Конспекст урока по русскому языку 3 класс . «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Москаленко Ольга Юрьевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: Продолжать знакомить с новой орфограммой « Правописание ь знака на конце имён существительных после шипящих»

Задачи:Образовательные: - выявить грамматическую функцию ь знака, как показателя женского рода; - выявить алгоритм написания ь на конце существительных после шипящих;

Развивающие:- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающие:- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

Планируемые результаты: - знать грамматическую функцию ь у существительных, оканчивающихся на шипящий;

- уметь пользоваться алгоритмом написания ь на конце существительных после шипящих.

- развивать умение сравнивать, выполнять анализ и синтез, формулировать обобщение

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса ( программа «Школа России»), презентация , рабочая тетрадь.

Методы: словесный, наглядный, проблемно – диалогический, частично – поисковый, практический.

Ход урока.

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится

II. Актуализация знаний.

-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

На слайде  перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

              отвечает на вопросы                                    и

             

              обозначает                      

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ

                         и                                ,                                       и

             изменяются по                                      и                               ,

             

                                            имеют                                     .

         

- Молодцы, все верно

- Что такое имя существительное?  Назовите грамматические признаки имени существительного.(Имя существительное имеет род и изменяется по числам)

- Чтобы упрочить ваши знания, даю на выбор вам задания:

Задание 1: Вставь пропущенные буквы. Определи род и число имен существительных.
Ябл…ко, земл…ники, яз…к, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…тради, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабли, м…лоток, д…рога, р…бина, м…лока.

Задание 2:Вставь, где нужно, мягкий знак.

меч…                              помощ…

тиш…                             луч…

товарищ…                      печ…

полноч….                       кирпич…

Кузмич…                        мыш…

- Перед вами находятся карточки со словами, где в первом задании вам необходимо вставить пропущенные буквы и определить их род и число, а во втором вставить мягкий знак где он нужен.

Для проверки:

меч                              помощь

тишь                            луч

товарищ                      печь

полночь                       кирпич

Кузмич                        мышь

- У всех получилось выполнить задания?

-У кого возникали трудности при выполнении заданий?

III. Работа по теме урока.

- Откройте тетради, запишите число.

- Мы должны провести небольшое исследование. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях)

Задание для 1 грппы: (девочки)

имена существительные женского рода.

Рожь, грач, дочь, пейзаж, помощь, малыш, чертёж, товарищ, ключ, молодёжь, ложь, мышь, душ.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.

Задание для 2 группы:(мальчики)

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Рожь, грач, дочь, пейзаж, помощь, малыш, чертёж, товарищ, ключ, молодёжь, ложь, мышь, душ.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

-Какой делаем вывод?

-Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

-Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

-Теперь поработаем с учебником открываем с 34 упр. 60 , прочтите задание.

- Что нужно сделать? (Дети выходят к доске и каждый выполняет по 3 слова, под 2 разбирает)

- Сейчас давайте с вами разомнемся!

- А теперь я вам предлагаю поработать в парах. Прочитайте задание к упр. 61

- Что нам надо сделать?

- Всем понятно задание, тогда приступаем.( Если что прочту для примера свое)

-  Когда выполните задание поднимите  листочек, чтобы я видела.

- Несколько пар зачитывают вслух полученный результат, а у остальных проверяю.

IV.Закрепление материала.

- Сейчас проверим ваши знания об употреблении Ь в существительных после шипящих.(выполняют устно, обращайте внимания на знаки препинания)

Составьте и запишите предложения из данных слов, вставляя пропущенные  буквы: 1.по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
2.холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).
4.плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

V. Рефлексия

Сегодня на уроке я...

Узнал...

Я научился...

Было трудно...

Теперь я могу...

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы сегодня запомнили?

- Какой алгоритм нужно помнить при написании ь в имёнах существительных с шипящим на конце?

1.Определить род.

2.Ж.р.- пишу ь.

3.М.р. – ь не пишу.

Домашнее задание:упр. 63 на с.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...

Мастер-класс "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Масстер- класс на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" помогает учащимся быстрее пончть новую тему, закрепить написание слов с мягким знаком на конце имён существительных пос...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...