Открытый урок по теме "Склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Презентация и технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Склонения имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
по теме : «Склонение имён существительных»
3 «Г» класс УМК «Начальная школа XXI века»
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала .
Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты
I. | Ход урока: Организационный момент. (Создание эмоционального настроя). Учитель: Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того, чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка. - Пожелаем друг другу успехов в учении. Постановка проблемы. Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы. . определите падеж у существительных по улице, по площади; . выделите окончания; -А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? -Вот на этот вопрос нам предстоит ответить. |
II. | Актуализация опорных знаний. - Открываем тетрадь и записываем Шестое февраля. Классная работа. 1.Чистописание тя та ся са ал Маленький Митя катался на санках с горки. . разбор предложения по членам; . разбор по частям речи; . определение рода и падежей имён существительных (выделение окончаний) 2. На доске слова: Горка, Митя, конь, земля, дочь, море, папа, стол, окно - Прочитайте слова, найдите в них общее (имена сущ-е в ед. числе, им. п.) - Запишите их в тетрадь, выделите окончание и определите род. - А на сколько групп можно разделить слова? (Ответы детей) - В зависимости от окончания и рода в начальной форме (ед.ч., И.п.) все существительные можно разделить на 3 группы, т. е. на 3 склонения. |
III. IV. | Сообщение темы урока. Постановка цели. (Слайд №2) - Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Склонение имён существительных) -Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Определять склонение имён существительных, …) Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.) Тему новую опять (Слайд №3) Надо нам запоминать. Что за три склонения? На лицах удивление?! К концу урока исчезнут все сомнения. 1. Самостоятельное изучение новой темы. (Решение проблемы.) - А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне. 2. Работа в группах. ( Слайд №4) - Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3 (ответы детей сначала выслушивает учитель). - По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.) - Значит , с помощью рода и окончания можно определить склонение. Имена существительные бывают 1.2 и 3 склонения. - Сделайте вывод. (1 скл. – м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я (Слайд №5) 2 скл. – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. –о, -е 3 скл. – ж.р.с ь на конце.) Работа по учебнику стр. 36, правило, памятка (Слайд №6) 3. Распределение существительных по склонениям. - На что необходимо обратить внимание при определении склонения? ( на окончание и род) - По цепочке определяем склонение у наших слов (коллективно) Горка (1скл.), Митя (1 скл.), конь (2 скл), земля(1 скл.), дочь(3 скл.), море(2 скл.), папа(1 скл.), стол(2 скл.), окно(2 скл.) Физминутка для глаз. |
V. | Формирование умений и навыков. 1. Картинный диктант словарные слова: (Слайд № 7-15) - Запиши слова в тетрадь в 3 столбика по склонениям (коллективно) Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль, -Что вы можете сказать об именах существительных? (словарные слова) -Добавьте свои слова. (Слайд №16) -Знакомство с новым словом картофель.( Из истории слова)(Слайд № 17) Физминутка (1 скл. – хлопок, 2 скл. – потопаем, 3 скл. – присели) (стол, мама, пень, сеть, мать, сестра, дядя, окно, жизнь) 2.Работа по учебнику. (Слайд №18) 1) Самостоятельно (выборочно) I вариант - Стр. 37 упр.1 II вариант – Стр.37, упр.3 Взаимопроверка. (Слайд №19) 2) Стр. 37 упр.2 (выборочная работа парами) (Слайд №20) Проверка (на доске) (самоконтроль) (Слайд № 21) |
Решение проблемы. - Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока: 1) -Так почему же в словах были разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? -С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных). | |
VI. VII. VIII. | Подведение итогов: (Слайд №22) - Найдите лишнее слово стена, сверло, озеро; (1 скл., ост – 2 скл.) автобус, ночь, печь; (2 скл., ост – 3 скл) девочка, папа, стол; (2 скл., ост – 1 скл) осень, книга, школа; (3 скл., ост – 1 скл) 1) Что вы узнали об имени существительном? 2) Сколько склонений может быть у имени существительного? 3) Как определить склонение существительного? Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие существительные относятся ко 2 склонению? Какие существительные относятся к 3 склонению? Домашнее задание Стр.38, правило, упр. 4 или стр.38, упр.5 (по выбору) Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке. Покажите результат своего труда (ладошки) -А сейчас покажем результаты труда всего класса.(Красные ладошки – всё получилось, зелёные – нужно ещё постараться, синие – предстоит много трудиться) - С каким настроением заканчиваем урок? Дополнительный материал: отгадать загадку , определить склонение: (карточки – 1, 2, 3) 1) Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути. Я и крикун, я и буян, Я звонкий, круглый… (барабан). 2) Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это… (белка). 3) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков…. (горох). 4) Шубка - иголки, Свернется он - колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? … (Ёж). 5) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …(карандаш). 6) По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочется вставать. Что за штука я? … (Кровать) 7) Вперевалку шёл со льдин К нам на утренник … (пингвин) 8) Лесники её котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь : «Кошка, брысь». Потому что это … (рысь) 9) Трещала с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"
Игровая технология выгодно отличается от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...
Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...
Конспект урока Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. 2 урок
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
открытый урок«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» в 4а классе.
Урок русского языка в 4 классе...