутка.
Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф, Р, Ж, Т, Я
11. Работа по учебнику. (с. 56 упр.8)
Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)
-А теперь отгадайте моё слово:
1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л
2-ая-первая буква алфавита
3-я-стоит после буквы П
4-я- первая буква алфавита
5-я-стоит перед буквой М
6-я- пятая буква алфавита
7-я-первая буква алфавита
8-я-стоит между буквами Ч и Щ
(КАРАНДАШ)
12. Рефлексия
Поиграем в игру «Хлопки»
- Ребята, сейчас хлопают только те, кто знает алфавит;
- Те, кто научился искать слова в словаре.
- Те, кто знает как нужно искать нужную книгу в библиотеке.
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мы – библиотекари.
Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.
1 группа: Михалков, Барто, Чарушин, Пушкин
1 |
2 |
3 |
4 |
Мы - библиотекари.
Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.
2 группа: Носов, Заходер, Маршак, Бианки
1 |
2 |
3 |
4 |
Мы – библиотекари.
Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.
3 группа: Некрасов, Есенин, Чехов, Благинина
1 |
2 |
3 |
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.
Интегрирующая дидактическая цель: познакомить с понятием алфавит, как расположение букв в определенном порядке.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «Русский алфавит. Значе...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.
Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.
Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Слово и его лексическое значение"
конспект урока по русскому языку 2 класс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"
Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....