Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации,саморазвития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, правильное написание сочетаний жи--- ши. Индивидуальные задания предполагают дифференцированный подход, что соответствует ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_zhi-shi.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»
Цель:
-создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши;
-научить писать слова с сочетаниями жи – ши;
-вырабатывать навыки грамотного письма;
-продолжить формирование умений оформлять предложения на письме; анализировать их и составлять схему.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение изученных фактов языка;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.
Личностные УУД:
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в игровой групповой работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- доказывать своё мнение.
Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели, шаблоны для составления схем предложений, картинки-отгадки, конверт со слогами, презентация, УМК «Начальная школа 21 века».
Ход урока
I.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок −
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Ребята! На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.
II.Сообщение темы урока.
Прочитайте слова на доске:
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи
– Что вы заметили? (В каждом слове есть сочетание ЖИ или ШИ).
– Вы произносите [жы] или [ж’и]?, [шы] или [ш’и] ?
– Как вы думаете, правильно они произносят?
– Попробуйте и вы произнести эти шесть слов так, чтобы слышались звуки [ж’и] и [ш’и]
– Получилось?
– Перед нами проблема. Сформулируйте какая? (Почему же мы произносим [жы], а пишем жи; произносим [шы], а пишем ши?)
– Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем проблема? (Проблема в том, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не пишется буква Ы, а пишется буква И)..
- Кто сможет назвать тему нашего урока?
(Правописание ЖИ-ШИ). Слайд №1
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем, что есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научимся писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)
– Дайте характеристику звукам [ж], [ш] ( согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Слайд №2
- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)
- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).
- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.
Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»
Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.
А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.
III. Чистописание. Слайд№ 3
- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются?(Верхнее соединение)
- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.
– Ребята, выполните письмо по образцу в тетради.
Пишем по 5 сочетаний каждого вида
Самопроверка.
- Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.
- Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.
- Ребята, а теперь отгадайте загадки .
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф) Слайд №4
-Как называется дикая роза? (шиповник) Слайд №5
- Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками? (мыши) Слайд №6
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.) Слайд №7
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Машина) Слайд №8
Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть – (Стрижи) Слайд №9
- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти слова?
IV.Работа со словами. (Работа в парах)
– «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика.
(Одна пара работает у доски, остальные на местах).
лу | чи | жи | лы | жи | ши | ло | мы | ши |
Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.
– Подчеркните сочетания жи–ши.
V. Работа с предложением. Слайд №10
- Составьте предложение из слов. (Устно.)
- Вставьте пропущенные буквы.
- Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.
- Подчеркните односложные слова.
У Маш.. ж..л рыж..й кот.
– Составьте схему предложения.
VI. Итог урока.
- Назовите тему нашего урока.
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Рефлексия. Слайд №11
-Оцените свои достижения (показывают смайлики).
- Ребята, вы можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"
Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».
· Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...
урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных
Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...