Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку

Райхель Диана Эдуардовна

Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4

Раздел: ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Глава: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Цель: – развитие умений различать и характеризовать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

                                                                                    Ход работы:

Этапы. Содержание.

Вид деятельности.

Планируемые результаты

Формы организации

МТО и УМО.

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. Психологический настрой.

На уроке я сижу, 
Не шумлю и не кричу. 
Руку тихо поднимаю, 
Если спросят – отвечаю

- Здравствуйте, ребята меня зовут Диана Эдуардовна, я проведу урок окружающего мира.

Приветствие учителя.

Учебник « Окружающий мир» 2 часть, 4 класс, А.А. Вахрушев

2. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Введение в раздел.

1. – Решите лингвистическую «задачу».

Присоединить ( ) + слагаемое ( ) + 1-я буква алфавита + писатель ( ) + сонный ( ) + знакомое ().

– Что получилось? (При + лаг+ а + тель + н + ое.)

– Назовите полностью эту часть речи. Приведите примеры.

  1. – Откройте учебник на с. 32, прочитайте название раздела.

3. Формулирование проблемы.

– На основе имеющихся знаний об имени прилагательном и изученного об имени существительном определите цель урока и спланируйте деятельность на уроке. (Повторить признаки прилагательного, роль в предложении и тексте, правописание окончаний имён прилагательных.)

– Давайте составим план урока.

План:

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Актуализация и углубление изученного.

1.Беседа по вопросам на с.32 ( после названия параграфа)

Вопросы:

1.Что обозначают имена прилагательные? ( имена прилагательные обозначают признак предмета)

2.Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Существительное в словосочетании главное слово, прилагательное- зависимое. Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе, падеже)

3.Как ты думаешь, почему в учебниках русского языка обычно сначала изучается имя существительное, а потом – имя прилагательное, а не наоборот?

4.Какими членами предложения являются прилагательные – главными или второстепенными? Почему ты так думаешь? ( имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложение, т.к. оно зависит от имени существительного)

 Дополнительно:

1.Как изменяются имена прилагательные? (изменяются по числам, родам и падежам)

2.Какие из признаков общие у прилагательных и существительных? В чём отличие? (Общее: это самостоятельные части речи; это склоняемые части речи (поэтому и есть в их названиях общее слово - имена), то есть изменяются по числам и падежам; Отличие: у них разное общее грамматическое значение; они отвечают на разные вопросы; у каждой из них свои синтаксические функции).

3. Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.

()

4.Составьте словосочетание по этой схеме и укажите признаки имени прилагательного. Как вы их будете определять? ( белый лебедь – ед.ч., м.р. именительный падеж, признаки имен прилагательных определяется по имени существительному)

2.На основе наблюдения осмыслить роль имён прилагательных в тексте.( на примере упр.200)

1.Прочитайте отрывок из повести А.Н. Толстого « Детство Никиты». Постарайся представить картину, нарисованную словами.

2.Подчеркните главные члены в каждом предложении. Обратите внимание, какой частью речи выражены в основном второстепенные члены предложения.( 1. Мальчики оделись и вышли; 2. День был; 3. Солнце висело; 4. Деревья стояли; 5. Тени были пропитаны; второстепенные члены предложения в основном выражены прилагательными)

3.Что представляем собой текст – описание или повествование? Почему ты так думаешь? Объясни. (Этот текст является описанием)

4.Сделайте вывод. (Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение)

Развитие умений.

1.Развитие читательских умений при работе с текстами.

Развивать умения читательской деятельности: вычитывать информацию о тексте-повествовании и тексте-описании, определять основные признаки текстов, систематизировать их, преобразовывать текст в таблицу.( на примере упр.201)

Читают по цепочке текст, находят проблемную ситуацию.

.

Отвечают на вопросы.

Формируют проблему урока.

Формулировка темы данного  урока.

Высказывают своё мнение.

Составление плана урока.

Работают с иллюстрациями.

Отвечают на вопросы по иллюстрациям.

Обсуждают в парах.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Познавательные:

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные:

Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коллективная работа.

Коллективная работа.

Коллективная работа.

Парная работа.

Рабочая тетрадь, Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова;

презентация;

Развивается умение определять тип речи в стихотворном тексте, «чувствовать» настроение стихотворения ( на примере упр. 202)

 

 

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Имя прилагательное"

Конспект открытого урока по русскому языку "Имя прилагательное"...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...