Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
- Орг. момент.
Мотивация | -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! | Дети настраиваются на активную работу на уроке.
| Регулятивные: волевая саморегуляция; |
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
| - Минутка чистописания
-Посмотрите и отгадайте, с какой буквой сегодня мы будем работать на минутке чистописания. Слайд 1 Эта буква обозначает согласный звук, он бывает мягким, твердым, звонким, встречается в словах мед, малина, мама. -Правильно, это буква м - Какую цель поставим на минутке чистописания? - Пропишем заглавную, строчную буквы. -Запишите это слово. Назовите других животных на букву М. Запишите слова в тетрадь. - Давайте, поиграем в игру.«Как зовут детенышей?» Слайд 2 -С помощью какой части слова вы образуете эти слова? -Что такое суффикс?
- С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей? - Определение темы урока
- Определите тему нашего урока.Слайд 3
- Постановка цели урока
Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? |
Дети отгадывают букву, с которой будут работать на минутке красивого письма.
- Это буква м.
- Вспомнить и закрепить каллиграфическое письмо буквы м - Дети прописывают буквы м М. - Дети отвечают на вопросы. - Медведь, мышка, морж.
- Медвежонок, волчонок, котенок, зайчонок. - С помощью суффиксов.
-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Суффиксы -онок, -енок.
- Как правильно записать эти суффиксы. - Мы знакомимся с новыми суффиксами -онок-, ёнок-. - Должны научиться писать суффиксы -онок-, ёнок-. | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного,осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить; Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
- Выявление места и причины затруднения
| - Работа по учебнику
Стр. 120 упр.1 Давайте определим, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-. Слайд 4
Лосёнок Телёнок Лисёнок Тигрёнок | Медвежонок Мышонок Галчонок Бельчонок |
- Обратите внимание на звуки перед суффиксами. |
- Учащиеся делают вывод После мягких согласных, кроме [ч҆], пишется -енок-, после твердых и [ч҆] – онок-
- Работают с каждым словом (лосенок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный [с]и т. д)
| Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы; Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
- Построение проекта выхода из затруднения
| Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113. - Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-? - Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных? - Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок? - Как закрепить полученные знания? - Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока. - Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, составьте алгоритм действий:
Определяю суффикс -онок- или-ёнок- - Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед - Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок- (тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок- (волчонок). | Дети читают правило и сравнивают со своими выводами.
- Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-. - Нет, т.к. еще и после [ч’].
- Выполнить упражнения - Нет, знания надо закрепить. - Тренироваться.
Читают слова, подбирают к каждому слову алгоритм. Дописывают суффиксы –онок-, ёнок- Выполняют в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи записи на доске | Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий;
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом; Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера; |
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Откроем учебник на странице 121 и выполним упражнение 1. Задание:Записать слова буквами. Даны слова: Стри[жонок], бель[ч’онок], цып[л’онок], сло[н’онок], гра[ч’онок], ли[с’онок], индю[шонок], ры[с’онок], мы[шо]нок, коз[л’о]нок, сквор[ч’о]нок, ре[б’о]нок, у[т’о]нок, лягу[шо]нок. Проверка. Стрижонок, бельчонок, цыпленок, слонёнок, грачонок, лисенок, индюшонок, рысенок, мышонок, козленок, скворчонок, ребенок, утенок, лягушонок. |
| Познавательные: сравнение способа действия; Регулятивные: самоконтроль и самооценка; |
- Физминутка
| Физминутка. Когда вы слышите слова с -енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть - Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок. - Молодцы. | Дети выполняют физминутку. |
|
- Самостоятельная работа с проверкой
| Откройте тетрадь на с. 68, самостоятельно выполните упр. № 1.
| - Дети самостоятельно выполняют упражнение.
| Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного,осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
- Рефлексия
| - Какую цель вы перед собой ставили? - Удалось ли достичь цели? - Оцените свою работу 1. Я все понял, но есть вопросы. 2. Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я все понял, могу работать, объяснять другим. | Дети оценивают свою работу на уроке.
| Личностные: проявление ценностного отношения к полученным знаниям, первичные рефлексивные навыки; Регулятивные: самоконтроль, самооценка. |
9) Домашнее задание | - Выучить правило, стр.69 упр. 2 или 3упражнение по выбору. - Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо за урок! Урок окончен. | - Дети записывают и разбирают домашнее задание. |
|