Конспект учебного занятия по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пешкова Оксана Валериевна

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyaniya_4_klass_po_russkomu_yazyku.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пешкова Оксана Валериевна

МБОУ СОШ №2 Карасукского района, Новосибирской области

Конспект учебного занятия по русскому языку по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Предмет: Русский язык

Тема занятия: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Цель: выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных. 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявляют интерес к языковой деятельности
  • определять личностный смысл учения;
  • проявлять желание больше узнать.

Предметные:

  • Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании 
    правил правописания;
  • Подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки 
    изучаемых орфограмм в слове;
  • применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы.

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом 
    решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.
  • Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
  • Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Этапы занятия и содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы организации

УМО, МТО

Предметные

Личностные

Метапредметные

Психологический настрой.

Цель:организованное начало определяет дальнейший ход и успех всего урока.

На занятии сижу,

Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте для начала вспомним с вами словарные слова, которые вы изучили ранее. Я буду вам читать загадку, а вы должны отгадать, что это за слово.

У него есть две руки,

Они сильны, они ловки.

Все они умеют:

Рисуют, пишут, клеят. (Человек)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в...

Ответ: Библиотеку

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем...

Ответ: Пейзаж

-Давайте вспомним, что такое существительное? Что вы знаете о существительных?

Теперь давайте обобщим. Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие существительные  относятся ко 2 склонению? Какие  существительные относятся к 3 склонению?

- Итак, а теперь следующее задание. Я вам буду диктовать слова 1-го, 2-го, 3-го склонения. Три человека выйдут к доске и распределят эти слова по столбикам. Остальные записывают у себя в тетрадях.

Записывают в тетради дату, классная работа.

Пустошь(3), класс(2), февраль(2), молодежь(3), рассказ(2), оптика(1), местность(3), шоссе(2), суббота(1), помощь(3), закладка(1), пустяк(2), дочь(3), ночь(3), ночка(1), объявление(2).

Учащиеся выполняют задание.

 - Теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд. У всех так получилось? Молодцы.

- Давайте вспомним, как изменяются существительные?(по числам и по падежам)

- Сколько падежей у имен существительных?(6) Назовите их по порядку.(И, Р, Д, В, Т, П.) На какие вопросы отвечают?

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, вовремя монолога или диалога.

Моделировать правила участия в диалоге;

самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий;

самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий;

выражать собственное мнение и аргументировать его;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная.

Индивидуальная.

Открытие новых знаний

Цель - Уметь сравнивать имена существительные, имеющие одинаковые окончания; объяснить правописания окончаний в существительных. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

- Теперь откройте, пожалуйста, учебники на странице 124. Выполним с вами упражнение 234. Прочитайте задание.

- Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки? Найдите в тексте олицетворение.(ночевала тучка; тучка умчалась, весело играя; утес задумался глубоко, тихонько плачет.)  Выполним письменно.

- А теперь выделите окончания имен существительных и определите, в каком падеже они стоят. Найдите имена существительные с одинаковыми окончаниями. В одном и том же или разных падежах они употребляются? Определите падеж.

- Давайте рассмотрим таблицу на странице 125. Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже в 1 и 3 склонении? Да, в двух склонениях одинаковое окончание – и. А в каком еще падеже есть одинаковые окончания? В предложном  падеже, верно, в 1 и во 2 склонении окончание –е. В дательном падеже в 1 склонении окончание – е, в 3 -и. В предложном падеже в 3 склонении окончание – и.

Теперь расскажите друг другу в парах.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

А цель урока? Научиться писать правильно безударные окончания имен существительных во всех падежах.

Физминутка.

(музыкальная)

Игра «Найди свою пару» (напечатано на листах)

Друзья познаются                     потех.. час.

Азбука – к мудрост .                 в бед..

Делу время                                 тен.. боится.

Трус своей                                  ступенька.

- Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы и определите падеж существительных, у которых пропущены окончания. (выполняют в парах)

Проверка на слайде.

Оцените свою работу.

- Теперь выполним упражнение 236 на странице 125. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Вам нужно составить из слов предложения, выделенные слова поставить в правильный падеж и озаглавить получившийся текст.

Маленькая птичка королек.

Маленькая птичка королёк лето и начало осени(Р.п)  проводит в хвойном лесу(П.п).  Она живет на вершине(П.п)  высокой ели(Р.п). Королёк строит гнездышко на кончике(П.п) еловой ветки(Р.п). Свою скромную и тихую песню(В.п)  птичка поет круглый год. Зимой королька(Р.п)  можно встретить в городском парке(П.п), на огороде(П.п).

Разбираем с детьми выделенные слова.

- Ребята, а вы знаете что это за птичка королек?

Корольки одни из самых мелких птиц России. Обитают в зоне лесов Евразии, в основном в еловых. Очень подвижная птица, постоянно перепархивает с одной ветки на другую, на тонких веточках принимает различные позы, в том числе и вниз головой. Как правило, держится в верхней части кроны деревьев и малозаметна с земли. Гнездится в хвойных и смешанных лесах, в том числе глухой темнохвойной тайге, а также в больших садах и парках с участием старых еловых деревьев.

Посмотрите,  как она выглядит.

Моделировать правила участия в диалоге;

Формулируют ответы на вопросы

Формулируют ответы на вопросы.

владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Оценивать текст, находить смысловые ошибки. Воспроизводить текст.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения.

К – строят монологическое высказывание с учетом 
поставленной коммуникативной задачи

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов;

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа 
решения; оценивают свои достижения, осознают.

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная.

Фронтальная

Учебник

«Русский язык» Школа России.

В.П. Канакина.

1 часть.

Слайд 9

Слайд 10

Учебник

«Русский язык» Школа России.

В.П. Канакина.

1 часть.

Итог

- Какая цель перед нами стояла? (ответы детей).

- Достигли мы ее?  (ответы детей).

Анализируют проделанную работу.

Р: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Индивидуальная

Рефлексия

Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какую бы отметку вы себе поставили?

Анализируют свое настроение на уроке.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...

Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»

Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»...