Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.

Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Знать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я;
  • Уметь обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.

Личностные:

  • понимать необходимость сотрудничества с учителем, ребятами в группе, паре;
  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.2019                                                                                                                 Учитель: Хайбулина Г.З.

Школа: №  95                                                                                                               Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 1- 4                                                                                                                       Методист: Батуева Л.И.



Конспект урока по русскому языку
Тема: «Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков».

Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.

Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Знать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я;
  • Уметь обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.

Личностные:

  • понимать необходимость сотрудничества с учителем, ребятами в группе, паре;
  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, УМК (ПНШ) русский язык 1 класс, карточки с заданием.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Тем самым пожелав друг другу успехов в учении. Для того чтобы урок принес нам всем радость  и общение с друг другом , какими мы должны быть в течении всего урока?

Сели тихонько за парты.

- Здравствуйте!

Слушать учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

Записать число, классная работа.

 -На доске у меня написаны элементы букв,какие буквы можно записать с помощью этих элементов (В,в)(слайд № 1), пропишите эти буквы всю строчку.

-Кто изображен на картинке (слайд №2).
Что вы знаете о этих животных?

        

- Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните в них  трудности написания ( верблюд- безударная гласная е, парный согласный д-т; ворона- безударная гласная о в первом слоге ). Проверка один ребёнок отвечает(если у вас так же поставьте +)

Выполнять задание.

- Верблюд, ворона.
Верблюд живёт в пустыне, приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле. Горб на спине содержит запасы жира, которые организм верблюда постепенно использует для получения энергии. Жидкость верблюды хранят не в горбу, а в желудке; ворона не перелетная птица,  всеядная.

Записывать слова в тетрадь.

Осуществлять проверку.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

- Сейчас я вам прочитаю   сказку, послушайте внимательно.

СКАЗКА "ХВАСТУНИШКА".

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит  ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым; слово ел превратилось в слово ель, а консервная банка стала теплой банькой. Кто этот фокусник?  Расхвастался ь знак- я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться  "Мы тоже умеем показывать фокусы. Был лук стал люк, мал стал мял, рад превратился в ряд, воз в вёз, был в бил." Кто поставил хвастунишку на место?

-А теперь посмотрите еще раз на наши  слова, какой фокус вы заметили?

-А почему так получается, что буква одна и та же, а звуки разные?

-Мы можем сказать от  чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков?

- Исходя из этого, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?  (слайд № 3)

- Чему мы будем учится сегодня на уроке?

- Глассные буквы.

- Слова начинаются на одну букву, а звуки разные.


- В слове верблюд после буквы В стоит гласная е, она смягчает  согласный звук, а в слове ворона после В стоит гласная о, она не дает мягкость согласным звукам.
- От следующих за ними букв.

- Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.

1.Учиться  распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки  с помощью гласных  букв;

2. Учиться применять умения и знания на практике.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Словесный:

Диалог

14

мин.

Посмотрите на слова, которые изображены  (слайд № 2 )  (Лара, Миша, Рома, Люда, Пётр,  Кузьма, )

- Что объединяет все написанные слова?

- По какому признаку можно  их разделить на две группы ?

Запишите в тетрадь эти слова, на первую строчку слова с твердым звуком, на вторую с мягким звуком. Подчеркнуть мягкий звук  двумя линиями , тв. одной. Какое правило нужно не забыть (Слова все пишем с большой буквы, это имена). (слайд №4)

ПРОВЕРКА:(или у доски с обратной стороны два ребенка)

- Какое было задание -распределить слова по группам и подчеркнуть согласные звуки твердые и мягкие; задание выполнил верно, без ошибок, самостоятельно, что возьмёшь себе тучку или солнышко) Кто выполнил так же как Никита, поставьте себе +, как Ксюша.

А кто справился не полностью? Почему?

-Какие  буквы  обозначают твёрдость согласных  звуков в начале слова в данных словах ?

-При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков ?

-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в начале слова в данных словах?

-При каком условии буквы  и, ю, ё обозначают мягкость согласных звуков?

-Попробуйте теперь сформулировать  вывод об обозначении мягкости согласных на письме. (слайд №4)

 Физкультминутка.

-Немного поиграем. Если я буду называть слова которые начинаются с мягк. согл.звук - то  хлопаете  в ладоши, если с твёрдого - приседаете.

Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв, рукав, рюкзак, сито, билет, балет, заяц, зяблик.

Какие Вы внимательные!


- Все слова начинаются с букв, обозначающих согласные звуки, написаны с большой буквы-имена.

- По первому звуку слова- мягкий и твёрдый.

Выполнять задание в тетради.

- Я ещё не научился пользоваться  или применять правило. Сегодня на уроке мы ещё будем учится находить согласные звуки мягкие и твердые.
- Гласные О,А,У.


- Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки.

- Если стоят после согласных.

- Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами ё, ю, я, е, и; а твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, ы, э.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

(работа в паре) слайд №5

А теперь я предлагаю вам почувствовать себя фокусниками.

Гласные буквы  зашифровали слова, ваша задача расшифровать их.

Вам даны слова звуками,  нужно записать их буквами.

1.[бант]

2.[р' эк' и]

3.[б' инт]

4.[рука]

5.[ сосны]

6.[ л' ист]

7.уго[ л' ок]

8.[к'ит ]

9.уго[лок]

 (Проверка, по цепочке. Сверка со слайдом №6  )

Выполнять задание.

Выполнять самопроверку.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

 Запишите  предложение.
На клумбе растут лютики. (слайд № 7) (подчеркнуть тв.согл и мягкие согл. Обменятся тетрадями с соседом и проверить, если все верно поставить +. Затем проверить с классом.)
Дополнительное задание главные члены предложения. (слайд № 8)

Выполнять задание самостоятельно.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

Все ли поставленные задачи мы решили, как вы думаете?

Какими буквами обозначается мягкость?
А твердость согласных звуков ?

- Да!

- ё, е, ю, я, и.

- а, о, у, э, ы.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

ПРОДОЛЖИТЕ одно из предложений (слайд № 9)

1. Мне понравилось....

2. Мне не понравилось.....

3. Я узнал......

4. Я научился......

5. У меня не получилось.....

Спасибо за урок!

Закончить предложение.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.

Конспект открытого урока на школьном уровне...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе....

Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.

Данные задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе для индивидуальной работы и самостоятельной работы учащихся по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова"....

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...

Урок русского языка по теме "Буква ь - показатель мягкости согласных на письме"

hellip;Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.Сюнь-цзы          Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен б...