Мастер-класс "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Макарова Ольга Семеновна

Масстер- класс на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" помогает учащимся быстрее пончть новую тему, закрепить написание слов с мягким знаком на конце имён существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sushch_s_ship_na_kontse.ppt2.92 МБ
Файл rus_yaz_3_klass.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

   МОУ «СОШ  № 4 г. Ершова Саратовской области»

     

     Мастер-класс на тему:

«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

                                                      Подготовила и провела

                                                   учитель первой

                                                    квалификационной категории

                                                                  Макарова О.С.

                              2015 год  

                                         

УМК «Гармония» 3 класс

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  2. Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Литература:

Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

Структура урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность. ( Слайд № 1-2 )

Я умею думать!

Я умею

рассуждать!

И полученные

 знания

Буду точно

применять!

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учитель: Ребята, а какое у вас настроение? ( Слайд № 3 )

Учитель: Покажите мне смалик с вашим настроением.

Учитель: Я рада, что у всех хорошее настроение. Желаю сохранить такое настроение на весь урок. ( Если плохое- надеюся, что к нонцу урока ваше настроение уличшится)

2.Чистописание. ( Слайд № 4 )

 Учитель: Напишите скороговорку.

Два щенка щека к щеке, треплют щётку в уголке.

Учитель: Какой звук повторяется? Дайте ему характеристику?(Согласный шипящий, непарный глухой, всегда мягкий)

Учитель: А ещё какие шипящие согласные знаете?(ж,ш,ц,ч)

3.Актуализация знаний учащихся.

Словарно – орфографическая работа.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

На доске записаны слова: в...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь. ( Слайд № 5-13 )

Учитель: Что общего во всех словах? (ь)

-Давайте вспомним работу мягкого знака?(ь- показатель мягкости;

Ь- разделительный;

Ь- форма глагола – неопределённая форма глагола)

Учитель: - А какое слово лишнее? ( Глагол – гладить) ( Слайд № 14 )

_ Что можно сказать о другой части речи?( имя сущ.)

Учитель: - Значит с какими словами сегодня работаем? ( С именами существительными, у них есть мягкий знак)

Учитель: -Правильно.

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, рожь,глушь, врач, ночь, вещь, плащ. ( Слайд № 15 )

-Что вы можете сказать об этих словах? 

(Все слова имена существительные)

-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный звук)

-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: рожь-нож,глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) 

- Так в чем же проблема? (В каких-то словах есть мягкий знак после шипящего, а в каких-то нет) ( Слайд № 16 )

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

  Сформулируйте:

Я________знаю…

Я________умею…

Я________узнаю…

Я________научусь…( Слайд № 17 )

(Я знаю, что имя сущ. Отвечает на вопросы: кто?,что?, обозначает предмет.

Я умею находить падеж, число и определять род имени сущ. 

( Слайд № 18-20 )

Я узнаю, когда пишется мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Я научусь писать правильно такие имена существительные)

 ( Слайд № 21 )

5. Изучение нового учебного материала.

“Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Учитель: А какие у вас есть предположения, когда пишется мягкий знак у существительных, заканчивающихся на шипящий?

Дети: Мягкий знак пишется после ж, ш, а после ч, щ не пишется; мягкий знак пишется после существительных женского рода.

Учитель: Как проверить ваши предположения? Правы вы или нет?

Нож, камыш, глушь,рожь, врач, ночь, вещь, плащ(Слова на карточке, работа в паре) ( Слайд № 22 )

-Делаем сравнение, находим сходство.(Сущ., нач. ф., ед.ч.)

 - В чём различие? (Разный род имен сущ)

- Ваши предположения? (Написание зависит от рода имён сущ)

-Вспомним, как определить род имени сущ.

( К слову подставляем местоимения :Он мой – м.р, она моя – ж.р, оно моё – ср род)

Индив работа.

-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.

(Дети записывают:ж.р. м.р). ( Слайд № 23 )

рожь нож

глушь камыш

ночь врач

вещь плащ

-Что вы заметили в записи имён существительных? ( У имён существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у имён существительных мужского рода ь не пишется) ( Слайд № 24 )

Учитель: Кто же оказался прав: как правильно писать имена существительные с шипящими на конце? ( Слайд № 25-26 )

Дети: Мягкий знак пишется в конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ.

Учитель: Это правило вам необходимо знатьОно подходит для всех существительных?

Дети: Нет, только для существительных с шипящим на конце.

(Аналитическая деятельность, извлечение информации).

Учитель: Важно ли знать род таких существительных?

Дети: Да, потому что у существительных женского рода нужно писать мягкий знак.

Учитель: Молодцы.

6. Физминутка. ( Слайд № 27-28 )

7. Закрепление учебного материала.

8. Рефлексия и итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок. 

  Сформулируйте:

Я________знаю…

Я________умею…

Я________узнал…

Я________научился…

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Вставьте пропущенные буквы:

В...р...бьи, т…традь, глад…ть, к…ньки, …льбом, …п…льсин, к…ртоф…ль, м…дведь.

Нож, камыш, глушь, рожь, врач, ночь, вещь, плащ.

________________                ___________________

_______________                 ____________________

________________               ____________________

_______________                _____________________

Нож, камыш, глушь, рожь, врач, ночь, вещь, плащ.

________________                ___________________

_______________                 ____________________

________________               ____________________

_______________                _____________________

Нож, камыш, глушь, рожь, врач, ночь, вещь, плащ.

________________                ___________________

_______________                 ____________________

________________               ____________________

_______________                _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....