Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
С помощью этого материала дети научатся составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, сформируют умения рассматривать и анализировать картину, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchee_sochinenie_po_kartine_i.i._levitana_4_klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс : Русский язык, 4 класс
Тема урока: Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана
«Весна. Большая вода»
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника,.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: овладеют навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развивать речь обучающихся, записывать составленный текст
Образовательные ресурсы:
1. Толковый словарь.
2. Интернет-ресурсы: Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников». URL:www.bibliotekar.ru/art.htm
• URL: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk
3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист.
4. Аудиозапись музыки «Времена года».
5. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
6. Документ - камера.
7. Презентация.
Подготовительная работа: Экскурсия в природу, чтение рассказов стихов о весне, запись в тетрадь интересных выражений о весне, слушание музыки.
Этап урока на котором использовалась документ - камера:
Анализ картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
Ход урока:
- Орг. момент.
-Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди, носит разные одежды: летом- яркие цветочные ситцевые платья, зимой- белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.
-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?
Весна – это светлый праздник возрождения природы.
- Кто из вас бывал в весеннем лесу? (Слайд 1)
- Что особенно интересного вы там заметили?
- Опишите ваше настроение
3. Слушание музыки:
- Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)
- Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны ( звучит музыка).
- Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.
- Что вы услышали?
4. Анализ стихотворения
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд».
Весна идёт, весна идёт-
И тихих тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней! (Ф. Тютчев)
III. Освоение нового содержания и его применение
1. Определение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? (Слайд 2)
- Посмотрите на слайды.
- Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" (Слайд 3), «Осень. Река» (Слайд 4),
«Осень» (Слайд 5),
«Дубовая роща. Осень» (Слайд 6),
«Поздняя осень» (Слайд 7).
« Весна. Большая вода» (Слайд 8). Кто автор этих картин?
- Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.
- Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Весна. Большая вода».
-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- Будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
2. Библиографические сведения о художнике. (Интернет -ресурсы)
-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
3.Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 10)
Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.
4. Физминутка
5. Словарная работа.
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж). Словарное слово пейзаж вывешивается на доску
- Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист вывешивается на доску.
6. Анализ картины «Весна. Большая вода». (использование документ- камеры)
- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.
-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья)
- Как бы вы назвали картину?
-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая вода»?
- Давайте подумаем, почему именно так.
- В какой момент художник изобразил реку? (Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области )
-Какой изображена река? (Река спокойная и неподвижная)
-Как вы думаете, каждый ли год река разливается так широко?
- Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.
(Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий)
-Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?
(Это бани . Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко. А это бывает не каждый год. Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье . Красивое название, но теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины)
- Какие цвета преобладают на картине? (Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое - бывает тогда, когда светит солнце)
- Почему главные цвета голубой и жёлтый? (они придают трепетность, «воздушность»
А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?
(Земля жёлтая , коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые . на них играют солнечные зайчики)
- Какое на картине небо? (Небо нежно голубое)
- С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
- Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?
(Берёзки молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой)
- Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?
(Солнце ликует , играет на стволах, отражается в зеркале воды.)
- А как художник изобразил рощицу на берегу ?
(Деревья стоят прижавшись друг к другу , наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод. Каждое деревце изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна. )
-Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым? (Не бойтесь воды . Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим , и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.)
- Что изображено на переднем плане? Что можно предположить? ( На переднем плане – забытая лодка. Возможно это сам художник. Он уже бывал здесь. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев на берегу.)
-Что в этот момент испытывает художник ? ( Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)
- А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?
(Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом.)
7. Лексико- орфографическая подготовка: (Слайд 11)
1. Объясните значение слов и выражений: половодье, вытянутые и изогнутые деревья, отражают, плывущие облака.
2. Заменить близкими по значению слова: изобразил, плывёт, солнечный, отражаются, строения, прибившаяся.
3. Произнести слова сначала «орфографически», затем «орфоэпически»: пейзаж, изобразил, настроение, холодная синева, тонкоствольные берёзы, оживающая крона, плывущие по небу, смотрят , половодье.
4. С данными словами и словосочетаниями составить предложения: изобразил, половодье, вешние воды, апрельский солнечный денёк, сливается, деревянные строения, прибившаяся лодка.
8. Речевая подготовка.
- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их.
(Слайд 12)
- А какие слова больше подходят для описания реки?
- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.
(Слайд 13)
- А какие слова больше подходят для описания травы? (Слайд 14)
9. Составление плана.
-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)
-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).
-О чём будем рассказывать в первой части?
(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
-Какими словами можно начать?
(«Передо мной картина известного художника…»)
-Что будем описывать во второй части?
(В ней будем описывать картину).
-Что именно будем описывать?
(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
-Как начнёте описание?
(На картине изображена весна …)
-О чём будем писать в третьей части?
(О своих чувствах, об отношении к картине)
-Как можно начать заключительную часть?
(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)
(Мне эта картина нравится тем то…)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: ( Слайд 15)
- Начало половодья.
- Апрельский солнечный денёк.
- Деревья встречают весну.
10.Устное описание картины:
задний план: большая вода, воздух, небо
разлившаяся река, затопленные постройки, сине- голубая вода, прозрачный воздух, наполнено солнцем , солнечные зайчики
передний план: молодые берёзки
искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками, тянутся венчиками, разноцветье красок, солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.
Слева, вдали , сверху, внизу, потому что, чтобы, так как, кое-где.
11.Самостоятельная работа учащихся.
– Запишите 2–3 предложения по рисунку. (Вариант: Приближалась гроза. Небо мрачное. Болотные травы гнутся от ветра. По шаткому мостику бегут дети.)
12. Взаимопроверка.
13. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...
Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....
Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...
Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."
Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...
Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Планируемые результаты:Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать...
Сочинение по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода"
В этом коспекте редставлен урок по развитию речи, разработанный по ФГОС....
Конспект урока "Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода"" (3 класс, УМК "Планета Знаний")
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....