Урок русского языка 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
урок русского языка в 3 классе. Тема урока : "Сложные слова". Урок для ознакомления открытия нового способа образования слов – сложение основ; научить умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;• Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка по теме:"Сложные слова". | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет, класс. Русский язык 3 класс
Тема : Сложные слова
Программа «Школа России»
Учебник Русский язык Учеб. для 3 кл. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2017 г.
Тип урока: Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся .
Жмаева Галина Семёновна,
учитель начальных классов
Цели:
- создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;
- развивать речь, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому языку, внимание.
- Умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
- Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
- Развивать умение следовать заданным инструкциям учителя;
- Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Оборудование: карточки со сложными словами, плакат с кроссвордом, индивидуальные карточки, эпиграф к уроку на плакате «Грамоте учиться – всегда пригодится», рисунок самолёта, сказочные герои, название остановочных пунктов, слова «физическая культура» и «физминутка»,запись сложных слов с пропущенными орфограммами на индивидуальных карточках.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое сегодня число? Прочитайте запись числа. Что вы заметили? Какое это слово? Из каких основ состоит это слово? Какие орфограммы есть в слове шестнадцатое? Прежде, чем записать число, подготовим пальчики к работе.
Гимнастика для пальцев. Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт. Поочередной массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
…Один, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять – массаж правого большого пальца;
Этот пальчик самый сильный, – массаж левого большого пальца;
Самый толстый и большой, – массаж правого указательного пальца;
Этот пальчик для того, – массаж левого указательного пальца;
Чтоб показывать его – массаж правого среднего пальца;
И стоит он в середине – массаж правого безымянного пальца;
Этот пальчик безымянный – массаж левого безымянного пальца;
Он избалованный самый, – массаж правого мизинца;
А мизинчик хоть и мал, – массаж левого мизинца;
Очень ловок и удал.
– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма – наш девиз.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вместе со сказочными героями вот на этом самолёте. (Показ рисунка.)
Мы в путь за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём!
– Итак, в путь!
II. Словарная работа.
Первая остановка “Словаринка”.
– Поиграем в игру “Перекрёсток”. Заменим предложения одним словом и запишем по горизонтали в кроссворд. Один ученик работает у доски, а остальные – записывают в тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
1с |
|
|
|
|
| з |
2 | а |
|
|
| о |
|
3 |
| м |
| в |
|
|
4 |
|
| о |
|
|
|
5 |
| р |
| л |
|
|
6 | а |
|
|
| ё |
|
7п |
|
|
|
|
| т |
- Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
- Большой чайник на ножках. (Самовар)
- Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
- Лес, поваленный бурей. (Бурелом)
- Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк)
- Огнестрельное оружие. (Пулемёт)
– Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова получились? (Сложные)
– Почему эти слова сложные? Докажите.
III. Актуализация знаний.
Вторая остановка “Повторяйка”.
– Что такое сложные слова?
– Как соединяются два корня в сложных словах?
– После каких звуков пишется соединительная гласная о?
– После каких звуков пишется соединительная гласная е?
– Образуйте сложное слово от слов “птица” и “фабрика”.
– Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего городу нужна птицефабрика?
– Какую соединительную гласную запишем в этом слове? Покажите карточкой. Запишите слово и его схему. Какая схема подошла к этому слову?
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Сообщение целей урока.
IV. Постановка проблемного вопроса.
Третья остановка “Вопросительная”.
– Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?
V. Решение проблемного вопроса.
– Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к части “физ”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?
Работа в проблемных группах и подготовка ответов.
– А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей и т. д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о происхождении слов спасибо, медведь, пароход, велосипед, чародей, злодей, ротозей, парикмахер, спортсмен, бизнесмен)
– Прочитайте слова: диван-кровать, ковёр-самолёт, стенгазета, горицвет, мышка-норушка, Новгород.
– Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в них соединительные гласные?
– Так как ещё могут соединяться основы в сложных словах?
Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них.
VI. Закрепление изученного.
Четвёртая остановка “Закрепляйка”.
а)– С основой “душа” существует много слов. Подберите сложные слова с основой “душа”.
На доске запись:
Просто- |
– Как вы понимаете значение слов – малодушный, тщедушный, единодушный, душещипательный?
– Есть ли в словах соединительные гласные? Какие?
– Запишите 5 слов по выбору в тетрадь. Разберите по составу первое слово.
Взаимопроверка.
б) Самостоятельная работа.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1-й вариант:
Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.
2-й вариант:
Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока.
– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка по таблице на доске.
в) Упражнение 140, с. 78.
– Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделив корни, подчеркните соединительные гласные.
Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой
Фронтальная проверка.
VII. Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу. Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав?
– Как соединяются основы в сложных словах?
VIII. Домашнее задание.
– Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.
IX. Рефлексия.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат кружочки красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красный кружочек, кто работал на “хорошо” – покажите зелёный кружочек, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синий кружочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...