Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. 3класс
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна . Большая вода.»
Цели урока:
- Формировать умение описывать содержание картины.
- Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
- Учить отбирать материал по теме.
- Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.
Ход урока:
1 Вступительное слово о художнике.
- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин. Многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.
-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./
- Картина, которую мы сегодня будем рассматривать, находится в Москве в Третьяковской галерее.
- Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?
- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.
- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.
- Что такое пейзаж? /Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/
- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/
2.Знакомство с картиной.
/Слайд №5, у детей на партах репродукции/
- Итак, перед вами на партах и на доске репродукция с картины Левитана «Весна.Большая вода». Прежде, чем мы начнем рассматривать, скажите, что такое репродукция?
/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/
- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.
/Дети смотрят, учитель читает:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. Н.И.Рыленков
-Что-то хочется сказать о впечатлениях, которые произвела картина после первого знакомства?
- Картина называется «Весна. Большая вода». Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? /половодье/
-Что такое половодье , когда оно бывает?
- Где мы уже встречались с этим явлением природы?
/ Изложение «В половодье» отрывок из рассказа Скребицкого;
Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»/
3. Анализ картины.
- Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Б.в.»
/приготовьте листы подготовке/
- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.
- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/
- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/
- Почему голубая? /Отражается небо/
А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/
- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?
- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/
- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/
- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.
Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/
- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/
- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/
- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?
- Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/
-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/
-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/
-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени/
- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/
-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./
- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине.
/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.
Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.
Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./
- Составление плана.
- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.
-Сколько частей в тексте? Какие?
/на доске:1ч. Вступление
2ч. Основная часть
3ч. Заключение./
- О чем напишем в о вступлении? /На партах справка о художнике – прим.1/
/Дополнить запись на доске: 1ч. Вступление. Художник и его картина./
- О чем пойдет речь в основной части части?
/2ч. Основная часть. Описание картины: вода, деревья, небо, берег, деревня, лодка, краски./
-Чем закончим?
/3ч. Заключение. Мое отношение к картине./
- Орфографическая работа.
1.Справочный материал
2.Словари
3.Доска
4.Листы подготовки
5.Учитель
- Запись текста.
- Чтение работ
- Итог урока
Примечание №1:
Исаак Ильич Левитан
1860-1900гг.
Известный русский художник. Написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами. Современники называли Левитана « поэтом русской природы».
Картина «Весна. Большая вода» находится в Москве в Третьяковкой галерее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-108601-1473073478.jpg)
Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....
Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201803-1360609419.jpg)
Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»
Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-114267-1349702752.jpg)
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-351629-1385210982.jpg)
Развитие речи . Сочинение по картине "Лоси" А.С.Степанова.
Презентация к уроку русского языка 2 класс по УМК "Школа России" В.П.Канакина....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-309021-1380981361.jpg)
Конспект урока по развитию речи.Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
УМК "Школа России"...