"Корень как общая часть однокоренных слов."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Корень как общая часть родственных слов.
Цели: Создать условия для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о родственных словах, о значении слова в группе родственных
слов;
- учить выделять корень;
Развивающие:
- развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов;
- развивать речь, пополнять словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
Воспитывающие:
- воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование:
- Раздаточный материал:
- Задание на каждую группу
- Карточки трех уровней
- Рисунок березы
- Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета
- Проектор, компьютер
- Презентация Microsoft Power Point
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Пояснительная записка
Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.
Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.
В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.
На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.
Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»
дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.
Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.
Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.
Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.
- Итак, сегодня к нам на урок пришли гости, Ольга Ярославовна, повернитесь и поприветствуйте улыбкой.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания
На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)
- Прочитайте слова.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (е)
- На какие две группы она может разделить данные слова?
( в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,
в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й ] и [э] )
- Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы
е Е (слайд 3, 4)
- Пропишите.
-Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:
ера ерб ерв ер… (слайд 5)
( строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
3. Словарно – орфографическая работа
-Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?
( береза)
- Какую букву нам нужно запомнить?
- Почему?
Назовите существенные признаки дерева березы.
( лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)
Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.
- Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 6)
-А как бы вы назвали ласково березу?
( березонька, березка)
- Как называется гриб, который растет под березой?
( подберезовик)
- Как называется лес, в котором растут только березы?
( березняк)
- Сравните эти слова по значению.
( близкие по значению)
- Сравните эти слова по написанию.
(общая часть – берез)
- Постановка учебной задачи
-Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Слайд7
- - Определите цели урока, используя опорные слова:
- Мы узнаем, что …
- Мы вспомним …
- Мы будем уметь …
Давайте вспомним правило, что такое корень ( Корень –это главная часть слова, в нем содержится основное значение слова)
Графически корень выделяется дугой ( показ)
- Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.
Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 8)
Тема нашего урока «Корень как общая часть родственных слов.» (слайд 9)
- Формирование новых знаний
- Прочитайте правило в учебнике на с.91
- Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как иначе называются родственные слова?
Упражнение 1 (слайд 10)
Прочитайте слова « Говори правильно» и запомните, как они произносятся
Упражнение 2 , поставили палец, читаем все вместе
- Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?( слайд 12)
Составляется алгоритм:
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть – корень.
6. Физкультминутка танцы
На холме стоит березка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, ветер вертит.
Но березка только гнется,
Не печалится – смеется.
Вольный ветер грозно дует
На березку молодую.
Начал ветер утихать,.
И утихли мы!
Прочитайте правило на странице 92
7. Закрепление. Работа в группах. (слайд 13)
Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.
- Час, часок, часовщик, часть
- Нос, носильщик, носик, носатый.
- Морозный, холодный, мороз, морозить.
- Вода, водный, водичка, водить.
- Смелый, храбрый, смелость, смельчак.
- Соринка, сор, сорвал, насорил.
Проверка (слайд 14)
- Что наблюдали в этом задании?
- Назовите два признака однокоренных слов. (общая часть слов и общее значение)
Если остается время
- Самостоятельная работа
Индивидуальные дифференцированные задания на карточках трех уровней.
I уровень Рассуждай так:
Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый
(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:
хлебница -
это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому
Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».
цветы – цветник, свет – светильник.
II уровень
Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день скворцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
III уровень
Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.
Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.
Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.
Образец: синий – синева.
- Итог
- Над какой темой урока мы работали?
- Что нового узнали?
- Назовите два признака родственных слов.
- Как иначе называются родственные слова?
- Рефлексия
(слайд 14)
-Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха.
Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.
Д\З
С.92, упражнение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"
план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия...
Открытый урок во 2 классе на тему: "Корень как общая часть родственных слов"
Урок спланирован и проведен по природосообразной технологии образного креативного чтения и письма, в соответствии с авторской программой по русскому языку для 2 класса Т.Г.Рамзаевой, в соответст...
Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс
Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...
Урок русского языка во 2 классе. "Корень как общая часть родственных слов"
Презентация. "Начальная школа 21 в"...
Корень как общая часть родственных слов
Урок русского языка был проведен во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...
корень как общая часть родственных слов
конспект урока...