Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пилипчук Ирина Александровна

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Пилипчук Ирина Александровна, учитель начальных классов

"МОУ Школа №32  г.Черемхово"

Предмет, класс : Русский язык, 4 класс

Тема урока:  Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана

                                «Весна. Большая вода»

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  научатся составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника,.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: овладеют навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развивать речь обучающихся, записывать составленный текст

Образовательные ресурсы:

1. Толковый словарь.

2. Интернет-ресурсы:  Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников».  URL:www.bibliotekar.ru/art.htm

•  URL: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

    3. Карточки  для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист.

     4. Аудиозапись музыки «Времена года».

     5. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

     6. Документ - камера.

     7. Презентация.

Подготовительная работа: Экскурсия в природу, чтение рассказов стихов о весне, запись в тетрадь интересных выражений о весне, слушание музыки.

Этап урока на котором использовалась документ - камера:        

Анализ картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Ход урока:

  1. Орг. момент.

      -Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди, носит разные одежды: летом- яркие цветочные ситцевые платья, зимой- белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

 Весна – это светлый праздник возрождения природы.

- Кто из вас бывал  в весеннем  лесу?  (Слайд 1)

- Что особенно интересного вы там заметили?

     - Опишите ваше настроение

         3. Слушание музыки:

- Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)

          - Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны ( звучит музыка).

- Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.

- Что вы услышали?

        4. Анализ стихотворения         

                                       

                                        Ещё в полях белеет снег,

        А воды уж весной шумят-

        Бегут и будят сонный брег,

        Бегут, и блещут, и гласят…

        Они гласят во все концы:

        «Весна идёт! Весна идёт!

        Мы молодой весны гонцы,

        Она нас выслала вперёд».

        Весна идёт, весна идёт-

        И тихих тёплых майских дней

        Румяный светлый хоровод

        Толпится весело за ней!  (Ф. Тютчев)

III. Освоение нового содержания и его применение

1. Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение?  (Слайд 2)

- Посмотрите на слайды.

- Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" (Слайд 3), «Осень. Река» (Слайд 4), 

«Осень» (Слайд 5), 

 «Дубовая роща. Осень» (Слайд 6),

 «Поздняя осень»   (Слайд 7). 

 « Весна. Большая вода»    (Слайд 8). Кто автор этих картин?  

 - Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

-  Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Весна. Большая вода».

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?  

- Будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.  Библиографические сведения о художнике. (Интернет -ресурсы)

  -Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

3.Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 10)

      Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

4. Физминутка

5. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж). Словарное слово  пейзаж вывешивается  на доску 

-  Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово  художник-пейзажист    вывешивается на доску.

6. Анализ картины «Весна. Большая вода». (использование документ- камеры)

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что  деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По  цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные  бывают  только весной. Вода  затопила деревья)

- Как бы вы назвали картину?

 -Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая вода»?

  - Давайте подумаем, почему именно так.

  - В какой момент художник изобразил реку? (Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области )

  -Какой изображена река? (Река спокойная и неподвижная)

  -Как вы думаете, каждый ли год  река разливается так широко?  

 - Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

 (Река разлилась так широко, что  другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие  находятся высоко  на берегу. Другой берег  высокий)

  -Как вы думаете, а  что за строения  оказались в воде?

(Это бани . Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается  очень широко.  А это бывает не каждый год. Народное выражение  «большая вода»  и означает  очень широкий разлив, большое  половодье . Красивое название, но  теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины)

 - Какие цвета преобладают на картине?  (Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная  и     поэтому она синяя, небо голубое  - бывает тогда, когда светит солнце)

-  Почему главные цвета голубой и жёлтый? (они придают трепетность, «воздушность»

А как  можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

         (Земля жёлтая , коричневая, потому что её нагрело  солнце. Берёзки тоже жёлтые . на них играют  солнечные зайчики)

 - Какое на картине небо? (Небо нежно голубое)

 - С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

- Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

         (Берёзки  молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется  освободиться от воды, вырваться, они изображены, как   в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом,  а небо сливается с водой)

- Посмотрите на рощицу в  центре на первом плане. Какие  цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

(Солнце ликует , играет на стволах, отражается  в зеркале воды.)

- А как художник изобразил рощицу на берегу ?

(Деревья стоят прижавшись друг   к другу , наблюдают за теми ,  которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий  хоровод. Каждое деревце  изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна. )

-Почему среди молодых берёзок  Левитан изобразил старое дерево. Как  по-вашему: о чём  может говорить старое дерево молодым? (Не бойтесь воды . Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло  большим , и вы такими будете. Большие деревья  как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.)

- Что изображено на переднем  плане? Что можно предположить? ( На переднем плане – забытая лодка. Возможно это сам художник. Он уже  бывал здесь. Его сюда привлекали  дали, бескрайний простор. Он  сейчас среди высоких деревьев на берегу.)

-Что  в этот момент испытывает художник ? ( Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)

- А вам хотелось бы оказаться  в том месте, которое изобразил художник?

      (Побегать по берегу, потрогать воду,  подышать свежим воздухом.)

7. Лексико- орфографическая подготовка: (Слайд 11)

1. Объясните значение слов и выражений: половодье, вытянутые и изогнутые деревья, отражают, плывущие облака.

2. Заменить близкими по значению слова: изобразил, плывёт, солнечный, отражаются, строения, прибившаяся.

3. Произнести слова сначала «орфографически», затем «орфоэпически»: пейзаж, изобразил, настроение, холодная синева, тонкоствольные берёзы, оживающая крона, плывущие по небу, смотрят , половодье.

4. С данными словами и словосочетаниями составить предложения: изобразил, половодье, вешние воды, апрельский солнечный денёк, сливается, деревянные строения, прибившаяся лодка.

8.  Речевая подготовка.

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их.    

   (Слайд 12)

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.

   (Слайд 13)

- А какие слова больше подходят для описания травы?       (Слайд 14)

9.  Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)

-Как называются части?      (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

  (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

                             («Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во  второй части?

                          (В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

                             (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

                             (На картине изображена весна …)

-О чём будем писать в третьей части?

                              (О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

                            (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…)

                            (Мне эта картина нравится тем то…)

                                   

                                            ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:  ( Слайд 15)

  1. Начало половодья.
  2. Апрельский солнечный денёк.
  3. Деревья встречают весну.

10.Устное описание картины:

задний план: большая вода, воздух, небо

 разлившаяся река, затопленные постройки,  сине- голубая  вода, прозрачный воздух,  наполнено солнцем , солнечные зайчики

передний план: молодые берёзки

искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками,  тянутся венчиками, разноцветье красок,  солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.

 Слева, вдали , сверху, внизу, потому что, чтобы,  так  как, кое-где.

11.Самостоятельная  работа учащихся.

– Запишите 2–3 предложения по рисунку. (Вариант: Приближалась гроза. Небо мрачное. Болотные травы гнутся от ветра. По шаткому мостику бегут дети.)

12. Взаимопроверка.

13. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."

Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...

Сочинение по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода"

В этом коспекте редставлен урок по развитию речи, разработанный по ФГОС....

Конспект урока "Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода"" (3 класс, УМК "Планета Знаний")

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

С помощью этого материала дети научатся составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, сформируют умения рассматривать и анализировать картину, пр...


 

Комментарии

Порфенцова Елена Павловна

Здравствуйте! Спасибо за материал. Но хотелось бы видеть ещё и презентацию к этому уроку.