Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2_klass.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода
Урок русского языка во 2 классе
Учимся применять орфографические правила
Подготовила:
Козлитина И.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Белгород, 2013
Тип урока: урок повторения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Цель: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.
Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.
Познавательные УУД: общеучебные – работают с информацией, представленной в форме рисунка и в форме алгоритма; сравнивают алгоритмы; логические – различают произношение и написание слов, анализируют слова, умеют находить и исправлять ошибки.
Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке и составляют план; действуют по плану; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.
Коммуникативные УУД: строят устное высказывание на заданную тему, комментируют ответы других учащихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.
Личностные УУД: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; мультимедийная установка, презентация, карточки для зрительных точек, сенсорного креста, экопанно.
Каждому: ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев, конторки, учебники: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С.В. Иванова] – М.: Вентана-Граф, 2012; рабочие тетради: Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012; обычные тетради в узкую линейку, ручки, простые карандаши, резинки, оценочные листы.
Для парной работы: опорные слова-подсказки для составления алгоритмов «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» и «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».
Ход урока
I. Орг. момент.
Часть детей стоит за конторками (применение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного.)
Прозвенел звонок, начался урок,
Спинки ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Спасибо! Будем надеяться, что гости с удовольствием поприсутствуют на нашем уроке и порадуются нашим успехам.
II. Физминутка.
- «Маятник» (качание головой);
- «Ленивая восьмёрка» (по 3 раза каждой рукой, а затем обеими);
- «Шапка для развлечений» (завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза).
III. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».
- Согласны ли вы с вьетнамской пословицей?
- Объясните ее смысл. (Надо трудиться – без труда не добьешься положительного результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое.)
- А вы готовы работать и добывать знания?
IV. Чистописание.
- …, веди класс. (Проверяю посадку, открываю тетрадь, кладу с наклоном. Пишу число, классная работа. Подчеркиваю, проверяю.)
- С чего начнем работу? (С чистописания.)
- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал и не тратить драгоценное время.)
- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)
- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.
Второй ручеек побежал, тетрадь, пенал, учебник с собой взял. (Смена динамической позы.)
V. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)
- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)
- В какой части слова могут встретиться гласные-орфограммы? (В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании.)
- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)
- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. )
- Какие цели мы поставим перед собой?
- Уметь находить в словах орфограммы.
- Правильно подбирать проверочные слова.
- Какие задания предлагает нам учебник? (Выполни, пожалуйста, задания в рабочей тетради №2 «Пиши грамотно».)
- Тема урока «Учимся применять орфографические правила». А зачем нам это надо? (Чтобы писать грамотно. Грамотное письмо легче читать и понимать.)
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Своё внимание к словам.
- На уроке вы будете фиксировать свою работу на оценочных листах и в конце урока сможете выставить себе общую оценку. Поменяйтесь тетрадями, оцените чистописание. (Взаимоконтроль, заполнение оценочного листа.)
VI. Словарно-орфографическая работа.
- Итак, учимся применять орфографическое правило «Безударные гласные корня, непроверяемые ударением».
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. А что это за слово, вы мне скажете, если внимательно посмотрите на картинки, расположенные на зрительных точках.
* Работа со зрительными точками. Упражнение «Хитрый фотоаппарат» выполняется стоя.
- Посмотрите на первую зрительную точку, вторую, третью, четвертую.
- Садитесь. Закройте глаза и ответьте на мои вопросы.
- Что нарисовано на первой зрительной точке? (Огурец.)
- Что нарисовано на второй зрительной точке? (Помидор.)
- Что нарисовано на третьей зрительной точке? (Капуста.)
- Что нарисовано на четвертой зрительной точке? (Горох.)
- Как одним словом назвать эти предметы? (Овощи.)
- Произнесите слово, вслушайтесь.
- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)
- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)
- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]
- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)
- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)
- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О́вощи.)
Третий ручеек побежал, тетрадь, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)
- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)
- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)
- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)
- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)
- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.
- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)
- Прочитайте пословицу, расположенную на зрительных точках. (ВЫВСЯМИКОПРО МУГООЛЯВОТИ ЩУПРИСВОКУ ЁВАВРЕСЯМЯТО.)
- Запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о́вощу своё время.)
- Оцените словарную работу, выполненную вами, в оценочном листе.
VII. Работа по теме урока.
Третий ручеек, займите свои места.
- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Определить безударную гласную.
- Вспомнить, как пишется слово, и записать его.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
Четвертый ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)
- Самостоятельная работа. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40, упр. 1.)
- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).
VIII. Физминутка.
- работа с офтальмотренажером: двигательная и для глаз.
* Работа с сенсорным крестом. Выполняется стоя.
- Прочитайте слова, напечатанные на желтых карточках. Какое орфографическое правило их объединяет? (Безударные гласные корня, проверяемые ударением.)
- Игра «Найди пару».
В.да – водный гн.здо - гнёзда
Скр.пач – скрипка ст.на - стены
Т.желый – тяжесть с.сна - сосны
П.левая – поле м.лыш – маленький
- Каким способом проверяли безударную гласную в корне? (К словам, напечатанным на зеленых карточках, подбирали однокоренные слова. На синих – изменяли форму слова.)
Четвертый ручеек, займите свои места.
- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Определить безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
- Записать слово с такой же гласной, как и в проверочном.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
- Сравните алгоритмы. Что общего? Чем различаются?
Пятый ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)
- Самостоятельная работа по вариантам: 1-4 слова – 1 в., 5-8 слова – 2 в. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40-41, упр. 2. Обсуждение в парах сменного состава, самостоятельное выполнение.)
- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).
Пятый ручеек, займите свои места.
- Поработаем в группе и проведем исследование текста упр. 6 с. 42.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
* Работа с экологическим панно. Выполняется стоя.
- Найди ошибки в предложениях:
Чижык живёт на даче.
На дереве кричят вороны.
Щюку положили в чулан.
Что за чюдесное место!
Пушыстый котёнок играл с клубком.
Площядь квартиры 65 см2.
- Можно ли подобрать проверочные слова к словам, написанным с ошибками? (Нельзя.)
- Что надо сделать, чтобы правильно записать слова с данными сочетаниями? (Запомнить, как пишутся эти сочетания.)
- Как же пишутся сочетания жи-ши? Ча-ща? Чу-щу? (Ответы детей.)
Шестой ручеек побежал, тетрадь на печатной основе, пенал с собой взял. (Смена динамической позы.)
- Самостоятельная работа по вариантам: 1 в. - 1-й столбик, 2 в. – 2-й столбик. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 42, упр. 7.)
- Взаимопроверка, оценивание.
- В какой части слова находятся гласные буквы и, а, у? (В корне, суффиксе, окончании.)
IХ. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.
- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)
- Достигли ли мы этих целей?
- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)
- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)
- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?
Шестой ручеек, займите свои места.
- Обратите внимание на оценочный лист. Устно работали сегодня на «5» …, на «4» …, на «3» …
- Какие общие оценки у вас получились?
- Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам и получил «5». Кто получил «4» («3»).
- Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.
Х. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:
1. РТ-2 с. 47-48 упр. 3.
2. РТ-2 с. 48 упр. 4.
ХI. Рефлексия.
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
Оценочный лист
Задания | Кто оценил | ||
Сам | Одноклассник | Учитель | |
Чистописание | |||
Словарная работа | |||
Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» | |||
Упр. 1 с. 40 | |||
Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» | |||
Упр. 2 с. 40-41 | |||
Упр. 6 с. 42 | |||
Упр. 7 с. 42 | |||
Устная работа на уроке | |||
Общая оценка за работу на уроке – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка( конспект+ презентация) по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...
Урок русского языка во 2 классе. «Учимся применять орфографические правила в корне»
Программа « Начальная школа ХXI века»....
Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (2 класс)
Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (УМК "Начальная школа 21 век)...
Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"...
Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».
Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографи...
Урок русского языка «Учимся применять орфографические правила».
Урок русского языка во втором классе «Учимся применять орфографические правила».Урок обобщение материала. Цель:1. Вспомнить знакомые орфографические правила написания слов.2. Учи...
Урок русского языка во 2 классе (Начальная школа 21 века) по теме "Учимся применять орфографические правила" (Урок 126)
Данный урок относится к разделу "Правописание"....