Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razv_rechi_levitan_vesna.bolshaya_voda.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. 3класс
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна . Большая вода.»
Цели урока:
- Формировать умение описывать содержание картины.
- Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
- Учить отбирать материал по теме.
- Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.
Ход урока:
1 Вступительное слово о художнике.
- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин. Многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.
-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./
- Картина, которую мы сегодня будем рассматривать, находится в Москве в Третьяковской галерее.
- Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?
- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.
- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.
- Что такое пейзаж? /Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/
- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/
2.Знакомство с картиной.
/Слайд №5, у детей на партах репродукции/
- Итак, перед вами на партах и на доске репродукция с картины Левитана «Весна.Большая вода». Прежде, чем мы начнем рассматривать, скажите, что такое репродукция?
/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/
- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.
/Дети смотрят, учитель читает:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. Н.И.Рыленков
-Что-то хочется сказать о впечатлениях, которые произвела картина после первого знакомства?
- Картина называется «Весна. Большая вода». Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? /половодье/
-Что такое половодье , когда оно бывает?
- Где мы уже встречались с этим явлением природы?
/ Изложение «В половодье» отрывок из рассказа Скребицкого;
Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»/
3. Анализ картины.
- Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Б.в.»
/приготовьте листы подготовке/
- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.
- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/
- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/
- Почему голубая? /Отражается небо/
А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/
- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?
- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/
- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/
- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.
Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/
- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/
- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/
- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?
- Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/
-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/
-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/
-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени/
- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/
-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./
- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине.
/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.
Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.
Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./
- Составление плана.
- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.
-Сколько частей в тексте? Какие?
/на доске:1ч. Вступление
2ч. Основная часть
3ч. Заключение./
- О чем напишем в о вступлении? /На партах справка о художнике – прим.1/
/Дополнить запись на доске: 1ч. Вступление. Художник и его картина./
- О чем пойдет речь в основной части части?
/2ч. Основная часть. Описание картины: вода, деревья, небо, берег, деревня, лодка, краски./
-Чем закончим?
/3ч. Заключение. Мое отношение к картине./
- Орфографическая работа.
1.Справочный материал
2.Словари
3.Доска
4.Листы подготовки
5.Учитель
- Запись текста.
- Чтение работ
- Итог урока
Примечание №1:
Исаак Ильич Левитан
1860-1900гг.
Известный русский художник. Написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами. Современники называли Левитана « поэтом русской природы».
Картина «Весна. Большая вода» находится в Москве в Третьяковкой галерее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....
Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки....
Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»
Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...
Развитие речи . Сочинение по картине "Лоси" А.С.Степанова.
Презентация к уроку русского языка 2 класс по УМК "Школа России" В.П.Канакина....
Конспект урока по развитию речи.Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
УМК "Школа России"...