Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Малышева Галина Леонидовна

план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Корень как общая часть родственных слов

Педагогическая цель: Способствовать развитию умения обозначать корень как общую часть родственных слов;

                                         Создать условия для распознавания слов, имеющих общую часть, и слов, близких по значению;

                                         Содействовать ознакомлению со словарными словами земляника, медведь, правильному                                           использованию в речи слов звонит, звонят, позвонит.

Тип урока : открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные): Наблюдают за значением и звучанием родственных слов. Обозначают корень как общую часть родственных слов. Распознают слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению. Соблюдают гигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, ручки в руке при письме.

Универсальные учебные действия:

 П- осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; формулируют выводы.

Р- принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

К- оформляют свои мысли в устной и письменной формах (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других.

Личностные результаты: проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей.

Основное содержание темы, понятия, термины: Корень как общая часть родственных слов. Слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению. Земляника, медведь.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя

Приветствие учащихся

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать, все загадки  разгадать,

Научитесь наблюдать!

Будем вместе развивать

У себя внимательность.

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Проверка готовности к уроку: 

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадка?

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Минутка чистописания

Индивидуальная

Практический

Письмо в тетр.

ао//юы//эе//её//

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная

Словесный

Слово учителя,

беседа

Называет тему урока, предлагает учащимся сформулировать учебную задачу

Формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обозначение корня.

Фронтальная

Словесный

Практический.

Упражнение

Сказка о корне слова.

Организует комментированное выполнение упр.1

Комментируют свои действия при выполнении упражнения

Выполняют задания по образцу.

Выделяют корень в словах

упражнение

5.Рубрика «Говори правильно»

Фронтальная

Словесный, практический.

Слово учителя, упражнение

Обращает внимание на правильное произношение слов: звонит, звонят, позвонит.

Слушают учителя, проговаривают и записывают слова, ставят ударение

Овладевают нормами русого языка, используют в своей речи и оценивают соблюдение этих норм в речи собеседников

Правильное произношение слов

6.Корень как общая часть родственных слов

Фронтальная

Словесный.

Беседа, упражнение, правило

Предлагает прочитать группы слов в упражнении 2, найти лишние слова, объяснить свой выбор. Организует работу с рубриками «Тайны языка» и «Обрати внимание»

Устно выполняют упражнение. Знакомятся с правилом нахождения корня в слове.

Осуществляют анализ, находят однокоренные слова. Выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий

Упражнение, правило, беседа по вопросам

7. Минутка отдыха

Коллективная

Практический

Материал для физминутки см.в приложении

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

8.Слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению.

Групповая        

Словесный, проблемный.

Упражнение,

беседа

Комментирует задания упражнения 3, контролирует их выполнение

Выполняют упражнение устно в группах

Осуществляют анализ. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других

Упражнение, беседа по вопросам

9.Словарно-орфорграфическая работа

Земляника,

медведь

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, практический.

Беседа, письмо

Проводит работу со словарными словами, организует просмотр презентации

Записывают и запоминают правописание слов

Усваивают лексическое значение и правописание слов

Письмо

10. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

беседа

-Какую задачу нам предстояло решить на уроке?

-Удалось ли её решить?

-Какой вид работы понравился больше?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция.

11.Домашнее задание

Упражнение 4 стр.92

Фронтальная

Словесный

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Упражнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

земляника Ягода алеет на пригорке, Приглашая на лесной обед. Земляники тёплым летом столько, Что зверей в лесу голодных нет.

Слайд 2

Земляника , земляника , Что за прятки, выходи-ка! А она листком шуршит, Показаться не спешит!

Слайд 3

медведь Мишка лапою мохнатой Не спеша малину рвёт. Ходит, ищет косолапый Сладкий и душистый мёд.

Слайд 4

Мишка очень любит мед Свежий , из пчелиных сот Он бы с пчелкой подружился Этим лакомством разжился Только пчелы вот беда С ним не дружат никогда

Слайд 5

Отгадаем загадки! Лесная и садовая, Душистая, медовая, Вся розовато-красная, Да и на вкус прекрасная. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос .



Предварительный просмотр:

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Загадки к словарной работе

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Стихи к уроку

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был он фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам …рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот – садовод. С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Сказка о корне и однокоренных словах.

Послушайте сказку, которая называется “Семья слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось “словесное” дерево. Самой главной частью его был КОРЕНЬ, который назывался - САД. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда КОРЕНЬ - САД разрастался, из него появились новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА, ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, в данном случае эта часть САД, показывающая, от какого слова они образовались, какой у них общий смысл. Такую семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и уютный:

- Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)

- Назовите общую часть у этих слов. (Сад)

- Как называется эта часть слова? (Корень)

- Раз они имеют общую часть САД, то какие эти слова? (Однокоренные)

- Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут” другие слова. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.            ...

Урок русского языка 2 класс УМК Школа России ".Что такое родственные слова?"

Научатся находить  и образовывать родственные слова.Употреблять их в речи .Познакомятся с признаками родственных слов....