Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке используются методы комментированного письма, самостоятельной работы, взаимопроверки, контрольного тестирования и творческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 716.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"
Цель урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
- Повторить и обобщить знания учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Обратить внимание на роль прилагательных в речи.
- Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, определять их род, число и падеж, совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление, самостоятельно делать выводы.
- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер.
Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
Дидактический материал: рабочие тетради, оценочные листы, карточка с творческим заданием.
Ход урока
- Психологический настрой на урок.
Учитель:
Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Реализация
Откройте пожалуйста тетради. Давайте запишем дату и вид урока. (комментированная запись.)
- Сегодня наш урок я бы хотела начать с загадки. (слайд №1)
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Знакомство с темой урока, запись в тетрадях (слайд №2)
Сегодня на уроке мы будем изучать имя прилагательное. Вспомним все, что мы знаем об этой части речи. Нам предстоит дать ответ на следующий вопрос: Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?
(слайд №3)
- Я знаю, вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Рассмотрите картину, познакомьтесь с текстом. (слайд №4)
Первичное чтение текста учителем, без имен прилагательных.
Полдень. Ребята смотрят на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит косяк журавлей. Ветерок срывает с деревьев листочки. Они ковром устилают землю. Скоро наступит зима. (слайд №5)
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова. (работа в парах)
……. полдень. Ребята смотрят на ……… небо. По небу плывут ……. облака. Высоко над облаками кружит косяк ………….. журавлей. ………… ветерок срывает с деревьев ………….. листочки. Они …………. ковром устилают землю. Скоро наступит …….. зима.
Слова для справок: осенний, голубое, белые, улетающих, прохладный, последние, пёстрым, холодная.
Чтение текста учащимися.
Осенний полдень. Ребята смотрят на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит косяк улетающих журавлей.
Прохладный ветерок срывает с деревьев последние листочки. Они пёстрым ковром устилают землю. Скоро наступит холодная зима.
Посмотрите на картину. (слайд №6)
Какой она стала?
Ответы учащихся: яркой, выразительной, насыщенной цветами, пёстрой, разноцветной и т.д.
- Какие слова помогли «раскрасить картину»? (имена прилагательные)
- На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Что обозначают эти слова? (Признак предмета) (слайд №7)
Работа по раскрашиванию картины вам удалась.
Вывод: - С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
Давайте попробуем раскрасить слова.
Перед вами лежит оценочный лист, каждое выполненное вами задание предстоит самостоятельно оценить и записать результат.
За каждое верно подобранное слово, вы получаете 1 балл.
За три минуты вам надо записать как можно больше слов к данному.
№ | Название задания | балл |
1 | Раскрась слово. | |
2 | Сущ. + прил. (взаимопроверка) | |
3 | Работа в группах | |
4. | Синтаксический разбор предложения | |
5. | Контрольный тест | |
6. | Творческая работа |
(слайд №8 - № 11)
Погода (какая?)….
Определите род имен прилагательных. Назовите
его.
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? (-ая; - яя)
День (Какой?)…..
- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? (-ый; - ий)
Небо (Какое?) ….
- Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? (-ое; - ее)
Листья (Какие?)….
- Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа?
(-ые; - ие)
Давайте сделаем вывод. Что мы вспомнили благодаря этому упражнению?
- Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (слайд № 12)
Подсчитайте правильно подобранные слова и запишите результат в оценочный лист.
Давайте вернёмся к нашему тексту и выпишем из него словосочетания (сущ. + прил.) Комментированная запись. (слайд № 14)
Учащиеся записывают в столбик словосочетания:
Осенний полдень
на голубое небо
белые облака
улетающих журавлей
прохладный ветерок
последние листочки
пёстрым ковром
Работа в группах (слайд № 15)
1 группа | выделить окончания имен прилагательных, определить число |
2 группа | выделить окончания имен прилагательных, определить род |
3 группа | выделить окончания имен прилагательных, определить падеж |
Комментированная проверка (слайд № 16)
Вывод первой группы: число имён прилагательных определяется по числу имен существительных, связанных между собой по смыслу.
Вывод второй группы: род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, связанных между собой по смыслу.
Вывод третьей группы: падеж имен прилагательных определяется по падежу имен существительных, связанных между собой по смыслу.
И так, сделаем общий вывод: (слайд № 17)
Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным.
Физминутка (слайд № 18)
Мы пришли сегодня в лес.
Сколько тут чудес!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Давайте определим синтаксическую роль прилагательных.
Работа над предложением. (слайд №19)
Спишите, выполните синтаксический разбор предложения:
Прохладный ветерок срывает с деревьев последние листочки.
(работа у доски)
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод: (слайд №20)
Второстепенный член предложения – определение.
Контрольный тест (слайд № 21 - 22)
1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово. б) Часть речи. в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие? б) кто? что? в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное. б) Глагол в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом. б) С именем существительным в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое 4) рукоятка
5) великий 6) сказуемое 7) любимый 8) смолистый 9) больше
Проверка на экране: (слайд № 23)
1) 6
2) а
3) в
4) 6
5) 6
6) 2, 5, 7, 8
Не забывайте себя оценивать. За каждый правильный ответ теста вы ставите себе по баллу. Максимальное количество 6 баллов.
III. Итог урока (слайд № 24-26)
Вспомните начало урока.
- На какой вопрос мы должны были найти ответ?
Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?
- Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?
-Что называется именем прилагательным?
- Как изменяется имя прилагательное?
- С какой частью речи согласуется?
- Каким членом предложения бывает в предложении?
Для чего служат в речи имена прилагательные?
Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
- Подсчет баллов
- Выставление оценки
ОЦЕНКА
«3» - 20-24 балла
«4» - 25-29 баллов
«5» - 30-35 баллов
IV. Рефлексия
Не понял - 1 хлопок
Понял всё – 2 хлопка
Понял всё и могу рассказать – 3 хлопка
Понял всё и могу научить – 4 хлопка
Работа по рядам
Творческое задание “Продолжи стихотворение” (слайд №26)
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
___________________
___________________
VIII. Информация о домашнем задании.
Стр. 77, упражнение 205.
Списать текст, вставить пропущенные буквы. Определить род, число и падеж выделенных имен прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...
Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)
Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....
Проверочная работа по русскому языку по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс
Задания на проверку знаний по теме...
Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс
В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....
Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс
Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки существительных....
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...