"Корень как общая часть однокоренных слов."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кауфман Анна Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  во 2 классе

   Тема:  Корень как общая часть родственных слов.

Цели:  Создать условия  для  формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

              Образовательные:

             - дать  понятие о родственных  словах, о значении слова в группе родственных                

              слов;

            - учить выделять корень;

                Развивающие:

            - развивать умение  находить проверочное слово из группы родственных слов;

            - развивать речь, пополнять словарный запас;

            - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

                 Воспитывающие:

            - воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;

            - воспитывать аккуратность, трудолюбие.    

Оборудование:

  • Раздаточный материал:
  1. Задание на каждую группу
  2. Карточки трех уровней
  • Рисунок березы
  • Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета
  • Проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

                                                     Пояснительная записка

           Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.

Начинается  урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского  языка.

          В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета,  сами  определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.

           На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.

Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети  вспомнили  понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»

дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.

          Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.

         Самостоятельная работа проводится  дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.

          Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.

                                                  Ход урока:

1. Эмоциональный  настрой

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

- Итак, сегодня к нам на урок пришли гости, Ольга Ярославовна, повернитесь и поприветствуйте улыбкой.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

      2. Минутка  чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)

- Прочитайте слова.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква.     (е)

- На какие две группы она может разделить данные слова?

( в словах сетка, береза буква  е  обозначает  звук [  э  ]  это 1 группа,

  в словах  енот, ежиха буква  е  обозначает  два звука [ й ]  и  [э]   )

- Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы

е                                                                  Е (слайд  3, 4)

- Пропишите.

-Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:

ера    ерб    ерв     ер… (слайд 5)

( строчная буква е  и  строчная буква  р  чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно – орфографическая работа

-Какое из данных слов с непроверяемой безударной  гласной нам встречалось раньше?

( береза)

- Какую букву нам нужно запомнить?

- Почему?

Назовите существенные признаки дерева  березы.

( лиственное дерево с белой корой и листьями в  виде сердечка)

Береза на Руси  - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался  до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

 - Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 6)

-А как бы вы назвали ласково березу?

 ( березонька, березка)

- Как называется гриб, который растет под березой?

( подберезовик)

- Как называется лес, в котором растут  только березы?

( березняк)

- Сравните эти слова по значению.

 ( близкие по значению)

- Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

  1. Постановка учебной задачи

 -Ребята,  кто помнит как называются   слова,  которые имеют общую часть и общее значение?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Слайд7

  • - Определите цели урока, используя опорные слова:
  • Мы узнаем, что …
  • Мы вспомним …
  • Мы будем уметь …

Давайте вспомним правило, что такое корень ( Корень –это главная часть слова, в нем содержится основное значение слова)

Графически корень выделяется дугой ( показ)

- Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка,  подберезовик, березняк. (слайд 8)

 Тема нашего урока «Корень как общая часть родственных слов.» (слайд 9)

  1. Формирование новых знаний

- Прочитайте правило в учебнике на с.91

- Какие слова называются родственными?

- Как называется общая часть родственных слов?

 - Как иначе называются родственные слова?

 

Упражнение 1 (слайд 10)

Прочитайте слова « Говори правильно» и запомните, как они произносятся

Упражнение 2 , поставили палец, читаем все вместе

- Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?( слайд 12)

Составляется алгоритм: 

1. Определить значение  слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

 6. Физкультминутка танцы

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На  березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

Прочитайте правило на странице 92

7.  Закрепление. Работа в группах. (слайд 13)

Прочитайте цепочку  слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Час, часок, часовщик, часть
  2. Нос, носильщик, носик, носатый.
  3. Морозный, холодный, мороз, морозить.
  4. Вода, водный, водичка, водить.
  5. Смелый, храбрый, смелость, смельчак.
  6. Соринка, сор, сорвал, насорил.

Проверка (слайд 14)

- Что наблюдали в этом задании?

- Назовите два признака однокоренных слов. (общая часть слов и общее значение)

Если остается время

  1. Самостоятельная  работа

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках  трех уровней.

I уровень                                                         Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть       «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень).                                                       корень - хлеб. У них есть общее значение:    

                                                                      хлебница -                                                                

                                                                      это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица,           слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

   

    II уровень

  Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы  повесили скворечник      

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает  в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

 - Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота,   т…снота,   л…чит,   п…тна,    д...брый,   л…чение,  т…сный,  п…тнистый.

Образец: синий – синева.

  1. Итог

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового узнали?

- Назовите два признака  родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

  1. Рефлексия

(слайд 14)

-Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха.

Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

 Д\З

С.92, упражнение 4

                                         

     

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"

план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия...

Открытый урок во 2 классе на тему: "Корень как общая часть родственных слов"

Урок спланирован и проведен по природосообразной технологии образного креативного чтения и письма,  в соответствии с авторской программой по русскому языку для 2 класса Т.Г.Рамзаевой, в соответст...

Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс

Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...

Корень как общая часть родственных слов

Урок русского языка был проведен во 2 классе по  УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...