Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 18.2 КБ |
презентация к словарной работе | 1.1 МБ |
приложение к уроку, стихи для детей | 14.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень как общая часть родственных слов
Педагогическая цель: Способствовать развитию умения обозначать корень как общую часть родственных слов;
Создать условия для распознавания слов, имеющих общую часть, и слов, близких по значению;
Содействовать ознакомлению со словарными словами земляника, медведь, правильному использованию в речи слов звонит, звонят, позвонит.
Тип урока : открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные): Наблюдают за значением и звучанием родственных слов. Обозначают корень как общую часть родственных слов. Распознают слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению. Соблюдают гигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, ручки в руке при письме.
Универсальные учебные действия:
П- осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; формулируют выводы.
Р- принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий.
К- оформляют свои мысли в устной и письменной формах (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других.
Личностные результаты: проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей.
Основное содержание темы, понятия, термины: Корень как общая часть родственных слов. Слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению. Земляника, медведь.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1.Мотивирование к учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, все загадки разгадать, Научитесь наблюдать! Будем вместе развивать У себя внимательность. А поможет всё узнать Наша любознательность. Проверка готовности к уроку: Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадка? | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
2. Минутка чистописания | Индивидуальная Практический Письмо в тетр. | ао//юы//эе//её// | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
3.Постановка учебной задачи | Фронтальная Словесный Слово учителя, беседа | Называет тему урока, предлагает учащимся сформулировать учебную задачу | Формулируют учебную задачу | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. Обозначение корня. | Фронтальная Словесный Практический. Упражнение | Сказка о корне слова. Организует комментированное выполнение упр.1 | Комментируют свои действия при выполнении упражнения | Выполняют задания по образцу. Выделяют корень в словах | упражнение |
5.Рубрика «Говори правильно» | Фронтальная Словесный, практический. Слово учителя, упражнение | Обращает внимание на правильное произношение слов: звонит, звонят, позвонит. | Слушают учителя, проговаривают и записывают слова, ставят ударение | Овладевают нормами русого языка, используют в своей речи и оценивают соблюдение этих норм в речи собеседников | Правильное произношение слов |
6.Корень как общая часть родственных слов | Фронтальная Словесный. Беседа, упражнение, правило | Предлагает прочитать группы слов в упражнении 2, найти лишние слова, объяснить свой выбор. Организует работу с рубриками «Тайны языка» и «Обрати внимание» | Устно выполняют упражнение. Знакомятся с правилом нахождения корня в слове. | Осуществляют анализ, находят однокоренные слова. Выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий | Упражнение, правило, беседа по вопросам |
7. Минутка отдыха | Коллективная Практический | Материал для физминутки см.в приложении | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
8.Слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению. | Групповая Словесный, проблемный. Упражнение, беседа | Комментирует задания упражнения 3, контролирует их выполнение | Выполняют упражнение устно в группах | Осуществляют анализ. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других | Упражнение, беседа по вопросам |
9.Словарно-орфорграфическая работа Земляника, медведь | Фронтальная, индивидуальная Словесный, практический. Беседа, письмо | Проводит работу со словарными словами, организует просмотр презентации | Записывают и запоминают правописание слов | Усваивают лексическое значение и правописание слов | Письмо |
10. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. беседа | -Какую задачу нам предстояло решить на уроке? -Удалось ли её решить? -Какой вид работы понравился больше? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
11.Домашнее задание Упражнение 4 стр.92 | Фронтальная Словесный Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Земляника , земляника , Что за прятки, выходи-ка! А она листком шуршит, Показаться не спешит!
медведь Мишка лапою мохнатой Не спеша малину рвёт. Ходит, ищет косолапый Сладкий и душистый мёд.
Мишка очень любит мед Свежий , из пчелиных сот Он бы с пчелкой подружился Этим лакомством разжился Только пчелы вот беда С ним не дружат никогда
Отгадаем загадки! Лесная и садовая, Душистая, медовая, Вся розовато-красная, Да и на вкус прекрасная. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос .
Предварительный просмотр:
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь пальчики
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно в норках мыши.
Загадки к словарной работе
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Стихи к уроку
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был он фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам …рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот – садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Сказка о корне и однокоренных словах.
Послушайте сказку, которая называется “Семья слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось “словесное” дерево. Самой главной частью его был КОРЕНЬ, который назывался - САД. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда КОРЕНЬ - САД разрастался, из него появились новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА, ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, в данном случае эта часть САД, показывающая, от какого слова они образовались, какой у них общий смысл. Такую семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и уютный:
- Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)
- Назовите общую часть у этих слов. (Сад)
- Как называется эта часть слова? (Корень)
- Раз они имеют общую часть САД, то какие эти слова? (Однокоренные)
- Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут” другие слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...
Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.
Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова. ...
Урок русского языка 2 класс УМК Школа России ".Что такое родственные слова?"
Научатся находить и образовывать родственные слова.Употреблять их в речи .Познакомятся с признаками родственных слов....