Открытый урок по теме "Склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гловацкая Татьяна Павловна

Презентация и технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Склонения имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока38.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок  русского языка

 по теме : «Склонение имён существительных»

                          3 «Г» класс УМК «Начальная школа XXI века» 

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели: 

-   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:    

-  формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

-  развитие интереса к предмету

Воспитывающие:  

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  3. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

 Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок изучения нового материала .

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах,  учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения -  учебник, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями,  мультимедийный проектор, экран, ноутбук,  учебник, тетрадь.

Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты

I.

Ход урока:

 Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

Учитель:

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того, чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Постановка проблемы.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

. определите падеж у существительных по улице, по площади;

. выделите окончания;

-А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

-Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.

II.

Актуализация опорных знаний.

- Открываем тетрадь и записываем

                                       Шестое февраля.

                                       Классная работа.

1.Чистописание

 тя  та  ся  са  ал  

Маленький Митя катался на санках с горки.

. разбор предложения по членам;

. разбор по частям речи;

. определение рода и  падежей имён существительных (выделение окончаний)

2.   На доске  слова:

      Горка, Митя, конь, земля, дочь, море, папа, стол, окно

- Прочитайте слова, найдите в них общее

(имена сущ-е в ед. числе, им. п.)

- Запишите их в тетрадь, выделите окончание и определите род.

- А на сколько групп можно разделить слова? (Ответы детей)

- В зависимости от окончания и рода в начальной форме (ед.ч., И.п.) все существительные можно разделить на 3 группы, т. е. на 3 склонения.

III.

IV.

Сообщение темы урока. Постановка цели. (Слайд №2)

- Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Склонение имён существительных)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Определять склонение имён существительных, …)

Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)

Тему новую опять    (Слайд №3)

Надо нам запоминать.

Что за три склонения?

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут все сомнения.

1. Самостоятельное изучение новой темы. (Решение проблемы.)

- А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне.

2. Работа в группах.     ( Слайд №4)

- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3 (ответы детей сначала выслушивает учитель).

- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- Значит , с помощью рода и окончания можно определить склонение.  Имена существительные бывают 1.2 и 3 склонения.

- Сделайте вывод. (1 скл. – м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я        (Слайд №5)

                                     2 скл. – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. –о, -е

                                     3 скл. – ж.р.с ь на конце.) 

Работа по учебнику стр. 36, правило, памятка  (Слайд №6)

3. Распределение существительных по склонениям.

- На что необходимо обратить внимание при определении склонения? ( на окончание и род)

- По цепочке определяем склонение у наших слов (коллективно)

   Горка (1скл.), Митя (1 скл.), конь (2 скл), земля(1 скл.), дочь(3 скл.),        море(2 скл.), папа(1 скл.), стол(2 скл.), окно(2 скл.)

Физминутка для глаз.

V.

Формирование умений и навыков.

1. Картинный диктант словарные слова:   (Слайд № 7-15)

- Запиши слова в тетрадь в 3 столбика по склонениям (коллективно)

Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль,

-Что вы можете сказать об именах существительных?  (словарные слова)

-Добавьте свои слова.        (Слайд №16)

-Знакомство с новым словом картофель.( Из истории слова)(Слайд № 17)

Физминутка (1 скл. – хлопок, 2 скл. – потопаем, 3 скл. – присели)

(стол, мама, пень, сеть, мать, сестра, дядя, окно, жизнь)

2.Работа по учебнику. (Слайд №18)

1) Самостоятельно (выборочно)   I вариант - Стр. 37 упр.1

                                                        II вариант – Стр.37, упр.3

Взаимопроверка. (Слайд №19)

2) Стр. 37 упр.2 (выборочная работа парами) (Слайд №20)

Проверка (на доске) (самоконтроль) (Слайд № 21)

Решение проблемы.

- Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

1) -Так почему же в словах были разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

( Чтобы правильно писать окончания существительных).

VI.

VII.

VIII.

Подведение итогов: (Слайд №22)

- Найдите лишнее слово

стена, сверло, озеро;  (1 скл., ост – 2 скл.)

автобус, ночь, печь;  (2 скл., ост – 3 скл)

девочка, папа, стол; (2 скл., ост – 1 скл)

осень, книга, школа; (3 скл., ост – 1 скл)

1) Что вы узнали об имени существительном?

2) Сколько склонений может быть у имени существительного?

3) Как определить склонение существительного?

Какие существительные относятся к 1 склонению?

Какие существительные относятся ко 2  склонению?

Какие существительные относятся к 3 склонению?

Домашнее задание

Стр.38, правило, упр. 4 или стр.38, упр.5 (по выбору)

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Покажите результат своего труда (ладошки)

-А сейчас покажем результаты труда всего класса.(Красные ладошки – всё получилось, зелёные – нужно ещё постараться, синие – предстоит много трудиться)

- С каким настроением заканчиваем урок?

Дополнительный материал: отгадать загадку , определить склонение: (карточки – 1, 2, 3)

1) Со мной в поход  легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

3)  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).

4)   Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Ёж).

5)  Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …(карандаш).

6)  По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (Кровать)

7)  Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

8) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

Потому что это … (рысь)

9) Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...