Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение. Состав слова" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аратова Марина Сергеевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обощение. Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshiy.docx443.73 КБ
Файл moya.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

Технологическая карта

Организационная информация

Тема урока

Обобщение знаний о составе слова.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

Школа России

Автор урока (ФИО, должность)

Аратова Марина Сергеевна, учитель начальных классов

Методическая информация

Тип урока

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи  

Русский язык                          

Литературное чтение    

Формы работы

Фронтальная

Работа в группах.

Индивидуальная

Работа в парах

Цели урока

Обобщить знания учащихся о частях слова (морфемах)

Задачи урока

  • Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
  •  Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
  •  Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
  •  Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
  •  Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

ПрезентацияMicrosoftOfficePowerPoint, раздаточный материал.

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта  второго поколения.

 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные  УУД

Личностные УУД

Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. Приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.     Умение слушать и понимать речь других;строить связные высказывания в устной    форме; выражать свои мысли.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


Конспект урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

момент

Личностные: формирование навыков самоорганизации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу.  Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Приветствие гостей

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Повернемся к ним лицом.

- Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать!

Настроение

- Давайте обозначим свое настроение, с помощью карточек, которые находятся у вас на столах

  • Обучающиеся настраиваются на работу.
  • Проверяют готовность рабочего места
  • Обозначают свое настроение в начале урока

2.

Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Целеполагание.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Словарная работа

- А для разминки давайте разгадаем веселый кроссворд.

Картинки из словарных слов.

-Кто заметил особенность слов в нашем кроссворде?

-Какие слова называют словарными?

-Какое слово у нас получилось?

- Знания по какой теме будем обобщать?

- Чем будем заниматься?  

- Какая раздел русского языка изучает состав слова?

- Из каких частей состоит слово?

- Какую цель мы себе поставим?

Работа в парах

-Подберите к части слова её обозначение и определение

Приставка

это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Корень

это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Суффикс

это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Окончание

изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа

это часть слова без окончания.

 Проверка:

Каждая пара выходит к доске и презентует выполненную работу. Закрепляет значок части слова на магнитной доске. Остальные пары оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

На магнитной  доске получается схема частей слова.

https://bigslide.ru/images/13/12670/960/img2.jpg

- Правильно ли мы составили схему?

-Чего не хватает?

-Что такое основа слова?

Разгадывают кроссворд

- Все слова словарные

- Слова, написание которых необходимо запомнить

- ОБОБЩЕНИЕ

-СОСТАВ СЛОВА

-МОРФЕМИКА

-Работают с парах

Презентуют работу

Оценивают работу одноклассников

-Отвечают на вопросы учителя

-Добавляют основу слова на схему

3.

Физкультминутка.

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.

Предлагаю сделать  небольшую зарядку

Делают физкультминутку.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение строить связные высказывания в устной форме.

Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы.

учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

- Сегодня на столе я обнаружила письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Буратино. Меня создал замечательный русский писатель Алексей Толстой. Мне очень любопытно знать всё, что связано с его творчеством. Однажды я нашёл его высказывание о русском языке. Но я не смог его прочитать, так как в нём не хватает некоторых слов. Помогите мне обнаружить, пропущенные слова и прочитать это высказывание.

С уважением, ваш Буратино

-Давайте поможем Буратино найти недостающие слова и  прочитать высказывание Алексея Толстого.

- Для того чтобы найти недостающие слова, нужно выполнить задания.

Русский ______________ создал русский язык - яркий, как___________________________ после весеннего ливня, меткий, как _________________________, певучий и богатый, как песня над _________________________ .

Первое задание.

- Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах.

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «Вода»

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519304/img5.jpg

Проверка по эталону.

- Проверьте свою работу.

- У кого были ошибки?

- В каких словах?

- Почему они не подходят?

- Какое  лексическое значение в этом (этих) слове(ах)?

- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают первое слово.

Второе задание

Составьте 5 новых слов при помощи приставок от слова ХОДИТЬ.

Фронтальная проверка

- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают второе слово.

Третье задание.

- Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах.

Образуйте новые слова при помощи приставок и суффиксов от слов, данных в скобках. Разберите слова по составу.

За __________ ский (море)

Под ________овик(береза)

Со__________ник (беседа)

Без _________ ник (дело)

Проверка

- Проверяем. Называем части слова, которые выделили.

Учитель выделяет части слова, названные учениками

- У кого также ставьте «+»

- Проверьте свою работу.

- У кого были ошибки?

- В каких словах?

- Почему они не подходят?

- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают третье слово.

Четвертое задание.

- Переходим к четвертому заданию.

- Третьеклассники из одной московской школы записали слова в четыре столбика соответственно схемам.

- Давайте проверим, все ли правильно они выполнили? Работу выполняем в группах.

F:\Обобщение Состав слова\таблица.jpg

Фронтальная проверка

- В 1 столбик ребята записали слова шум, вылет, домики

- Во второй столбик – порез.

- В третий столбик – хлебный, посадка.

- В четвертый – пробежка, мир.

Учащиеся получают четвертое пропущенное слово.

Пятое задание

- Задание выполняем в группах.

  1. Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Морковка, , подводный, вылет, дорога, умная        

Укажи части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

Морковка

морков

к

а

подводный

под

вод

н

ый

вылет

вы

лет

дорога

дорог

а

умная

ум

н

ая

Фронтальная проверка

- Давайте  теперь попробуем   прочитать высказывание Алексея Толстого, подставьте слова, которые нашли, выполняя задания.

Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью.

Один ученик зачитывает письмо.

Выполняют задание в парах.

Проверяют с эталоном на доске.

Отвечают на вопросы, анализируют.

Учащиеся получают первое пропущенное слово.

Каждый учащийся называет слово, составленное с помощью приставок.

Учащиеся получают второе пропущенное слово.

Выполняют задание в парах.

Учащиеся называют части слова.

Проверяют с эталоном на доске.

Отвечают на вопросы, анализируют.

Учащиеся получают третье пропущенное слово.

Выполняют задания в группах.

Отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек.

Выполняют задания в группах.

Учащиеся получают текст высказывания.

Составляют высказывание.

7.

Домашнее задание.

Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности.

Познавательные: понимать учебную задачу.

Регулятивные: контролировать свои действия.

Коммуникативные: уметь  обращаться за помощью.

Предлагаю домашнее задание на карточках:

Разбери слова по составу:

Вылет, ёлочные, ёлочка, вырез, пробежка, хлебный, посадка, кораблик, завязка, приход, машинный, излом, подарок, звёздочка, река, ночной, облака, побежит, домики, полёты, рука, слонята, подъезды, волны, полетим, кошечка, капустный.

Записывают домашнее задание в дневник

8.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Личностные: развитие способности к самооценке.

Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Составьте предложение по схеме.

- Давайте вспомним, какое настроение у вас было в начале урока. Кто-нибудь хочет поменять карточку?

 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Учащиеся составляют предложения по схеме.

Меняют карточку с настроением ( по желанию)

Резерв.

Ответьте на вопросы ДА или Нет

Да – зеленая карточка

НЕТ- красная карточка.

  1. Морфемика изучает звуки речи. (нет)
  2. В состав слова входит приставка, корень, суффикс, основа и окончание. (да)
  3. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (да)
  4. Корень – это главная значимая часть слова. (да)
  5. Основа – это часть слова без окончания. ( да)
  6. Приставки со словами пишутся раздельно. (нет)
  7. Основа может быть твердой или мягкой. (нет)
  8. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (да)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 4

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино. Меня создал замечательный русский писатель Алексей Толстой. Мне очень любопытно знать всё, что связано с его творчеством. Однажды я нашёл его высказывание о русском языке. Но я не смог его прочитать, так как в нём не хватает некоторых слов. Помогите мне обнаружить, пропущенные слова и прочитать это высказывание. С уважением, ваш Буратино

Слайд 7

За __________ ский (море ) Под ________ овик (береза ) Со__________ник (беседа ) Без _________ ник (дело)

Слайд 8

шум порез хлебный пробежка вылет посадка мир домики

Слайд 9

Укажи части слова морковка подводный вылет дорога умная

Слайд 10

Укажи части слова морковка подводный вылет дорога умная морков к а под в од н ый вы лет дорог а ум н ая

Слайд 11

Русский ____________создал русский язык – яркий, как___________ после весеннего ливня, меткий, как _________, певучий и богатый, как песня над_________________________ .

Слайд 12

Русский ____________ создал русский язык – яркий, как___________после весеннего ливня, меткий, как _________, певучий и богатый, как песня над________________ .

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Состав слова"

Урок  показывает уровень знаний умений и навыков , которыми учащиеся владеют на данный период....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 1 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по русскому языку 1 класс (УМК Школа России)...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....