Конспект урока "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коновалова Валентина Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. На тему "Изменение имен существительных  по падежам (склонение)"

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: узнать, что называется склонением имен существительных

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- названия падежей

- что такое падеж

Понимать:

- отличие формы слова от однокоренного

- что такое словосочетание

Применять:

- склонять существительные по вопросам

Анализ:

- сравнивать таблицы в учебнике и на доске 

 

Метапредметные:

регулятивные — Контроль, оценка и коррекция своей деятельности

познавательные — Построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

 

Личностные

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,

совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Вахненко Валентина Николаевна

Предмет: русский язык

Класс:       3

Тема: Изменение имен существительных  по падежам (склонение)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: узнать, что называется склонением имен существительных

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- названия падежей

- что такое падеж

Понимать:

- отличие формы слова от однокоренного

- что такое словосочетание

Применять:

- склонять существительные по вопросам

Анализ:

- сравнивать таблицы в учебнике и на доске

Метапредметные:

регулятивные — Контроль, оценка и коррекция своей деятельности

познавательные — Построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные  Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

Личностные

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Межпредметные связи:

Основные понятия: окончание, вопрос, склонение, падеж, форма слова

Методы, технологии: беседа, иллюстрация

Ресурсы урока: учебники, методическое пособие

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент     1 МИНУТА

Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Дети готовятся к уроку

  1. Актуализация необходимых знаний      4 МИНУТЫ

Что такое существительное?

Составьте словосочетания с существительными:

Машина, дом, стол, стул, игла, пила, солнце, туча, дождь, книга, фотография.

Задайте вопрос от существительного к прилагательному. (учитель просит каждого ученика назвать по одному получившемуся словосочетанию, склоняет его и просит выделить окончание в получившемся словосочетании. Несколько примеров записывается в тетрадь).

Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Запишите словосочетания: …. , выделите окончания.

Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

  1. Организация познавательной деятельности         6 МИНУТ

Открываем учебник на странице 31, упражнение №432, Маша, прочитай задание, пожалуйста.

Скажите, кто-нибудь из вас видел настоящего медведя? Где? Где его можно встретить в дикой природе? Как себя нужно вести?

Итак, выпишем слово медведь вместе с вопросом и тем словом, от которого ставится вопрос. Какая часть слова изменяется?

Правильно, окончание. Какую роль играют окончания слов в русском языке?

Молодцы! Давайте заполним таблицу на доске – нужно вписать слово медведь в нужной форме, выделить окончания.

Склоняют слово «медведь» вместе с учителем, беседуют о животном

Окончание соединяет слова в предложении

Заполняют таблицу устно, учитель пишет

  1. Объяснение новой темы                15 МИНУТ

Итак, посмотрите на заполненную таблицу. Скажите, что менялось в существительном медведь? Почему изменялась форма слова и его окончание?

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением имен существительных по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей (показ по таблице): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой. 

Ребята, как вы думаете, а в других языках есть падежи?

Да, в финском, например, целых 15, а в немецком – 4. Но у людей, говорящих на родном языке, проблем с ними не возникает, поэтому и нам нужно выучить падежи. А поможет нам в этом небольшое стихотворение:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

Окончание, потому что мы составляем слова в словосочетания

  1. Физминутка       1 МИНУТА

Именительный  подпрыгнул,

А родительный – летал.

Дательный  полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

Подпрыгнуть

Летать

Залезать

Наклониться

Плыть

Бежать на месте

Встать ровно

Сесть

  1. Первичное закрепление темы       15 МИНУТ

Давайте откроем страницу 32 учебника и посмотрим на табличку на доске. Похожи они? Посмотрите, у каждого падежа есть свои вопросы (работа с табличкой в учебнике).

Выполним упражнение №433. (устно)

Упражнение №435 (в тетради, падежи определяем совместно)

Выполнение упражнений по заданию

  1. Рефлексия, постановка д/з, подведение итогов     5 МИНУТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация "Именительный падеж имени существительного"

Конспект урока русский язык ; 3 кл.; программа "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии...

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" (2 час) 3 кл школа россии

Конспект урока русского языка "Род имени прилагательного" 3 кл школа росии...