Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [ф] [ф']" буква Ф,ф, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [ф], [ф’], буквой Ф, ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_bukva_ff.docx223.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.12.18                                                                                                                             ФИО учителя: Маркина. С.В.

Школа: № 95                                                                                                                        ФИ студента: Занкина Н.

Класс:        1-5                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И. И.                                

Кабинет: № 305                                                                                                                                                                                                                                            

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Звуки [ф][ф`], буквы Ф, ф»

Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [ф], [ф’], буквой Ф, ф.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь характеризовать звуки [ф][ф`], выделять их в словах;

- уметь использовать условное обозначение глухих твердого и мягкого звуков [ф], [ф’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;

- уметь сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.

Личностные:

- осознавать свои возможности в учении;

- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

- оценивать усвоение содержания материала.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть.

Челябинск, 2018

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке обучения грамоте. Присаживайтесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Наглядный

(демонстрация)

Практический (упражнение аналитико-синтетического характера)

Словесный (беседа)

Языковой анализ (фонетический)

7 мин

- Сейчас, ребята, я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы.

- Назовите предметы, изображённые на них.

- Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы.

- Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы?

- Что помогло вам назвать эти предметы?

- Чем предмет отличается от слова?

- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.

- А какое слово можно исключить из второй группы?

- Итак, какие слова вы исключили?

- Произнесите слово Фламинго хором.

- Произнесите слово, выделяя первый звук. Назовите его.

- Произнесите слово «Фиалка».

- Произнесите слово, выделяя первый звук. Назовите этот звук.

- Итак ребята, а раньше мы говорили про эти звуки?

- Белка, фламинго, сокол.

- Фиалка, сирень, роза.

- Животные; цветы.

- Слова, которые их называют.

- Предмет мы можем увидеть и потрогать, а слово мы можем только произнести и услышать.

- Фламинго - в этом слове три слога, а в остальных - два; 8 звуков, а в остальных – по 5.

- Фиалка - в этом слове три слога, а в остальных – два.

- Фламинго, фиалка.

- В слове «фламинго» первый звук [ф].

 

- В слове «Нюша» - [ф’].

- Нет, не говорили.

.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков

ПЛ: синтез – составление целого из частей.

ПЛ: выбор оснований и критериев для сравнения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа, фронтальный опрос)

2 мин

-Откройте учебник на странице 70.

-  Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Рассмотрите схемы в левом верхнем углу, сформулируйте цели урока.

- Звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф.

- Познакомиться с двумя согласными звуками, 1- согласный, глухой, твёрдый; 2 – согласный, глухой, мягкий.

Р: целеполагание.

Л:смыслообразование.

ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Практический (упражнение)

Языковой анализ (фонетический)

Словесный (беседа)

Языковой анализ (лексический)

10 мин

– Ребята, рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто изображен на первой картинке? Кто изображен на второй картинке?

- Кого называют фокусником? Где можно встретить фокусника? Что показывает фокусник?

- Объясните, что обозначает слово «фокус».

- Произнесите хором слово «фокус». А теперь произнесите слово «фокус» по слогам и орфоэпически.

- Прочитайте первый слог.

- Назовите первый звук.

- Дайте его характеристику по схеме.

- Итак, следующее слово у нас «фикус»

- Объясните значение слова «фикус».

- Произнесите хором слово «фикус». А теперь произнесите слово «фикус» по слогам и орфоэпически.

- Прочитайте первый слог.

- Назовите первый звук.

- Дайте его характеристику по схеме.

- Посмотрите, ребята, на письме два этих звука обозначаются буквой Ф.

- Рассмотрите материал со знаком конверта. Что вы узнали о букве Ф?

- Фокусник, фикус

- В цирке.

- Фокусы

- Фокус - это действие, которое выполняет фокусник.

- Фокус.

- Фо.

- [ф]

- В слове «фокус» – согласный звук [ф], глухой, твердый.

- Фикус – это растение.

- Фикус.

- Фи

- [ф`].

 - В слове «фикус» – согласный звук [ф’], глухой, мягкий.

- Буква «эф» обозначает два согласных звука: глухой твердый звук [ф] и глухой мягкий звук [ф’].

Р: составление плана и последовательности действий.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПЛ: подведение под понятие, выведение следствий.

Динамическая пауза

1 мин

- Ребята, давайте с вами немного отдохнем.

Свежий воздух мы вдохнём

За грибами все пойдём:

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём

И в обратный путь пойдём

V. Первичное закрепление во внешней речи

Частично поисковый

Работа с книгой

Практический (упражнение)

Языковой анализ (фонетический)

Практический (упражнение)

Чтение слов (индивидуальное, по цепочке, с наращиванием)

Языковой анализ (фонетический)

Практический (упражнение)

8 мин

- А теперь, ребята в группах по 4 человека, прочитайте столбики слогов внизу первой страницы и сравните их.

- А теперь первая группа читает хором первый столбик слогов, вторая-второй, третья-третий, четвертая – четвертый…

- Что вы заметили в слогах, которые начинаются на ф?

- Ребята, а что мы можем сказать про слоги в каждом столбике?

- Почему в первом столбике звук [ф] твердый?

- Почему во втором столбике звук [ф] твердый?

- Почему в третьем столбике звук [ф] мягкий?

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный в слоге: твердый или мягкий?

- Ребята, сейчас читаем друг за другом столбики слов по строчке.

- Ребята, скажите, что такое «футляр»?

- Составьте схемы слов, используя фишки-звуки. Слова представлены на слайде

Футляр Дельфин Фонарь

- Посмотрите на слайд, у всех так? Я пройду, проверю.

- Как мы можем узнать, какой в слове звук [ф] или [ф`].

- Во всех слогах есть буква ф, но буквы гласных разные. В первом столбике сначала стоит буква гласного, а потом буква согласного «эф».

А во втором и в третьем столбике сначала буква согласного «эф», а потом буква гласного.

- В первом и во втором столбиках слоги с твердым согласным звуком [ф].

- В третьем столбике слоги с мягким согласным звуком [ф`]

- Потому что гласные А,О,У,Э,Ы,И указывают на твердость последующего согласного.

- Потому что гласные А,О,Ы,У указывают на твердость предшествующего согласного.

- Потому что гласные Я,Е,Ю,И,Ё указывают на мягкость предшествующего согласного.

- Посмотреть на букву, стоящего после буквы, обозначающей согласный звук.

- Футляр - коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или для предохранения от порчи.

- Посмотрим на букву, стоящую после данного звука.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Динамическая пауза

1 мин

- Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем в игру.

- Если вы слышите, что в слове звук [ф] – вы присаживаетесь, если слышите звук [ф`] - поднимаете руки вверх.

- Фонарь, Федя, футболист, филин, фрукты, фиалка, фартук, ферма.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический (упражнение)

Чтение слов (индивидуальное, по цепочке)

Языковой анализ (фонетический)

Работа с книгой

Выборочное чтение

7 мин

- Ребята, сейчас читаем друг за другом пары слов в розовой и голубой рамочке.

- А теперь вы поработаете в парах. Вам нужно обсудить как изменялись пары слов в рамочках. На обсуждение у вас есть 3 минуты.

- Итак, как же изменялись пары слов?

- А как вы думаете какая пара слов лишняя в первой рамочке? И почему?

– Прочитайте слова, в которых буква «ф» обозначает звук [ф].

– Прочитайте слова, в которых буква «ф» обозначает звук [ф’].

– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы. Почему?

– Прочитайте слова с буквой «ф», которые состоят из одного слога.

– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.

- В первой рамочке последняя буква заменялась буквой ф.

А во второй добавлялась буква ф.

- Форма-ферма, потому что во всех остальных парах последняя буква заменялась буквой ф.

- Форма, гриф, граф, торф, миф, фон, арфа, Марфа, фрак, вафля, фланг.

- Ферма.

- Марфа, Валя. Потому что это имена людей.

- Гриф, граф, торф, миф, фон, фрак, флаг, фланг.

- Форма, ферма, арфа, Марфа, Валя, вафля.

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VII. Включение в систему знаний

Чтение текста

Работа с книгой

Выборочное чтение

Словесный (беседа)

4 мин

- Сейчас, мы с вами почитаем стихотворение про филина. (читают пару учеников)

- Итак ребята, прочитайте слова, в которых есть звук [ф`].

- А теперь слова со звуком [ф].

- Почему в слове «филин» буква «ф» обозначает звук [ф`]?

- А почему в словах «фарой» и «фонари» буква «ф» обозначает звук [ф]?

- Хорошо. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Замени звук».

Игра «Замени звук»

- Ребята, вам нужно заменить в слове первый звук на звук [ф]:

бантик – …….(фантик)    марш – ……..(фарш)

пара – ………(фара)      казан – ……(фазан)

плот – ……..(флот)    порт – …….(форт)

манера – ……(фанера)    норма – …….. (форма)

- Филин

- Фарой, фонари.

- Потому что после буквы ф стоит гласная буква и, которая указывает на мягкость.

- Потому что после буквы ф стоят гласные буквы а,о, которые указывают на твердость.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный

(беседа, опрос)

3 мин

-Итак, ребята, скажите, какую цель мы ставили в начале урока?

- Поднимите зеленую карточку, если, по вашему мнению, вы хорошо работали на уроке, желтую – если поработали не очень хорошо, и красную – если поработали плохо.

- Спасибо за урок.

- Познакомиться с буквой Ф и звуками [ф] и [ф`].

Р: оценка.

ПО: структурирование знаний.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"

Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

Конспект урока по обучению грамоте по теме «Закрепление пройденных букв А, У, М, Н»

Конспект урока по обучению грамоте по теме «Закрепление пройденных букв А, У, М, Н». Программа "Планета знаний". 1 класс....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...