Корень как общая часть родственных слов
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка был проведен во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»
Это третий урок по разделу: «Родственные слова. Слово и формы этого слова». На предыдущих уроках дети познакомились с тем, что такое родственные слова и формы одного слова. На данном уроке учащиеся знакомятся с корнем родственных слов, составляют алгоритм, упражняются в нахождении корня слова. В учебнике по данной программе, по моему мнению, мало упражнений на отработку данных навыков. Поэтому при планировании урока, я взяла дополнительный материал.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данный урок проведен в компьютерном классе.
На данном уроке использована компьютерная презентация. Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Кроме презентации, на уроке использован тренажер на этапе закрепления.
Закрепление проходит в форме групповой работы с использованием ИКТ, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению, а также быстрой проверке усвоения материала. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою «лепту» в общую работу. На этом этапе стоит отметить умение ребят работать в группе, выполнять действия по алгоритму, выбирать главное, оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molchanovann.docx | 38.45 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 806.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Бийского района Алтайского края
Тема урока:
Корень как общая часть родственных слов
2 класс (1-4)
УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»)
Автор:
учитель начальных классов
высшей категории
Молчанова Наталья Николаевна
с. Первомайское, 2016 год
Пояснительная записка
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся и их жизненному опыту. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Урок русского языка был проведен во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»
Это третий урок по разделу: «Родственные слова. Слово и формы этого слова». На предыдущих уроках дети познакомились с тем, что такое родственные слова и формы одного слова. На данном уроке учащиеся знакомятся с корнем родственных слов, составляют алгоритм, упражняются в нахождении корня слова. В учебнике по данной программе, по моему мнению, мало упражнений на отработку данных навыков. Поэтому при планировании урока, я взяла дополнительный материал.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данный урок проведен в компьютерном классе.
На данном уроке использована компьютерная презентация. Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Кроме презентации, на уроке использован тренажер на этапе закрепления.
Закрепление проходит в форме групповой работы с использованием ИКТ, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению, а также быстрой проверке усвоения материала. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою «лепту» в общую работу. На этом этапе стоит отметить умение ребят работать в группе, выполнять действия по алгоритму, выбирать главное, оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Результаты дают возможность учителю сразу выявить вопросы, вызывающие у детей затруднения, и скорректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся, направленную на усвоение математического содержания. Работа на уроке с использованием ИКТ дает возможность проверить не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать.
Важным показателем считаю то, что за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока | Корень как общая часть родственных слов | |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) | |
Цель: Задачи: |
| |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
|
| |
Основные понятия | корень слов, родственные слова, форма слова | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч.(1 часть) – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
| |
Формы организации учебно-познавательной деятельности: | фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная. | |
Используемые педагогические технологии |
| |
Методы обучения: |
|
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включиться в учебный процесс. | Я желаю вам старанья Пониманья и желанья. Много нового узнать, Чтобы грамотно писать! - Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов. | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений 2.1.Минутка чистописания Цель: совершенствование графического навыка, развитие речевых и аналитико-синтетических способностей, внимания, мышления 2.2.Словарно – орфографическая работа Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2) - Прочитайте слова. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. - На какие две группы она может разделить данные слова? (слайд 3) - Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы е Е (слайд 4, 5) - Пропишите. -Определите закономерность последовательности букв во втором ряду: ера ерб ерв ер… (слайд 6) - Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки. -Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше? - Какую букву нам нужно запомнить? - Почему? Назовите существенные признаки дерева березы. Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов. - Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 7) -А как бы вы назвали ласково березу? - Как называется гриб, который растет под березой? - Как называется лес, в котором растут только березы? - Сравните эти слова по значению. - Сравните эти слова по написанию. | Буква е в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа, в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й’ ] и [э] строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита береза лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка березонька, березка подберезовик березняк близкие по значению общая часть – берез | Регулятивные: высказывать свое предположение; Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; Познавательные: формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. |
3.Постановка учебной задачи Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока | -Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение? - А, может быть, кто-то знает, как называется эта общая часть родственных слов? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Какова будет тема урока? - Прочитайте в оглавлении тему урока, откройте нужную страницу. -Какова цель нашего урока? - Спланируем свою деятельность на уроке: - Где может об этом узнать? - Начнем с учебника. | Открывают учебник. Определяют тему урока. Ставят для себя учебную задачу. Планируем деятельность на уроке. У учителя, в учебнике, … | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. Работа с учебником. | - Прочитайте правило в учебнике на с. 96 (Чуракова Н.А.) (Приложение 2) (слайд 9) - Как называется общая часть родственных слов? - Как иначе называются родственные слова? - Графически корень выделяется дугой (показ) - Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов. Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 10) - Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове? Упр. 68 с. 96 (Приложение 2) - Какие слова будут являться родственными? - Какие слова оказались «лишними»? | Ученик читает правило Корень Однокоренные Отвечают | Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; |
5.Реализация построенного проекта Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | - Как определить, являются ли слова родственными? Давайте составим алгоритм. Составляется алгоритм:(слайд 11) 1. Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть – корень. | Работают в соответствии с составленным планом | Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; Познавательные: создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; |
6.Физминутка Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. |
Лес - лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот - котик, сад – садовый, обед – стол, дом – домашний, дом- дым, гриб – грибной. (слайд 12) | Дети выполняют упражнения | Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия |
7.Первичное закрепление учебного материала Работа в группах на ноутбуках. Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям. | Задание будете выполнять по алгоритму на ноутбуках в группах. Инструкция: Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если фон слова окрасится в красный цвет, то вы допустили ошибку, если в зеленый- то ответ верный. тренажер «Однокоренные слова» - Что наблюдали в этом задании? - Назовите два признака однокоренных слов. | Повторение правил работы в группе. Повторение правил работы на ноутбуках. Работают в группах на ноутбуках по ЭОР учебному тренажеру «Однокоренные слова» Дети выполняют, учитель контролирует. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. Познавательные: освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова; выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; |
Включение новых знаний в систему Самостоятельная работа | Индивидуальные дифференцированные задания Приложение 1 | Выполнение самостоятельной работы | Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; Личностные: осознание алгоритма учебного действия; |
8. Итог урока. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке. | - Над какой темой урока мы работали? -Назовите цель урока? -Мы ее достигли? - Назовите два признака родственных слов. - Как иначе называются родственные слова? - Повторите алгоритм. - Что интересного было? - Для чего нам надо знать эти правила? - На полях поставьте себе оценку за урок. (слайд 13) | Отвечают Оценивают свою работу на уроке, свои знания по теме | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность Коммуникативные: наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
9.Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. Д/З | -Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха» Зелёный листик прикрепляют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно. уч. с. 96 упр. 69 | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. |
Литература:
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва: Владос, 1999 г.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Екатеринбург, 2003г.
- Чуракова Н.А.. Русский язык. 2 класс, часть1, Москва, Академкнига/Учебник, 2012 г
Приложение 1
I уровень Рассуждай так:
Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый
(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:
хлебница -
это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому
Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».
цветы – цветник, свет – светильник.
II уровень
Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день скворцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
III уровень
Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.
Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.
Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.
Образец: синий – синева.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
енот, сетка, ежиха, берёза Минутка чистописания
енот ежиха Минутка чистописания берёза сетка
Е е Минутка чистописания ера ерб ерв ер…
Словарь: б е рёза, б е рёзонька, б е рёзка, подб е рёзовик, б е резняк.
Сегодня на уроке: Мы будем … Если будет трудно…
Родственные слова Общая часть ( корень ) Общее значение (однокоренные слова)
Словарь: б е рёза, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.
Как найти корень 1 . Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть слова – корень.
Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах. Час, часок, часовщик, часть Нос, носильщик, носик, носатый. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водичка, водить. Смелый, храбрый, смелость, смельчак. Соринка, сор, сорвал, насорил.
ПРОВЕРЯЕМ Час, часок, часовщик, часть Нос, носильщик, носик, носатый. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водичка, водить. Смелый, храбрый, смелость, смельчак. Соринка, сор, сорвал, насорил.
Физминутка
Сегодня на уроке: 1. Я научился… 2. Я смог… 3. Мне понравилось… 4. Было трудно…
http://pedsovet.su/load/321-1-0-29487 - шаблон презентации автор Фокина Л. http://strana-detctva.narod.ru/index.files/bereza.jpg - береза Интернет-ресурсы: http://radhika.dvvc.ru/wpcontent/uploads/2012/08/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE-%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86.gif – солнце –анимация http://skolnik2.ucoz.ru/load/obuchenie_gramote/bukva_e/22-1-0-79 - буква Е,е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"
план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия...
Открытый урок во 2 классе на тему: "Корень как общая часть родственных слов"
Урок спланирован и проведен по природосообразной технологии образного креативного чтения и письма, в соответствии с авторской программой по русскому языку для 2 класса Т.Г.Рамзаевой, в соответст...
Урок русского языка во 2 классе. "Корень как общая часть родственных слов"
Презентация. "Начальная школа 21 в"...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...
корень как общая часть родственных слов
конспект урока...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Корень как общая часть родственных слов".
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний учащихся о родственных словах, о понятии «корень слова»;Задачи:Образовательная:-закрепить умени...
Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...