Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Амирова Ольга Аркадьевна

Учащиеся познакомятся с русским алфавитом, его ролью в жизни людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе

Тема: «Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться словарём.

Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слов алфавит и азбука; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.

Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.

Планируемые результаты:

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группе.

Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Общеучебные: Развивать умение структурировать знания; оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные: Формировать умение высказывать своё предположение; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:

Ход урока:

#1054;рганизационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».

#1063;истописание

- Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А)

- Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а.

#1057;амоопределение к деятельности.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)

1) На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ.

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

- Запишите слово АЗБУКА рядом.

2) – Кто уже догадался, о чём будем говорить на уроке?

Прочитайте тему нашего урока. («Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём»)

3). Что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В алфавите каждая буква имеет своё место и название.

- Кто знает, как образовалось слово Алфавит? (Предположения детей).

- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.

- В старом русском алфавите первые две буквы назывались: «аз» и «буки».

Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

Слова «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

- Есть такая пословица:

Сперва аз да буки, а потом и науки.

- Как вы думаете, почему так говорят? (Вначале нужно научиться самому простому: читать, писать, считать. А потом изучать что – то более сложное)

- Запишите эту пословицу на 3 строке.

4. А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

История возникновения Алфавита.

1). Русский алфавит произошёл от старославянского. Он был создан двумя учеными монахами – Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Создали его в 9 веке (в 863году). В память об этом событии 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сегодня изучаем в школе.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

-А сколько согласных? (21).

- Кто нам сейчас готов рассказать алфавит?

(Ученик рассказывает алфавит.)

#1060;изкультминутка:

Дети встают, внимательно слушают, выполняют движения.

Я называю буквы алфавита, называю неправильно – хлопок..

6. -Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

7. Отгадайте загадку:

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?

(Ученик).

1). - Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

- А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

ВЫВОД: значит, алфавит используется для составления словарей, различных справочников.

2). Обратимся к классному журналу. Вы наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует алфавит.

8. Самостоятельная работа.

- Записать в алфавитном порядке имена наших учеников: Артём, Али, Адам, Анастасия.

- Какое правило нужно помнить при записи имён, начинающихся с одной и той же буквы?

- С какой буквы будем записывать имена детей?

Проверка с доски: Адам, Али, Анастасия, Артём.

  • 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

9. Групповая работа.

Практическое пользование алфавитом.

- Давайте немного побудем библиотекарями и запишем фамилии детских писателей в алфавитном порядке.

  • (Напомнить правила работы в группе).

#1041;удь доброжелательным к товарищам. Помни, вы делаете общее дело.

#1055;редлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу.

#1059;мей внимательно слушать других, уважай чужое мнение.

4. Если ты не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

5. В группе вы договариваетесь и принимаете общее решение - 1 ученик, командир группы, выступает перед классом.

6. Когда группа готова – покажите знаком.

1 группа: (Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

2 группа: (Бианки, Носов, Заходер, Маршак)

3 группа: (Некрасов, Есенин, Чехов, Благинина)

(Напомнить написание имён собственных).

10. Физкультминутка.

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф, Р, Ж, Т, Я

11. Работа по учебнику. (с. 56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)

-А теперь отгадайте моё слово:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

8-я-стоит между буквами Ч и Щ

(КАРАНДАШ)

12. Рефлексия

Поиграем в игру «Хлопки»

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто знает алфавит;

- Те, кто научился искать слова в словаре.

- Те, кто знает как нужно искать нужную книгу в библиотеке.

Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мы – библиотекари.

Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.

1 группа: Михалков, Барто, Чарушин, Пушкин

1

2

3

4

Мы - библиотекари.

Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.

2 группа: Носов, Заходер, Маршак, Бианки

1

2

3

4

Мы – библиотекари.

Запишите фамилии детских писателей в алфавитном порядке.

3 группа: Некрасов, Есенин, Чехов, Благинина

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

Интегрирующая дидактическая цель: познакомить с понятием алфавит, как расположение букв в определенном порядке.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «Русский алфавит. Значе...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....