Конспект к уроку Русского языка 2 класс тема - «Звук [й] и буква -й»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Звук [й] и буква -й»
Цели деятельности учителя: формирование умения различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
- Уметь давать характеристику согласному звуку -й
Личностные:
- Проявлять интерес к учебной деятельности;
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_y_2_klass.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 05.10.2018 г. ФИО учителя: Миронова Е. Н.
Школа: 104 ФИ студента: Гирш А.В.
Класс: 2 «А» ФИО методиста: Галиуллина Н. К.
Кабинет: 207
Время занятия: 9:30
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Звук [й] и буква -й»
Цели деятельности учителя: формирование умения различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
- Уметь давать характеристику согласному звуку -й
Личностные:
- Проявлять интерес к учебной деятельности;
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка -Посмотрите на экран. Прочитайте предложение про себя «Сила человека в его знаниях» -Как вы понимаете эту пословицу? -А вы хотите быть такими же «сильными» в знаниях? -Чтобы достичь этого надо постараться каждому. Я желаю вам успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, всё у вас получится. | Готовят рабочее место -что если у человека много знаний, значит он сильный -да | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: каллиграфическое упражнение Игровой: «угадай слово» | 1 мин 2 мин | Минутка чистописания. -Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем? - Кто скажет, какое сегодня число? - Верно. Сегодня у нас пятое октября. Классная работа. Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на локоток. -Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки. -Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно. -Посмотрите внимательно на экран. Леночка, полей-ка Лилии из лейки, Лук нам для салата, А салат не надо. -Прочитайте медленно скороговорку по слогам. Постепенно увеличивайте темп, уже читаем вместе целыми словами. Прочитайте скороговорку быстро. Прочитайте орфографически. - Отгадайте, какую букву будем сегодня писать на чистописании. -Верно, сегодня на чистописании будем писать букву Л. -Постарайтесь также безотрывно, каллиграфическим почерком списать с доски ЛЛ лал ЛЛ лал ЛЛ Словарная работа. -Ребята, что мы делаем после минутки чистописания? -Верно. - Послушайте и отгадайте загадку: Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. - Верно. Сейчас посмотрите на экран и отгадайте анаграмму: ГЕЙРО -Давайте прочитаем слова по слогам. Какой слог ударный? - Прочитаем теперь с ударением. -Какая орфограмма в первом слове? -Какая орфограмма во втором слове? -Молодцы. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Соблюдайте правильное соединение букв в словах. Подчеркните орфограммы. | -с минутки чистописания -вырабатываем красивый почерк - 5 октября Повторяют правила правильной посадки Находят отгадки Чтение скороговорки Прописывают буквы -проводим словарную работу Находят отгадку - заяц -герой За-яц, ге-рой. Второй слог - это словарное слово, его написание надо запомнить - безударная непроверяемая гласная в корне слова (слов.слово) Подчеркивают орфограммы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Словесный: рассказ | 3 мин | - Ребята, представьте, что вы сильно ударились. - Как вы вскрикните? -Какой звук вы произносите в конце этого слова? -Подберите слова со звуком «Й» на конце. -Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? С какой буквой и каким звуком мы будем сегодня работать? - Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке? - Что вы можете сказать о звуке [й']? - Послушайте сказку: “ Жила была буква И. ходила она и постоянно пела песенки. Я Но однажды споткнулась, упала и набила большую шишку. От страха она стала заикаться и петь уже не могла. Да и шишка на голове осталась. Подумала буква, подумала и пошла жить к согласным буквам. Но с гласными она и до сих пор дружит.” | - Ай! Ой! -[й`]. -дуй, май, музей, людей, яркой, целый, сухой. -Тема урока «Звук [Й`], буква [Й]». 1) Учиться слышать в словах звук [й']. 2) Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й'], записывать слова с этим звуком -согласный ( при произн. струя воздуха встр. преграду), звонкий (закрывая уши мы слышим вибрацию) мягкий звук |
П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: беседа Работа с книгой Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительное, продуктивное) | 4 мин 2 мин 2 мин | -Чем, по-вашему, различаются буквы -Й и -И? -Верно ли утверждение, что кроме черточки сверху, никаких других различий между буквами нет? -Какой звук обозначает буква Й? -А буква И? -Как произносятся согласные звуки? -Как произносятся гласные звуки? -Какие звуки могут образовывать слог? -Расскажите о букве И. -А теперь о букве Й - Откройте учебники на стр. 51. Найдите упр. 65 - Посмотрите на образец: лить-лейка. - Связаны ли по значению слова? - А теперь давайте образуем слова по образцу и запишем их. -Подчеркните во всех словах букву «Й» -Молодцы, ребята. | Дети выдвигают свои версии ( в написании;значении) - нет, й предназначена для обозначения мягкости, а и – для твердости - согласный - гласный - согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. - гласные звуки произносятся легко, нараспев, не встречают никаких преград - сколько в слове гласных - столько и слогов. - гласная, мягкая (указ. мягкость предыдущего согл.) - буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук. - Читают задание - Да -Подбираем слова-родственники -Подчеркивают букву | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | -Вы наверное устали? Давайте немного разомнемся. - Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем над головой. Если в середине – перед собой, а если в конце, то хлопаем в ладоши внизу. Яблоко, воробей, лайка, семья, ёжик, сарай, йога, йогурт, майор, майка, ястреб, зайчик -Молодцы, все справились. | Повторяют движения | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: Конструирование, составление предложений и обобщение Словесный: беседа | 4 мин | -Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу. -Откройте рабочие тетради на с.21 и прочитайте упр.35 (спрашиваю одного ученика вслух) -Повторите задание, что нужно сделать? -Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно. -Какие слова у вас получились? - Какие предложения вы составили? - Молодцы, ребята! | -изменить слова так, чтобы в них появился звук Й + составить 3-4 предложения с получившимися словами -моЙ, твоЙ, змеЙ, своЙ, попугаЙ, трамваЙ -мой папа-герой, у меня есть попугай, я сел на трамвай, твой учебник у меня | П: смысловое чтение как осмысление цел чтения. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический упражнение Практический: классификация | 8 мин | -Посмотрите упр. 39. Прочитайте задание. Что нужно сделать? -На выполнение этого задания я вам даю 5 минут. Задание выполняете самостоятельно! Приступайте. -Давайте проверим. -Какие слова у вас получились? Читаем по цепочке. -Молодцы! | -по образцу изменить слова так, что в них появилась буква Й -поЙ, рисуЙ, играЙ, прилежныЙ, веселыЙ, хорошиЙ | Р: осуществление Итогового контроля; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Включение в систему знаний. Практический: доп.задание Словесный: беседа | 7 мин | -Ребята, на экране вы видите несколько слов. скаме_ка, ма_ка, мураве_ник, зате_ник, за_ка, ла_ка. Какая буква пропущена в этих словах? -Есть ли среди этих слов незнакомые вам слова? -Кто такой затейник? -Что такое муравейник? Спишите слова. Вставьте пропущенную букву Й. Подчеркните ее. - Запомните, что –й стоит в конце слога! | Обобщают изученный материал. -Й Муравейник, затейник - затейник – это организатор досуга. - муравейник – это дом муравьев. | Р: осуществление итогового контроля; Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
IX. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 3 мин | -Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока. -Какую тему мы сегодня изучали? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли эту цель? -Мы научились слышать в словах звук Й? -Молодцы! -У кого возникли трудности в понимании этой темы? - Запишите домашнее задание: Раб.тетр. с.22 упр.36 -Спасибо за урок, до свидания! | Анализируют свою работу на уроке. -Тема урока «Звук [Й`], буква [Й]». 1) Учиться слышать в словах звук [й']. 2) Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й'], записывать слова с этим звуком Высказываются -да Высказываются Записывают домашнее задание | Р: оценка результатов работы П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Звуки [т][т\']. Буквы Т,т.
Урок русского языка (обучение грамоте) первый класс....
Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".
Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...
Маршрутный лист к уроку русского языка по теме "Звуки и буквы" 2 класс
ЭТАПЫ УРОКА ИЗЛОЖЕНЫ СПООМОЩЬЮ МАРШРУТНОГО ЛИСТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "Звуки и буквы"...
3 класс. Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки».
Аннотация урока русского языкаТема урока: «Звуки и буквы. Гласные звуки»Дубровская Елена Викторовна,учитель начальных классовНа уроке использовалась игра с целью активизации внимания, для демонстрации...
Конспект урока русского языка на тему "Звук и буква "Э""
Конспект урока по обучению грамоте: Звук и буква "Э" (ПНШ)....
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...
Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.Планируемые результаты:Предметные:Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;Знать способы ...