Конспект по русскому языку по теме "Удвоенная согласная"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Носова Татьяна Александровна

развернутый конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onz_perenos_slov_s_udvoennymi_solasnymi.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Перенос слов с удвоенной согласной».

Основные цели: 

  • закрепить написание слов с двойными согласными;
  • научиться переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы.

На доске стихотворение Слайд 1:

  • Прочитайте стихотворение.
  • Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
  • Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
  • Какими качествами должен обладать ученик, чтобы чему – то научиться? (Терпением, активностью, честностью, доброжелательностью)
  • Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке.
  • Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
  • С чего вы должны начать свою работу? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания: тренироваться в написании удвоенных согласных, различать написание слов с глухой согласной в середине и слов с удвоенной согласной, выделять и объяснять орфограмму; развивать мыслительную деятельность.

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

1) Чистописание

-Сядьте за партой правильно, как показано на нашем плакате, откройте рабочую тетрадь, положите ее с наклоном, правильно возьмите ручку, вспомните – правая рука лежит на парте, левая рука придерживает тетрадь. Пропустите 2 строчки от домашней работы, посередине запишите число, с новой красной строки заглавной буквы классная работа и ручки отложите.

- Вспомните, над какой темой урока мы работали вчера? (Удвоенные согласные)

- Как узнать, когда в словах необходимо писать удвоенную согласную? (Когда согласный звук произносится долго)

-Что вы запомнили с прошлого урока про написание таких букв? (Их нужно запомнить)

- На минутке чистописания сегодня вы потренируйтесь красиво и правильно записать удвоенные согласные, соблюдая правила каллиграфии (соответствие образцу, одинаковый наклон, высота, ширина букв).

На слайде скриншот: лл. Слайд 2

Учитель комментирует написание буквосочетаний -  ЛЛ, показывая на слайде

(состоит из двух элементов) - (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии РС; - (второй элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному первому элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок (с середины РС).

-Запишите буквосочетание в тетрадь, сравните с образцом, подчеркните самую красивую. Кто закончит ручку отложите.

2) Игра «Шайбу»

- К нам на урок пришли сказочные герои, кто же это? (Незнайка и Чиполлино). Чиполлино хочет  с вами поиграть в одну интересную игру, а в какую, попробуйте догадаться: «Спортивная игра с шайбой на льду»? (хоккей)

-Что заметили необычного в названии игры и имени одного из героев? (удвоенные согласные).

- И шайбы у него тоже необычные, а со словами, в которых встречаются уже известные вам орфограммы. Чиполлино – вратарь, а вы нападающие и должны забросить в ворота Чиполлино только те шайбы, в которых есть удвоенная согласная, давайте ему поможем. Вы выходите, берете слово, объясняете орфограмму. Будьте внимательны.

(Класс, суббота, сад, русский, дубки, лодка)

- А какие словарные слова вам повстречались? (Класс, русский, суббота)

- Какая орфограмма объединяет эти словарные слова? (удвоенная согласная)

- Как вы думаете, справились вы с игрой наших героев? Молодцы.

3) А теперь внимание на слайд 3

(Незнайка выполнял домашнюю работу, в которой ему необходимо было разделить слова черточкой для переноса, посмотрите, все ли у Незнайки получилось?) записаны слова, в которых сделаны ошибки – язык, чайка, пальто, малина.

3) Пробное действие.

  • А теперь вам предстоит узнать, что – то новенькое. (Да)
  • Что необходимо выполнить? (Пробное задание, действие)
  • Возьмите синие листочки, которые лежат у вас на парте.

Учащиеся берут листочки.

Прочитайте задание.

  • Что нового для вас будет в этом задании? (Мы не переносили слова с удвоенной согласной.)
  • Попробуйте выполнить это задание. (Разделите слово для переноса – Чиполлино).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

  • Итак, посмотрим, что у вас получилось.
  • Кто не смог выполнить это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Зафиксируйте своё затруднение? (Мы не смогли разделить слово для переноса)
  • Кто смог выполнить это задание? Произнесите слово так, как бы вы его перенесли? (ответы детей)
  • А вы можете доказать, что ваш ответ верный? (Я не могу доказать, что мой ответ верный).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

  • В чем же причина затруднения? (Я не знаю правила переноса слов с удвоенной согласной).
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, как переносить слова с удвоенной согласной).
  • Попробуйте назвать тему урока? (Перенос слов с удвоенной согласной).

На доске вывешивается тема урока

 Физкультминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

- Для выхода из затруднения понадобиться план. Прочитайте его.

На доске.

План

1. Сформулировать правило.

2.Сделать вывод

3. Составить эталон.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

  • Я предлагаю поработать в группах. Вспомните правила работы в группах. 

Учащиеся в группах сопоставляют правило переноса слов с удвоенной согласной. На работу отводится 1-2 мин. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог.

Далее каждая группа вывешивает результаты на доску.

-Что же получилось? Учитель вывешивает эталон.

-А теперь давайте вернемся к пробному действию. Вы теперь, можете опираясь на эталон разделить слово Чиполлино? Проговорите по слогам.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: 

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

-Откройте учебник на с.120 Упр.179, запишите в тетради слово «Упражнение и его номер»

- Прочитайте задание про себя, прочитайте вслух.

- какое задание вам предлагают выполнить авторы учебника?

-Иванова А. пойдет к доске.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умений переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.

Аллея, ванна, хоккей.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

  • Проверим.  Слайд 4

Далее организуется вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
  • У кого нет ошибок? 
  • Оцените свою работу + или ?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать тренинг умения разделять слова черточками для переноса, в том числе применяя и новое правило.

- Теперь я предлагаю вам потренироваться. Возьмите красный листочек. Прочитайте задание. Запишите в тетрадь словосочетания, разделяя их черточками для переноса. (По одному у доски)

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (перенос слова с удвоенными согласными);

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

- Какая тема урока была? (Перенос слов с удвоенными согласными)

- Какую цель ставили? (Узнать, как переносить слова с удвоенными согласными)

- Достигли цели? (Да)

- Оцените  свою работу на уроке.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Оцените свою работу на лесенке успехов. Слайд 6

-Запишите домашнее задание: выучить правило переноса слов с удвоенными согласными Упр.    с.

План урока

  1. Чтение и обсуждение стихотворения, этапы, пожелания
  2. Индивидуальная работа у доски, устный счет
  3. Игра «Шайбу»
  4. Пробное действие
  5. Затруднение – тема – цель
  6. Выход из затруднения вместе
  7. С.120 Упражнение 179 рассуждая и проговаривая с запись в тетрадь и у доски (3-5 слов)
  8. Самостоятельная работа.
  9. Включение в систему знаний. Работа по красным карточкам.
  10. Итог урока
  11. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Конспект по русскому языку "Правописание парных согласных в слове"

Конспект по русскому языку "Правописание парных согласных в слове". 2 класс. Школа России....